Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.

Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.

Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.

Это не совсем так.

Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.

Таким образом, получаем четыре варианта надзора.

Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.

Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.

1.Настоящий Порядок устанавливает последовательность административных действий уполномоченных должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов при осуществлении надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

2.Предметом надзора является соблюдение лицами, принимающими непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства, требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

3.Результатом осуществления надзора является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение правонарушений в данной области, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых в них людей, максимально возможное обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.

Права водителя при остановке ГИБДД

11.Сроки выполнения сотрудниками административных действий должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки.

Необоснованное увеличение сотрудниками времени выполнения административных действий в отношении участников дорожного движения недопустимо и может быть обжаловано в установленном порядке.

12.При осуществлении надзора сотрудники должны находиться в установленной по сезону форменной одежде, мотоциклетной форме установленного образца (для несущих службу на мотоциклах), иметь опрятный внешний вид, служебное удостоверение и нагрудный знак, а в темное время суток и в условиях ограниченной видимости светящийся жезл (жезл со световозвращающими элементами) или диск с красным сигналом (световозвращателем). Необходимость ношения жилета сигнального с элементами из световозвращающих материалов и куртки сигнальной с элементами из световозвращающих материалов устанавливается руководством соответствующего подразделения Госавтоинспекции исходя из характера выполняемых задач, с учетом погодных условий и времени суток.

По решению руководителей территориальных органов МВД России на межрегиональном и региональном уровнях сотрудники ДПС, осуществляющие скрытый надзор за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля без специальной цветографической схемы (в стандартном исполнении), могут не носить форменную одежду.

13.Осуществление надзора за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным транспортным средствам, не допускается.

14.Оформление процессуальных документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях. При этом допускается их оформление в служебном помещении органа внутренних дел, стационарного поста органа внутренних дел, патрульном транспортном средстве, иных местах, определяемых в соответствии с пунктом 131 Порядка.

15.В случае использования при осуществлении административных действий фото-, видео и (или) звукозаписывающей аппаратуры, в том числе носимого и (или) установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, сотрудник уведомляет об этом участников дорожного движения (присутствующих при этом лиц).

16.Осуществление сотрудником административных действий должно производиться (по возможности) в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах, на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов при их наличии.

17.Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств), позволяющей производить видеозапись. Полученные при совершении административных действий видеозаписи приобщаются к материалам дела об административном правонарушении. Хранение, использование и передача кому-либо данных видеозаписей осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

18.Процессуальные документы должны заполняться чернилами черного, синего или фиолетового цвета от руки разборчиво либо с использованием печатающего устройства. Текст процессуального документа, выполненный от руки, должен быть разборчивым.

19.Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к участникам дорожного движения.

20.В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания.

21.При разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • оскорбительных выражений или реплик.

22.При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения.

23.В случае обращения участника дорожного движения сотрудник обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

При обращении за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел, а также о телефонах для полу��ения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

24.При наступлении условий, предусмотренных статьями 18 – 24 Федерального закона «О полиции», действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.

25.Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться со стороны места нахождения водителя.

При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или выполнить иные действия, предусмотренные Порядком, в зависимости от складывающейся ситуации.

26.Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

27.Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов.

28.При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Участнику дорожного движения должна быть предоставлена возможность дать объяснение по поводу его действий, после чего сотрудником дополнительно разъясняется суть правонарушения и осуществляется производство по делу об административном правонарушении.

При необходимости о конфликтной ситуации сотрудник докладывает дежурному для решения вопроса о выезде для разбирательства ответственных должностных лиц.

29.Участник дорожного движения в случае необходимости вправе ознакомиться с документами, затрагивающими его права и свободы и подтверждающими проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, по месту дислокации соответствующего подразделения Госавтоинспекции. По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения (группы) строевого подразделения ДПС либо телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу.

30.С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

35.Надзор за дорожным движением включает:

  • визуальное или с использованием технических средств (специальных технических средств, в том числе работающих в автоматическом режиме) наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов;
  • наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений.

36.Надзор за дорожным движением осуществляется на основании решения о заступлении сотрудников на службу, принятого руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне, командиром строевого подразделения ДПС, руководителем территориального органа МВД России на районном уровне или подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне.

37.Место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются командиром строевого подразделения ДПС (руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России.

38.При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы патрульный автомобиль или сотрудник был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

39.При надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы (скрытый надзор) принимаются меры по фиксации нарушений Правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства и иных. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Сотрудники, осуществляющие скрытый надзор за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы и находящиеся в форменной одежде, могут самостоятельно осуществлять необходимые административные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Порядком.

40.При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

  • предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения;
  • предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;
  • выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования;
  • оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования;
  • оказанию содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
  • выявлению и устранению в пределах компетенции причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения.

В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение ДТП.

41.При выявлении правонарушения, совершенного участником дорожного движения, осуществляется остановка транспортного средства, пешехода с целью пресечения нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении либо передача информации о нарушении другому наряду сотрудников, дежурному (в случае необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства).

При одновременном выявлении нарушений Правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан.

42.При выявлении факта управления транспортным средством, имеющего неисп��авности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает соответствующее дело об административном правонарушении.

43.При выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов обеспечивается:

  • принятие самостоятельно или с привлечением участников дорожного движения мер к устранению помех в дорожном движении;
  • передача соответствующей информации дежурному и предупреждение участников дорожного движения с использованием при необходимости средств ограждения, патрульного транспортного средства, специальной световой сигнализации;
  • выполнение по указанию или разрешению дежурного регулирования дорожного движения в соответствии с пунктом 51 Порядка с целью перераспределения транспортных потоков, направления транспортных средств в объезд.

44.При осложнениях в дорожном движении, возникших в результате стихийных бедствий, в том числе неблагоприятных погодных условий (схода снежной лавины, снегопада, урагана, обледенения, подтопления, землетрясения, иных природных явлений и катаклизмов), крупных производственных аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) сотрудник информирует об этом дежурного, принимает меры к оповещению водителей об опасности, содействует беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно-спасательных служб, в случае необходимости временно ограничивает или запрещает движение, направляет транспортные средства в объезд опасного участка.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Данные процедуры проводятся полицейскими с одной целью – обнаружить доказательство правонарушения или предмет его совершения. Осмотр, конечно, позволяет увидеть меньше, например, непристегнутого пассажира или ребенка, едущего без специального детского автокресла. Досмотр же позволяет инспектору самому попасть в машину, чтобы найти, например, съемную тонировку или шторки, которые водитель снял на глазах у инспектора.

Чтобы данные цели стали основанием – достаточным условием, позволяющим проведение досмотра – у инспектора должно быть не просто предположение о возможном нахождении этого предмета в авто, он должен был самостоятельно его увидеть. К сожалению, доказывать свое наблюдение он никак не обязан.

Морфологически эти слова довольно схожи, однако юридически эти процедуры имеют огромную разницу.

Осмотр – визуальное, исключительно зрительное ознакомление с содержимым автомобиля, его техническим состоянием, его пассажирами. То есть, инспектор может заглянуть в окно, обойти сам автомобиль, но дотрагиваться до предметов не может. Фактически сотрудник ГИБДД проводит осмотр каждый раз, когда останавливает автомобиль.

Досмотр – более серьезная процедура, которая позволяет инспектору не только осматривать авто, но и прикасаться к предметам, находящимся в нем, требовать от водителя и пассажиров выйти из ТС, а также самому садиться на их места. Для такого действия уже требуется основание, о которых речь пойдет ниже. Досмотр должен проводится в присутствии 2 понятых, которые будут следить за действиями полицейского, а по завершении процедуры поставят подписи в протоколе досмотра – это будет доказательством того, что предмет, обнаруженный в автомобиле, не был подброшен инспектором и что вся процедура проводилась в соответствии с законом. Вместо привлечения понятых инспектор может вести видеозапись.

Сотрудники Госавтоинспекции могут проводить не только досмотр ТС, но и досмотр вещей, личный досмотр. Это еще 2 серьезных действия, на которые должны составляться отдельные протоколы. И для каждого из них нужны понятые. Важно! Проводить личный досмотр может лишь полицейский того же пола, что и досматриваемый; понятые также должны быть этого пола.

В чем же отличия этих 3 процессов? Досмотр ТС должен ограничиваться только проверкой содержимого авто: инспектору запрещено открывать лежащие в нем сумки, чемоданы, пакеты и так далее. Личный досмотр – это проверка вещей, находящихся при человеке, он позволяет требовать снять аксессуары, часть одежды и доставать вещи из карманов. Досмотр личных вещей означает, что инспектор будет проверять сумки, портфели, чемоданы, коробки, контейнеры и так далее.

Еще одно, с первого взгляда, схожее понятие – обыск. Но на деле разница между досмотром и обыском огромная..

Юридическое отличие в том, что обыск проводится в рамках уголовного расследования. То есть, инспектор ГИБДД не имеет права проводить обыск при остановке случайного водителя. Обыск может проводиться только после возбуждения уголовного дела, а сотрудники МВД должны иметь разрешающий документ – постановление следователя (или постановление суда, если обыск проводится не в машине, а в жилище).

Практическое отличие в том, что при обыске сотрудники полиции могут нарушать конструктивную целостность автомобиля: выламывать панели, вскрывать обшивку, разбирать некоторые детали и тому подобное. Зачастую после обыска некоторые части автомобиля оказываются сломаны или испорчены, а вероятность получить компенсацию за причиненный вред довольно маленькая.

Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.

Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.

В соответствии с пунктом 6.10 нового регламента МВД инспекторам и другим представителям органов внутренних дел предоставлено право осуществления данного действия. Регламент предписывает, что такое досмотр ТС, процедуру его произведения, а также причины для его выполнения.

Фактически, досмотр заключается в исследовании его внутренней части, включая салон автомобиля, его багажник и подкапотное пространство. При этом инспектор ДПС вправе трогать вещи, открывать двери и капот, пользоваться элементами управления машиной (но не поехать куда-то на машине, а просто, например, включить/выключить зажигание, вытащить прикуриватель, открыть бардачок и т.п.).

Во время досмотра сотрудник ГИБДД вправе трогать и перемещать личные вещи, но не может их открывать и рыться в них, иначе такое становится личным досмотром вещей водителя или пассажиров. А это уже не то же самое, что досмотр автомашины. У каждой из этих операций существуют свои основания, свои документы и свой порядок осуществления.

В частности, досмотр требует непременного оформления протокола досмотра.

Начнём с того, что полицейский не вправе просто так взять и остановить первое попавшееся транспортное средство и сказать, что желает провести досмотр, потому что что-то ему показалось подозрительным в поведении водителя или другое. Для выполнения данной процедуры нужны чёткие основания, и они указаны в пункте 202 Приказа №664, который вводит в действие регламент МВД.

Итак, для досмотра могут быть следующие причины, и их всего 3:

  • проверка имеющихся материалов различных дел о том, что в ТС могут находиться запрещённые Уголовным кодексом вещи (оружие, бомба, наркотики и т.п.),
  • проверка имеющихся материалов различных дел о том, что в ТС могут находиться предметы или вещи, которые причастны к какому-либо административному правонарушению (снятая хитрым водителем съёмная тонировка, блоки розжига незаконного ксенонового света, когда это запрещено и т.п.),
  • осуществление задержания лиц в машине: либо водителя, либо пассажиров, когда у представителя закона есть информация о том, что те находятся в розыске или совершили правонарушение.

Это исчерпывающий перечень оснований.

Досмотр проводится либо в присутствии 2 понятых, либо последние заменяются видеофиксацией, когда записывается всё на видеокамеру.

Что именно будет свидетельствовать о проведении досмотра, решает инспектор. Если это понятые, то их данные непременно обязаны быть отражены в соответствующем протоколе досмотра, и их должно быть не менее 2 человек (п. 203 регламента). О видеозаписи также делается пометка в этом документе.

Но ничто не запрещает в том числе и в наличии понятых сотруднику ГИБДД вести видеозапись.

При этом, как мы говорили в одной из наших прошлых статей, Вы также вправе снимать процедуру, и законодательство, действующее на 2022 год, Вам этого не запрещает. Более того, во избежание «подстав», хотя это и маловероятно, лучше всегда возить с собой любой инструмент для видеосъёмки — хотя бы мобильный телефон.

Осмотр проводится с целью выявить административные правонарушения, но в отличие от досмотра ТС, последний проводится с существенными ограничениями.

Это поверхностное исследование машины зорким глазом инспектора, который имеет право осматривать машину и снаружи, и внутри — салон, багажник и капот. Но отличие в том, что осмотр проводится без понятых.

И протокол к нему составлять не требуется. Но обязательно требуется акт осмотра. Здесь пишутся практически все те же данные, что и в протоколе досмотра:

  • о водителе ТС,
  • о полицейском и его звании,
  • дата и время процесса,
  • госномера и другие идентифицирующие данные машины,
  • обнаруженные вещи, используя которые было совершено правонарушение.

Осмотрен может быть и груз автомобиля.

Сегодня полномочия сотрудников ГИБДД на дороге регулируют 2 нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон О полиции,
  • Административный регламент, которому инспекторы ДПС обязаны следовать при выполнении процессуальных действий, согласно Приказу №664 (регламент вводится в действие Приказом).

Если первый содержит основополагающие принципы работы полиции и сотрудников ДПС в частности, то второй предписывает подробный порядок проведения различных процедур.

Итак, сначала перечислим все возможные административные и уголовные действия, которые уполномочены проводить сотрудники ГИБДД:

  1. инспектору ДПС на сегодня разрешено задерживать водителей и пассажиров,
  2. досматривать и осматривать автомобили, водителей, пассажиров или пешеходов, их личные вещи,
  3. можно снимать на фото или видео водителя и его машину,
  4. пользоваться автомобилями граждан в соответствующих случаях,
  5. использовать граждан при их согласии в сотрудничестве,
  6. пользоваться телефоном гражданина в особых случаях,
  7. доставлять в отделение полиции в особых случаях,
  8. составлять протокол, возбуждая административное дело,
  9. выносить постановление, если нарушение ПДД предусматривает штраф, но не лишение – то есть назначать наказания по штрафам,
  10. также сотрудникам разрешается эвакуировать машину законно,
  11. требовать прекратить нарушение – как административное, так и уголовное,
  12. разрешается проверка документов при наличии оснований,
  13. вызывать в отделение водителей, пешеходов или пассажиров,
  14. записывать данные водителя и хранить эту информацию в определённых случаях,
  15. проникать в определённые помещения при конкретных условиях,
  16. патрулировать улицы,
  17. требовать покинуть место ДТП или иные площади в рамках административного расследования,
  18. останавливать транспортные средства для проверки документов и иных определённых целях,
  19. проводить освидетельствование на алкогольное опьянение и направлять на медосвидетельствование,
  20. проводить розыскные меры в рамках своих полномочий,
  21. выносить представления в определённых случаях и конкретным лицам.

Теперь давайте подробнее рассмотрим основные полномочия инспектора из перечисленных – при каких условиях ему разрешено проводить ту или иную процедуру, а при каких – запрещено!

Такое право ему дано пунктом 20 статьи 13 ФЗ О полиции, а регулируют эту процедуру пункты 84-89 регламента. Конечно же, большинство водителей интересуют причины остановки. Они на 2022 год таковые:

  • проверка документов (но для проверки должны быть свои причины – они указаны ниже), в том числе на грузы,
  • проведение спецмероприятий и спецопераций,
  • если водитель нарушил ПДД,
  • если машина похожа на ту, что числится в угоне или розыске,
  • Людей нужно привлечь как понятых,
  • если дальше по дороге ехать нельзя (в том числе временно – проезд кортежа, ДТП и т.п.),
  • если нужно использовать транспортное средство инспектору ДПС,
  • требуется помощь водителя или пассажиров.

Останавливать автомобиль сотруднику ГИБДД разрешено в том числе рукой, а не только жезлом. Инспектору запрещено останавливать машину там, где остановка запрещена по Правилам, за исключением исключительных случаев.

Сразу после остановки инспектор обязан сразу подойти к водителю, представиться, сообщить причину остановки, а предъявить служебное удостоверение обязан только по требованию водителя.

Инспектор ГИБДД просит открыть багажник. Что нужно знать

Кроме того, сотрудник может использовать Ваш автомобиль, но только в рамках своих полномочий и если это неотложное дело. При этом, он обязан сообщить цель использования и маршрут, кроме случая, если машина ему требуется для преследования преступника (п. 90 регламента).

Также обратите внимание, что за рулём должен быть сам водитель, если нет исключительных обстоятельств, когда это невозможно, и тогда инспектор ДПС обязан отстранить водителя – составить соответствующий протокол, указав основания.

По завершении использования транспортного средства Вы можете потребовать у инспектора выдать справку или сделать запись в путевом листе о факте этого с указанием данных: маршрута, времени и продолжительности. Сотрудник должен поставить свою подпись.

За уклонение от требования в использовании авто отказавшийся водитель может быть привлечён к штрафу 1 000 рублей или аресту до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Если автомобилю вследствие использования нанесён ущерб (ИДПС попал в ДТП, иным образом испортил имущество), то такой вред подлежит возмещению.

Всё вышеперечисленное касается аналогично и случаев использования телефона гражданина инспектором.

Выявлять пьяных водителей – прямая обязанность ДПС. Порядок это меры (п. 227-243 регламента) такой:

  1. инспектор останавливает автомобиль при подозрении, что за рулём находится пьяный,
  2. при наличии достаточных оснований после остановки ДПС составляет протокол отстранения и акт освидетельствования, приглашает двоих понятых и предлагает пройти освидетельствование на опьянение на месте либо проехать до ближайшего поста ДПС, если в наличии нет прибора; но Вы можете и отказаться,
  3. в случае Вашего отказа, либо если прибор не показал опьянение, но инспектор сомневается всё равно, либо если прибор показал опьянение, но сомневается сам водитель и не соглашается с показаниями прибора, инспектор может направить водителя на медицинское освидетельствование,
  4. уже по результатам медосвидетельствования водителя либо лишают прав, а автомобиль увозят на штрафстоянку, либо не нарушающее ничего лицо обязаны отпустить.

Что касается прибора для «продувки», на него должно быть свидетельство о поверке и сертификат, и инспектор обязан предоставить возможность ознакомиться с этими документами. Вот только иметь в наличии с собой ДПС их не обязан, но тогда должен указать, где они находятся.

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2022 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.

Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.

«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.

Статья 27.9. Досмотр транспортного средства

Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства. Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись. Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.

А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.

В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.

Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.

«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.

Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.

Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.

Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.

Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.

Осмотр или досмотр? Для большинства автомобилистов различия в этих понятия незначительны или вовсе незаметны. Но с точки зрения закона (Административный регламент, утверждённый Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017) разница между ними существенна. Проследить ее проще в таблице.

Название процедуры Характеристика
Формулировка Согласие водителя Выход из салона водителя и пассажиров Изучение личных вещей, находящихся в авто Наличие оснований Протокол
Осмотр Визуальное изучение ТС без проникновения внутрь +
Досмотр Фактический контроль содержимого + + + +

Согласно Административному регламенту, утверждённому Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 и КоАП РФ, в правовом поле процедура досмотра будет выглядеть следующим образом:

  • Остановка авто
  • Предъявление документальных оснований для остановки и проведения досмотра
  • Поиск 2 понятых
  • Освобождение салона ТС водителем и пассажирами
  • Тщательный досмотр автомобиля инспектором, включая багажник и груз
  • Составление протокола о проведенной процедуре
  • Оставление подписи обеими сторонами
  • Передача водителю копии протокола

Кажется, что все крайне просто и вопросов, а тем более споров относительно процедуры досмотра возникать не должно. Но на практике ошибки во время досмотра совершают как владельцы автомобилей, так и инспекторы. Поэтому некоторые пункты приведенного выше списка будут рассмотрены более подробно.

Здесь инспекторы часто превышают свои полномочия. Поэтому любой водитель должен знать, что:

  • Трогать руками личные вещи, открывать багажник, капот и «бардачок» должностное лицо не может – по его просьбе все подобные действия совершает владелец ТС
  • Опломбированный груз не подлежит вскрытию – о нем по рации сообщают в дежурную часть и только после поступления соответствующих распоряжений (это делается в самом крайнем случае, когда существует прямая угроза жизни) целостность пломбы нарушается
  • Сотрудники наряда не препятствуют нахождению водителя около своего автомобиля, но в случае подозрений на совершение им уголовного преступления имеют право частично ограничить его свободу (наручниками)
  • При обнаружении в процессе досмотра административного правонарушения или иного преступления (совершенного либо запланированного) инспектор составляет соответствующий документ.

В первом случае это будет дело о правонарушении, открытое самим сотрудником ДПС. Во втором – рапорт, передающийся следственной группе, направленной на место досмотра посредством звонка в дежурную часть.

Некоторые инспекторы намеренно или без умысла допускают ряд нарушений во время проведения процедуры. Часто они остаются без фиксирования водителем, так как он сам не в полной мере понимает, как именно должен происходить досмотр.

Наиболее распространены следующие ошибки:

  • Отсутствие понятых
  • Отстранение владельца ТС от участия в процессе
  • Самостоятельное перекладывание вещей, что классифицируется уже как обыск
  • Отказ в просьбе ознакомиться с протоколом
  • Требование подписать протокол без предварительного ознакомления
  • Приказ выложить вещи из багажника

Вторая сторона досмотра в праве указать инспектору на нарушения в вежливой форме и записать это на видео.

Если сотрудник ДПС не проводит должные действия, а совершает ошибку за ошибкой, то спорить с ним не имеет смысла. Все нарушения можно зафиксировать и в течение 10 дней внести в жалобу.

При ее рассмотрении должностные лица будут руководствоваться статьей 19.1 КоАП РФ. Если жалоба найдет свое подтверждение, то инспектора накажут штрафом в размере 20 000 рублей.

Подведем итог

В статье подробнейшим образом описаны процедуры осмотра и досмотра на таможенном посту, целью которых является установление законности пересечения грузом таможенной границы РФ (или Таможенного союза). Все объекты таможенного контроля подлежат проверке с разной степенью интенсивности.

Основанием для стопроцентного досмотра может быть решение таможенных органов, которое не поддается систематизации. Подозрение может вызвать анонимная информация, случайный повод для выборочного контроля или объективные наглядные причины – выявленные нарушения в составлении сопроводительных документов, заполнении декларации, средств идентификации и др. Важно, чтобы результаты проведения таможенного досмотра были изложены в документах (обычно в виде актов установленного образца), подписанных представителем досматривающего органа и досматриваемого лица.

07.06.2021

Безопасность платежей обеспечивается с помощью протоколов и технологий, разработанных международными платёжными системами Visa International и MasterCard Worldwide (3D-Secure: Verified by VISA, Mastercard Identity Check). Обработка полученных конфиденциальных данных производится в процессинговом центре, сертифицированном по стандарту PCI DSS. Безопасность передаваемой информации обеспечивается с помощью современных протоколов обеспечения безопасности.

Критические данные о банковских картах не хранятся в системе — они используются лишь однажды при подключении и передаются по защищенному каналу связи.

Сайт никогда не запрашивает PIN-код вашей карты.

Осмотр и досмотр в обновленном административном регламенте ГИБДД

Данная технология добавляет дополнительный шаг авторизации пользователя при оплате. На первом шаге используется: номер карты, срок ее действия, имя держателя карты и код проверки ее подлинности (например, CVC2). На втором шаге, используя протокол 3D-Secure, сайт магазина показывает страницу банка-эмитента карты, на которой предлагается ввести дополнительный защитный код. Для проведения оплаты необходимо, чтобы для Вашей карты была подключена услуга «Безопасные платежи в Интернете» (3-Domain Secure).

23 августа 2017 года МВД России выпустило Приказ от 23.08.2017 N 664, утверждающий новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел РФ функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения.

Данным новым Регламентом не только введено понятие досмотра автомобиля, но и определены основания для досмотра и установлен порядок его проведения.

В соответствии с упомянутым регламентом под досмотром автомобиля понимается его обследование, проводимое без нарушения конструктивной целостности автомобиля для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Говоря простым языком, при досмотре автомобиля сотрудник ГИБДД имеет право обследовать содержимое багажника и салона автомобиля.

Основаниями для досмотра автомобиля являются:

  • проверка имеющихся у полиции или ГИБДД данных о наличии в автомобиле орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
  • проверка имеющихся у полиции или ГИБДД данных о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • задержание лица, передвигающегося на транспортном средстве.

Досмотр проводится в присутствии владельца автомобиля и двух понятых либо в присутствии владельца без понятых, но с обязательным применением видеозаписи.

Регламентом МВД предусмотрена возможность проведения досмотра автомобиля в отсутствие его владельца. Но это относится только к случаям, не терпящим отлагательства.

Важно знать, что досмотр автомобиля является регламентированным процессуальным действием. Это означает, что сотрудник ГИБДД в обязательном порядке должен оформить протокол о досмотре автомобиля либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном задержании, если водитель подлежит задержанию и об этом составляется протокол.

В протоколе о досмотре автомобиля указываются следующие сведения:

  • дата и место составления протокола;
  • сведения о сотруднике ГИБДД, который его составил;
  • сведения об автомобиле, который был досмотрен;
  • ФИО владельца автомобиля;
  • результаты досмотра;
  • данные понятых и их подписи (если понятые привлекались при проведении досмотра).

В случае применения видеозаписи досмотра в протоколе делается соответствующая запись и материалы видеозаписи прилагаются к нему.

Копия оформленного протокола вручается лицу, в отношении которого ведется административное расследование, либо владельцу автомобиля. Лицо, которому вручается протокол, ставит в нем свою подпись. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Полезно иметь в виду, что досмотр автомобиля, проводимый без имеющихся на то оснований, без оформления протокола, без понятых либо без применения видеозаписи для фиксации процессуальных действий, квалифицируется как самоуправство. А это, в свою очередь, предполагает ответственность сотрудника ГИБДД.

В общем случае при остановке автомобиля инспектором ГИБДД водитель имеет право не выходить из автомобиля. Но если речь идет о досмотре, то лучше из автомобиля выйти, особенно в случае, если об этом просит сотрудник ГИБДД.

Выше мы поговорили о досмотре автомобиля. Существует также еще одно процессуальное действие, называемое осмотром. Два этих действия (осмотр и досмотр) в чем-то похожи, но при этом имеют существенные различия.

Осмотр, в отличие от досмотра, предполагает только внешний осмотр автомобиля без проверки его содержимого. Это означает, что при осмотре автомобиля сотрудник ГИБДД не имеет права открывать двери и багажник автомобиля. Как правило, при осмотре сверяются номерные и маркировочные обозначения автомобиля. А также может проводиться визуальный осмотр содержимого через стекла автомобиля.

Основания для проведения осмотра и досмотра существенно различаются. Для осмотра установлены следующие основания:

  • имеющиеся у ГИБДД ориентировки или иная информация об использовании автомобиля или груза в противоправных целях;
  • необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля и сверки их с записями в регистрационных документах;
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах (для грузовых автомобилей).

Для проведения осмотра не требуется привлечение понятых или видеозапись, а также не надо составлять протокол. Единственное, что должен сделать сотрудник ГИБДД, это составить акт осмотра.

При осмотре автомобиля может быть и осмотрено содержимое автомобиля. Но сделано это может быть сделано только с согласия водителя.

Еще раз обращаем внимание на то, что досмотр автомобиля, в отличие от осмотра, является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Именно этим и обусловлены более веские основания для его проведения, и более строгий порядок самого досмотра.

Теоретически, конечно, гаишник может аккуратно подложить что-то в салон автомобиля и сразу же найти это. Сделать это довольно просто. Однако если у инспектора нет к водителю личной неприязни и если автомобилист не является каким-либо известным лицом, за подставу которого могут хорошо заплатить, то вероятность подлога близка к нулю.

Дело в том, что сотрудники ГИБДД должны пресекать нарушения именно в сфере ПДД: от этого зависит их продвижение по службе. Обнаружение наркотиков практически не принесет им пользы, а вот проблем окажется довольно много. Начнется все с бумажной волокиты и различных рапортов, а продолжится расследованием следственного комитета, в которое будет вовлечен инспектор. В таком процессе не хочется участвовать ни одному ГАИ-шнику.

Осмотр и досмотр автомобиля: отличия, правила и порядок

В статье подробнейшим образом описаны процедуры осмотра и досмотра на таможенном посту, целью которых является установление законности пересечения грузом таможенной границы РФ (или Таможенного союза). Все объекты таможенного контроля подлежат проверке с разной степенью интенсивности.

Основанием для стопроцентного досмотра может быть решение таможенных органов, которое не поддается систематизации. Подозрение может вызвать анонимная информация, случайный повод для выборочного контроля или объективные наглядные причины – выявленные нарушения в составлении сопроводительных документов, заполнении декларации, средств идентификации и др. Важно, чтобы результаты проведения таможенного досмотра были изложены в документах (обычно в виде актов установленного образца), подписанных представителем досматривающего органа и досматриваемого лица.

07.06.2021

Согласно Административному регламенту, утверждённому Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 и КоАП РФ, в правовом поле процедура досмотра будет выглядеть следующим образом:

  • Остановка авто
  • Предъявление документальных оснований для остановки и проведения досмотра
  • Поиск 2 понятых
  • Освобождение салона ТС водителем и пассажирами
  • Тщательный досмотр автомобиля инспектором, включая багажник и груз
  • Составление протокола о проведенной процедуре
  • Оставление подписи обеими сторонами
  • Передача водителю копии протокола

Кажется, что все крайне просто и вопросов, а тем более споров относительно процедуры досмотра возникать не должно. Но на практике ошибки во время досмотра совершают как владельцы автомобилей, так и инспекторы. Поэтому некоторые пункты приведенного выше списка будут рассмотрены более подробно.

Здесь инспекторы часто превышают свои полномочия. Поэтому любой водитель должен знать, что:

  • Трогать руками личные вещи, открывать багажник, капот и «бардачок» должностное лицо не может – по его просьбе все подобные действия совершает владелец ТС
  • Опломбированный груз не подлежит вскрытию – о нем по рации сообщают в дежурную часть и только после поступления соответствующих распоряжений (это делается в самом крайнем случае, когда существует прямая угроза жизни) целостность пломбы нарушается
  • Сотрудники наряда не препятствуют нахождению водителя около своего автомобиля, но в случае подозрений на совершение им уголовного преступления имеют право частично ограничить его свободу (наручниками)
  • При обнаружении в процессе досмотра административного правонарушения или иного преступления (совершенного либо запланированного) инспектор составляет соответствующий документ.

В первом случае это будет дело о правонарушении, открытое самим сотрудником ДПС. Во втором – рапорт, передающийся следственной группе, направленной на место досмотра посредством звонка в дежурную часть.

По результатам досмотра уполномоченное лицо составляет протокол. В нем указываются:

  • Данные инспектора: Ф.И.О., звание, должность
  • Место и дата
  • Данные лица, управлявшего ТС: Ф.И.О., дата рождения, номер и дата выдачи водительского удостоверения, место регистрации, адрес проживания, телефон
  • Идентификационных признаки транспортного средства
  • Данные понятых: Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, адрес проживания, телефон

В протоколе подробно излагается процедура проведения досмотра и обнаруженные в ее ходе вещественные доказательства (они должны быть сфотографированы и в распечатанном виде приложены к документу) вины владельца ТС во вменяемых ему преступных действиях.

Еще по теме: Что делать, если автомобиль угнали?

Для ознакомления протокол обязательно передается заинтересованному лицу. При несогласии с какой-либо изложенной информации оно имеет право отказаться подписывать документ.

Отказ от оставления подписи должен, согласно регламенту, найти отражение в протоколе. В любом случае водитель получает на руки копию бумаги.

Процедура может сопровождаться изъятием у владельца каких-либо предметов. Данный факт с перечислением вещей в обязательном порядке приводится в протоколе. Если это не сделано, водитель должен указать инспекторам на упущение. Понятые также должны присутствовать в процессе общения инспектора и лица, управлявшего ТС.

Обе процедуры строго регламентированы. Основные из положения прописаны в Кодексе административных правонарушений и административном регламенте Министерства внутренних дел. Как раз в пункте о правах и обязанностях должностных лиц упомянутого регламента закреплена основная информация о проведении смотров и досмотров. Согласно документу они имеют право: «Согласно порядку, закрепленному законодательством об административных правонарушениях, осуществлять досмотр транспортных средств и его пассажиров, с проверкой имеющихся при них вещей». Похожая информация и об осмотре: должностные лица наделены таким правом.

Понятие самой процедуры «досмотр» даётся в регламенте МВД. Согласно нормативному документу под досмотром подразумевается полный осмотр автомобиля (без нарушений целостности его конструкции).

Процедура проведения досмотра авто сотрудником ДПС

Смоделируем ситуацию: вас остановили на штатном посту ГАИ для проверки документов. Вы приоткрыли окно, сотрудник поздоровался с вами, представился и попросил показать документацию на автомобиль и ваше ВУ. После проверки документов, вместо ожидаемой фразы «Счастливого пути!», вы услышали требование открыть багажник. Как вы поступите? Скорее. Вы выйдете из авто, чтобы удовлетворить требования инспектора, и будете не правы.

Открывать багажник при осмотре не обязательно. Сотрудник, действующий в рамках закона, не имеет права требовать от вас такого действия. Он может лишь сквозь окно заглянуть в авто, обойти и осмотреть технику взглядом со всех сторон, попросить вас открыть капот.

Почему же капот открывать законно, а багажник нет? Ответ на вопрос кроется в законных основаниях для проведения осмотра. Чтобы просто визуально осмотреть транспортное средство, сотрудник должен исходить из следующих оснований.

Для работников ГИБДД не редкость проведение специальных операций, вроде «Детское кресло», «пристегните ремни!» и т.д. Названия меняются в зависимости от регионов и фантазии пропагандистов безопасности дорожного движения, но суть везде одинакова. В рамках операции, направленной на проверку правил перевозки несовершеннолетних, сотрудник может осмотреть салон на предмет перевозки маленьких пассажиров и убедиться в отсутствии или наличии детского автомобильного кресла.

Если у инспектора ГИБДД вызвала сомнения подлинность ПТС, он может попросить открыть капот для сверки маркировок с данными из паспорта транспортного средства. Это тоже законно, при этом сверка может происходить без участия водителя: он имеет право открыть капот (если эта функция автоматизирована), не покидая салон.

Осмотреть «сердце» автомобиля инспектор может и в том случае, если у него закрались сомнения об исправности автомобиля. Естественно, поломки должны быть видны визуально.

Предположим, сотрудник ГИБДД уверен, что вы везёте наркотики, и настаивает на досмотре. У него на руках даже есть ориентировка о разыскиваемом наркокурьере, на которого вы весьма похожи. Что делать?

Если сотрудник ГИБДД сможет обеспечить законность досмотра, то вы не вправе отказаться от него. При этом даже если вы злостный нарушитель, серийный маньяк или наркобарон, сотрудник ГАИ не имеет право при досмотре:

  1. Заглядывать в сумки,
  2. заставлять водителя или пассажиров выворачивать карманы,
  3. нарушать целостность конструкции авто.

Если инспектор ДПС проводя досмотр багажника автомобиля открывает сумки или пакеты, стоящие так, то это уже досмотр личных вещей, который не включен в правила досмотра автомобиля.

Если вас принуждают обнародовать содержимое карманов, то это уже личный обыск, на который у сотрудника также нет полномочий. Обыск гражданина может проводиться только сотрудниками полиции, причём одного и того же пола, что и обыскиваемый. На такое действия должен быть ордер.

Первым делом оформляется протокол досмотра. Без него инспектор не имеет права даже прикоснуться к транспортному средству, ибо это уже будет являться нарушением и самоуправством.

Протокол досмотра – это документ, заполняемые сотрудником ГИБДД по форме. Он включает в себя графы со следующей информацией:

  • дата, время и место
  • ФИО, звание, должность и место службы сотрудника
  • данные о владельце автомобиля (водителе)
  • данные о транспортном средстве
  • основания досмотра
  • данные о понятых (минимум о двоих) либо пометка о видеофиксации

Только после заполнения основных граф документа, сотрудник может досмотреть транспортное средство. При этом, обязательным к выполнению условием считается привлечение понятых.

Досмотр автомобиля с понятыми должен производиться тоже в рамках закона. Люди выступающие свидетелями действа обязаны участвовать в процессе. То есть, если в документ вписаны понятые, их обязанность смотреть за законностью действий сотрудника, находиться рядом с осматриваемым автомобилем, чтобы четко видеть и слышать все.

Найденные предметы из запрещенного списка фиксируются свидетелями, и лишь после этого вписываются в протокол осмотра. В конце мероприятия, понятые должны поставить свои подписи, этот факт является подтверждением: они видели, что в машине нашли посторонний предмет (оружие, наркотики), либо подтверждают, что транспортное средство «чисто» перед законом.

Протокол досмотра составляется в двух частях: первая остаётся у инспектора, вторую вручают водителю автомобиля.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.