Рабочее время водителя приказ минтранса

Режим труда и отдыха водителей: правила и положения на 2019 год

Рабочее время водителя приказ минтранса

График работы составляется на месяц и включает рабочие дни с учётом начала и завершения смены, время на перерыв для обеда и отдыха, выходные дни и специальные перерывы для определённых категорий водителей. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным.

Ежедневный учёт

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов.

При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов. Эти 7 часов включают не только конкретно время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей.

Подробнее данные нюансы будут рассмотрены в разделе «Рабочее время водителя».

Суммированный учёт

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы.

Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях. Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся.

Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов.

К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;
  • перевозки на легковых служебных авто при обслуживании руководителей, органов местного самоуправления и государственной власти;
  • внутрикарьерные, внутризаводские и внутриобъектные технологические перевозки, при которых транспортное средство не выходит на дороги общего пользования и улицы города;
  • перевозки при работе с аварийными службами и коммунальными службами, учреждениями здравоохранения, службами почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • водители пригородных и городских маршрутных автобусов;
  • междугородные перевозки.

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Рабочее время водителя

Общий объём рабочего времени состоит не только из периода, когда водитель находится за рулём ТС, но также из следующих временных периодов.

  1. Управление машиной.
  2. Подготовительные работы перед началом смены и перед её завершением, особенно, если составляется режим труда и отдыха водителя международника.
  3. Перерывы на отдых, специально установленные работодателем в конечном пункте и в процессе передвижения.
  4. Простой, причина которого не заключается в вине водителя.
  5. Вынужденный простой во время разгрузки или погрузки товаров.
  6. Вынужденный простой на участках со специализированными автомобилями.
  7. Период прохождения медосмотра перед выходом на смену или перед выездом на рейс, а также после завершения смены. Дорога туда и обратно обязательно учитывается, если до места прохождения медосмотра необходимо добираться.
  8. Период управления ТС во время дальнего рейса, когда водителя сменяет напарник.
  9. Время, которое водитель затрачивает на организацию охраны ТС и перевозимого груза на промежуточных станциях или стоянках. Речь идёт о междугородних перевозках.
  10. Время, которое водитель тратит на устранение поломок обслуживаемого транспортного средства в период рабочей смены.

Помните, что намерение работодателя заставить сотрудника делать перерыв за счёт времени на обед, не является законным. Также стоит обратить внимание на время, которое уходит на охрану перевозимого груза. Засчитывается это время не в полной мере, но 30% должно засчитываться обязательно.

Также засчитывается и время пребывания водителя на рабочем месте, во время которого он не управляет машиной. Такие часы засчитываются минимум в количестве 50%.

Ранее уже упоминался тот факт, что положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей регулирует любые периоды, связанные с рабочими обязанностями сотрудника. Отдельно стоит поговорить о времени, которое водитель тратит конкретно на управление автомобилем. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.

Если речь идёт о перевозке пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной, превышающей 9,5 метра, максимальный период управление ТС сокращается до 8 часов. Данное правило также учитывается, когда составляется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, транспортирующих крупногабаритные, длинномерные или тяжеловесные грузы.

Увеличение времени управления транспортным средством допускается в следующих случаях.

  1. Суммированный учёт времени допускается при управлении пригородными или городскими автобусами.
  2. Увеличение смены до 10 часов допускается не чаще двух раз в неделю при использовании суммированного учёта рабочего времени. За 2 недели длительность управления автомобилем не должна превышать 90 часов.

Можно сделать вывод о том, что водители пригородных, городских и грузовых транспортных средств отличаются самыми загруженными рабочими днями. При этом верхний предел в плане времени управления ТС устанавливается не всегда. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене длительностью в 12 часов.

Режим отдыха

Законный отдых, в свою очередь, представлен такими составляющими, как обеденный перерыв, перерыв на питание, еженедельные выходные и специальные перерывы для водителей междугородников. Индивидуальные нормативы действуют относительно каждого из перечисленных видов перерывов.

Отдых и принятие пищи

Длительность полноценного приёма пищи, в зависимости от длительности смены, колеблется в пределах 30 — 120 минут. Если рабочий день превышает 8 часов, обеденный перерыв может составлять 2 часа.

Перерыв между сменами

Если учёт времени происходит по стандартной схеме, длительность отдыха между сменами может быть в два раза больше, чем длительность смены. Время на обед также входит во время, отведённое на ежедневный отдых.

Например, при длительности рабочей смены с 8 до 17 и часе обеденного перерыва, между сменами водитель должен отдыхать 15 часов минимум. При семи часовом рабочем дне длительность отдыха может сократиться до 13 часов.

Исключения в данном случае также имеются:

  1. Если речь идёт о пригородных или городских перевозках, время на отдых между сменами сокращается до 9 часов. При этом отдых в 2 суток положен водителю после окончания второй смены.
  2. При междугородних перевозках время на отдых между сменами составляет до 11 часов, при этом сокращать время на отдых до 9 часов допустимо только три раза в неделю. Если такое происходит, в конце рабочей недели предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Длительность такого отдыха должна приравниваться к количеству потерянных часов в течение рабочей недели.
  3. Разбитый отдых между сменами допускается в отдельных случаях. Деление происходит так, чтобы одна часть приравнивалась 8 часам, а общее время не было менее 12 часов.

Непрерывный еженедельный отдых

Данный вид отдыха представлен еженедельными выходными, длительность которых должна составлять минимум 42 часа. В отдых между сменами выходные при расчёте не включаются. Если речь идёт о стандартной рабочей неделе, общее количество часов на непрерывный отдых должно составлять 57 часов. При суммированном графике работы допускается назначение выходных в разные дни.

Специальные перерывы

Специальные перерывы предназначены водителям междугородникам, и их длительность составляет 15 минут. Через 4 часа после непрерывного управления транспортным средством должен быть первый такой перерыв, а каждые последующие 2 часа назначаются следующие перерывы длительностью в 15 минут. Специальный перерыв не предоставляется, если его время совпадает с перерывом на обед.

Ненормированный рабочий день

Отдельно стоит поговорить о ненормированном рабочем дне, для которого законодательство также предусматривает свои нормативы. К сотрудникам, рабочий день которых не нормирован, относятся водители транспортных средств, которые задействованы в изыскательских партиях и экспедициях в следующих сферах:

  • изыскательные и топографо-геодезические работы в полевых условиях;
  • геологоразведочные работы.

Дни непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях, а на нормальную продолжительность рабочей недели ориентируются при установке продолжительности и количества рабочих смен.

Продолжительность ненормированного рабочего дня может быть любой, но в неделю водитель должен работать не более 40 часов.

Использование тахографа позволяет контролировать режим работы водителя путём установки данного устройства на транспортное средство. Происходит регистрация маршрута движения машины и её скорости с учётом трудового графика сотрудника, который транспортным средством управляет. Установка тахографа является обязательной для следующих видов транспорта:

  • грузовые авто с максимальной массой в 3,5 тонны;
  • любые автомобили массой свыше 5 тонн;
  • автомобили весом менее 5 тонн, рассчитанные на 8 пассажиров;
  • все ТС, используемые для коммерческих перевозок.

Тахографы без криптозащиты, установленные до марта 2014 года, в 2019 году использовать нельзя.

Штрафные санкции

Согласно положению о времени на работу и отдых, отсутствие тахографа ведёт за собой наложение штрафных санкций в размере 1 — 3 тыс. руб. для граждан и водителя и 5 — 10 тыс. для должностного лица или предпринимателя (читайте больше о штрафе за отсутствие тахографа).

Обязательно оговаривайте с работодателем заранее все нюансы и сомнительные вопросы перед приёмом на работу, чтобы избежать штрафов и иметь возможность работать в максимально комфортных и безопасных условиях как для себя, так и для пассажиров.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(17 4,59 из 5)
Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://motorsguide.ru/pravo/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej

Рабочее время водителей

Рабочее время водителя приказ минтранса

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности.

Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения.

Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.

Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России.

Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части.

Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто.

Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля.

С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2016 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Пример графика работы (сменности) водителей

Источник: https://spmag.ru/articles/rabochee-vremya-voditeley

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019г

Рабочее время водителя приказ минтранса

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов.

Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью.

При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени; 

• смены в зависимости от ее длительности; 

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей 

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям. 

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре.

Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации.

В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным.

Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов.

До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного.

Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце.

Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

 О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется.

Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей.

На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О порядке ведения суммированного учета

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем.

Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа.

Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2.Норма рабочих часов в учетном периоде.

3.Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни.

Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган.

Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Источник: http://www.oapr.ru/carriers/bus/rezhim-truda

Закон о режиме труда и отдыха водителей

Рабочее время водителя приказ минтранса

 Коммерческие организации, чья основная сфера деятельности связана с грузовыми перевозками, должны придерживаться определенных норм и стандартов организации рабочего времени для своих сотрудников.

Все ТС предприятия также должны быть оснащены тахографами, ведущими учет времени труда и отдыха водителей. При этом режим труда и отдыха сотрудников должен согласовываться с положениями приказа №15 Минтранса.

Законодательная база 

Режим труда и отдыха водителей коммерческих предприятий регулируется Трудовым кодексом РФ, приказом Минтранса от 20.08.2004 года №15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» и непосредственно самим положением.

Положение указывает на стандарты формирования рабочего времени и времени отдыха, продолжительность рабочего дня и недели, особенности пользования тахографом.

Согласно законам РФ, продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. Если деятельность предприятия является специфичной, а условия не могут быть соблюдены, то есть возможность ввести учетный период времени.

Согласно приказу Минтранса, организации, осуществляющие коммерческие грузовые перевозки должны оснащаться тахографами — специальное приспособление для учета времени труда и отдыха.

При игнорировании положений законодательства штраф будет наложен не только на юридическое лицо, но и на водителя и руководителя организации, допустившего нарушение.

15 приказ Минтранса о режиме труда и отдыхе водителей подразумевает соблюдение основных принципов Положения:

  1. При составлении графика должны быть учтены все факторы, включая время на:
    • управление ТС;
    • отдых;
    • подготовку перед отправлением;
    • прохождение медосмотра;
    • простой по вынужденным причинам;
    • ремонт ТС;
    • охрану грузов и т.д.
  2. Длительность рабочего дня не должна превышать лимит в 9-10 часов, при возможных переработках максимум 2 раза в неделю.
  3. При непрерывном движении каждые 4 часа водитель должен делать 15-минутный перерыв.
  4. Пятидневная неделя не должна превышать 40 часов, шестидневная – 42 часов.
  5. При осуществлении перевозки грузов на дальние расстояния, в т.ч. за рубеж, допустим 12-часовой график работы.
  6. Отдых в обеденный перерыв должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  7. Перерыв между сменами при обычном графике должен быть не менее 16 часов, при суммированном графике – 12 часов. При рейсах на дальние расстояния межсменный перерыв может быть разбит на 2 раза.

График с соблюдением изложенных принципов должен постоянно находится перед глазами водителя. Обычно он составляется 1 раз в месяц. Обязательное условие при составлении режима дня сотрудников – точное ограничение во времени, включая часы на обед, переезд, остановки и т.д.

В связи с изменениями в 2019 году используется две системы учета рабочего дня автомобилистов:

  1. Ежедневный (учет на 1 день) при еженедельной выработке не более 40 часов.
  2. Суммарный (учет общего времени работы) без ограничения еженедельный часов и с расчетом времени труда на месяц или сезон. Система чаще используется для водителей, совершающих международные грузовые рейсы, а также государственные заказы.

Если ТС управляют два человека

Многие предприятия, перевозящие грузы на значительные расстояния, посылают в рейсы двух или даже трех водителей. Благодаря этому транспорт может двигаться практически непрерывно.

При таких перевозках также важно соблюдение некоторых принципов:

  • у водителя должно быть спальное место на период отдыха;
  • максимальный рабочий день обоих (или более) водителей должен составлять не больше 21 часа в сутки, при этом время непосредственного управления авто не должно превышать 18 часов;
  • максимальное время непрерывного движения ТС – 4,5 часа. Даже если второй водитель находится не за рулем, то по факту он может быть на смене. А значит, пересменка невозможна, и перерыв от движения все же потребуется;
  • при передаче смены водители обязаны менять карты тахографа. Движение по одной карте может считаться нарушением графика труда и отдыха.

Как пользоваться тахографом        

Расчет времени трудовой деятельности и отдыха обязательно согласуется с Трудовым кодексом и другими нормативными актами. Для контроля режима используются тахографы, которые устанавливаются на грузовым авто.

Чтобы воспользоваться прибором каждый водитель должен получить личную карту с чипом, с указанием на ней данных о водителе. Стандартная карта действует не более 3 лет, после чего подлежит обязательной замене.

Чтобы воспользоваться тахографом, нужно:

  1. Вставить личную карту в прибор непосредственно перед началом смены. В обычных устройствах карта вставляется электронным чипом вверх.
  2. Ввести пин-код, заданный при активации ключа-карты. Важно быть максимально точным и внимательным. При ошибке ввода карта блокируется, а повторное действие невозможно.
  3. После ввода пин-кода на экран выводится ФИО водителя, который должен выбрать режим работы или отдыха. Если данные не отобразились, то карта вставлена не верно или прибор был поврежден.
  4. При начале движения тахограф автоматически определяет состояние как режим труда и начинает отсчитывать время до отдыха. При каждой заглушке мотора устройство переходит в режим отдыха. Если остановка вынужденная и считается рабочей, то изменить режим можно самостоятельно на цифровом экране. Однако в таком случае ТС должно быть неподвижно.
  5. По окончанию трудовой смены нужно вынуть кату из прибора. Снова воспользоваться картой можно только после истечения межсменного отдыха.

Данные о режиме труда водителей хранятся на тахографе в течение 28 дней, затем информация автоматически удаляется. Для извлечения данных с устройств работодатели используют функцию печати. В стандартных устройствах он находится во главе меню.

Данные могут быть распечатаны как с показаний ТС, так и на конкретного водителя, пользующегося индивидуальной картой.

В первом случае будет предоставлен полный цикл движения ТС, во втором – режим труда и отдыха конкретного сотрудника. Часто работодатели сохраняют обе распечатки для проведения контроля сотрудников.

По стандартам кроме плановых и внеплановых проверок ГИБДД предприятие проводит самостоятельный контроль соблюдения РТО. Подобные мероприятие проводятся раз в 1-2 месяца. Данные, полученные с тахографа, хранятся в архивах в течение года, после чего могут быть уничтожены.  

Ответственность за нарушение норм      

За нарушение норм Приказа №15 Минтруда и Положения предусмотрены следующие санкции:

  1. За управление грузовым автомобилем в коммерческих целях предусмотрены одновременные штрафы в размере:
    • от 1 до 3 тыс. рублей для водителя;
    • от 5 до 10 тыс. рублей для ИП или должностного лица, допустившего инцидент;
    • 15-30 тыс. рублей для юридического лица (кроме ИП).
  1. За несоблюдение норм и стандартов эксплуатации тахографа или игнорирование режима труда и отдыха на физическое лицо (водитель) будет наложен штраф в размере от 1 до 3 тыс. рублей. Предусмотрены следующие возможные нарушения:
    • истек срок действия индивидуальной карты водителя;
    • карта не была вставлена в слот во время движения;
    • использовалась карта другого водителя;
    • РТО не был соблюден.
  1. За несоблюдение норм и стандартов эксплуатации тахографа, а также за нарушение РТО подчиненных, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тыс. рублей в следующих случаях:
    • отсутствие тахографа или использование несертифицированного прибора;
    • использование неисправного или неоткалиброванного устройства;
    • просроченная проверка РТО по тахографу.

Любой из указанных штрафов за отсутствие тахографа или несоблюдение РТО может быть выписан сотрудниками ГИБДД, Роспортребнадзора или Роструда.

Таким образом, трудовой режим и время на отдых водителей коммерческого грузового транспорта должно быть согласовано с трудовым законодательством РФ. Использование тахографов в данном случае обязательно для учета фактического времени РТО.

При любом нарушении закона штраф будет наложен как на организацию, так и на ее руководителя и водителя. Несмотря на это, закон не запрещает перевозку частных грузов личным транспортом без соблюдения упомянутых норм.

по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://autouristpro.ru/15-prikaz-mintransa-o-rezhime-truda-i-otdyha-voditelej/

Юридическая сила
Добавить комментарий