Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Непосредственное отношение к налогу на прибыль имеет ряд нарушений, приводящих к санкциям по ст. 120 НК РФ. Имеются в виду грубые нарушения порядка учета расходов, доходов и объектов налогообложения. К ним относят (п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • недостающую первичку;
  • отсутствие налоговых учетных регистров;
  • постоянные (более одного случая в течение года) ошибки в отражении операций в налоговых регистрах.

Даже если при этом не последовало искажения налоговой базы, наказать могут:

  • на 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ), если нарушения присутствовали в течение одного налогового периода (года);
  • на 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ), если они происходят на протяжении более одного налогового периода (года).

Если же допущение таких нарушений привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от недоплаченного налога — минимум 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?

К штрафу по налогу на прибыль могут быть также отнесены санкции по ст. 126 и 129 НК РФ, устанавливающим наказание за ненаправление сведений, необходимых для налогового контроля, или документов, связанных с расчетом налогооблагаемой базы, которые подтверждают обоснованность ее величины.

Нарушение срока подачи документов чревато наложением штрафа в размере 200 руб. за каждую не сданную вовремя бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В случае отказа от представления документов или при направлении искаженных данных штраф может составить 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

В случае отказа или уклонения от представления документов или при подаче искаженных данных по подконтрольной иностранной компании штраф будет еще больше — 100 000 руб. (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).

Если компания не направляет инспекторам сведения, нужные им для осуществления контрольных действий, то она может быть оштрафована по ст. 129.1 НК РФ:

  • на 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) при однократном проступке;
  • на 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ), если нарушение имело место более одного раза в течение года.

Если не сданы (или искажены) сведения в уведомлении о контролируемых сделках, то это повлечет за собой штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Ненаправление или искажение сведений об участии в иностранных компаниях приведет к штрафу в 50 000 руб. за каждую иностранную фирму (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

В случае ненаправления или искажения сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях может быть применен штраф в размере 100 000 руб. за каждую контролируемую иностранную фирму (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

В отношении подачи документов для целей налогового контроля следует иметь в виду, что данные, передаваемые налоговикам по запросу относительно другой организации, в дальнейшем могут быть использованы для проверки той компании, которая отвечает на запрос. Поэтому крайне важна достоверность подаваемых сведений. При этом организация может использовать право не сдавать повторно однажды уже переданные документы (п. 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ), но для этой цели необходимо иметь подтверждение факта их отправки.

К физическим лицам применяются следующие виды наказания за неуплату налогов:

  • пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (минимум 1 тыс. руб.);
  • штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в сумме заработной платы виновного за период 1-2 года;
  • арест длительностью от 4 до 6 месяцев;
  • принудительные работы от 1 до 3 лет;
  • ограничение свободы на период до 3 лет.

Сам факт отсутствия платежа в бюджет – не повод для привлечения к ответственности. Но если неплательщик будет игнорировать требования ФНС, а сумма неуплаты будет расти, судебных разбирательств не избежать.

Максимальная ответственность ждет нарушителя с умышленной суммой недоимки в особо крупном размере (более 9 млн руб.).

Мера наказания за неуплату налогов зависит от тяжести проступка.

Для физических лиц это не что иное, как подоходный налог (НДФЛ). Это основной вид налога, который обязаны платить граждане со всех доходов, полученных за год.

Ставка подоходного налога составляет от 9% до 35%.

Согласно ст.217 НК РФ, НДФЛ облагаются следующие виды доходов:

  • от продажи имущества, находившегося в собственности менее определенного срока;
  • от сдачи имущества в наем;
  • доходы, полученные за пределами РФ;
  • разного роды выигрыши (например, лотерея);
  • другие виды доходов.

Если вы официально трудоустроены, подоходный налог платит за вас работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты НДФЛ ложится на ваши плечи.

В срок до 1 апреля следующего за отчетным года, необходимо заполнить и передать в отделение ИФНС по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму.

Если вы не желаете делиться с государством, готовьтесь к неприятным последствиям со стороны контролирующих госорганов. За неподачу декларацию о доходе полагается штраф в размере 5% от суммы налога. Если просрочка составляет больше 180 дней, штраф увеличится до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже как 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки.

Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении сделки (нотариус, Росреестр, ГИБДД).

Не пытайтесь обмануть налоговую – все сделки фиксируются и передаются налоговикам.

Что грозит за неуплату налогов?

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).


[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Каждый год в бюджет государства должны вноситься определенные суммы по транспортному налогу. Данное обязательство возлагается на юридических, физических и иностранных лиц, которые официально являются владельцами автомобилей. Транспортный сбор относится к местному бюджету, поэтому его размер в разных регионах РФ может отличаться. Стоит учитывать, что максимальная ставка не должна превышать двести рублей. Местные органы власти могут увеличить размер выплаты, но не более чем в пять раз, оценивая карту платежей по региону.

За несвоевременную оплату транспортного налога предусмотрена административная ответственность. Чаще всего на сумму задолженности начисляется пеня. Уведомление об уклонении от ответственности приходит гражданину в течении трех месяцев. Сообщение от налоговой службы является датой начала начисления пеней. Санкции применяются к каждому дню просрочки. Многих граждан тревожит вопрос о том, как рассчитать всю сумму к оплате после просрочки платежа. Узнать ответ можно с помощью следующей формулы:

Сумма=Ставка пени*Просрочка*Количество просроченных дней

Таким образом, несложные арифметические расчеты помогут быстро узнать задолженность, чтобы избавиться от проблем с налоговой инспекцией в режиме онлайн.

К злостным неплательщикам налога на доходы применяются штрафные санкции. Уклонение от ответственности чревато последствиями, которые приведут к увеличению платежа на 25%. Именно такой штраф может применяться к предприятиям, которые отправили декларацию в неположенный срок или допустили ошибку при ее заполнении.

В случае продолжительного игнорирования уведомлений от фискальных органов к налогоплательщику могут примениться и более жесткие наказания. Как показывает практика, заморозка банковского счета является довольно эффективным способом в борьбе со злостными неплательщиками. Параллельно с этим финансовые организации могут приостановить выполнение всех операций по счетам. Процедура заморозки осуществляется на основании искового поручения.

Отсутствие денежных средств на банковском счете приведет к тому, что налогоплательщик может столкнуться с изъятием имущества. Такие меры предпринимаются в особо сложных ситуациях.

Налог на имущество начисляется определенным физическим лицам на основании регламентов НК РФ. Уведомление и квитанция для оплаты создается фискальными органами и отправляется гражданину. Штрафные санкции за уклонение от ответственности в данной сфере учитывают ставку рефинансирования, количество просроченных дней и сумму к оплате. Стоит учитывать, что штраф в размере 20% насчитывается на каждый день просрочки. А вот за умышленную неуплату предусмотрено наказание в размере 40% от суммы налога.

Если спустя шесть месяцев после оформления уведомления задолженность так и остается непогашенной, тогда документы налогоплательщика отправляются в суд. После проведения проверок гражданина могут ожидать весьма строгие наказания. Злостные неплательщики рискуют получить арест имущества и заморозку банковских счетов. Помимо этого, фискальные органы уведомляют руководителя предприятия, на котором работает гражданин, уклоняющийся от ответственности по налоговым обязательствам.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

В пунктах 19 и 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении статьи 122 НК РФ необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В случае если задолженность перед соответствующим бюджетом ввиду переплаты по предыдущим налоговым периодам отсутствует, отсутствует и событие налогового правонарушения, что влечет невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется.

Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251.

По вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС в случае выставления счета-фактуры выработан подход, согласно которому к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС может быть привлечен только налогоплательщик этого налога. А поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, привлечение к ответственности является незаконным (см. Постано��ления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06, ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09).

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Что будет, если просрочить оплату налога?

Вопросы особенности применения статьи 122 Налого­вого кодекса РФ рассматривал Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57). Суд, в частности, постановил, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного статьей 122 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 19 Постановления № 57). В этом случае подлежат взысканию пени.
По общему правилу они начисляются со дня, следующего за последним днем, когда должен быть уплачен налог, за каждый календарный день просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Кроме того, состав правонарушения по статье 122 Налогового кодекса РФ не образуется,
если на дату окончания срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговый
орган начислил недоимку, у налогоплательщика имеется переплата по налогу, которая
(п. 20 Постановления № 57):

  • покрывает сумму неуплаченного налога;
  • не была зачтена в счет других задолженностей на момент вынесения решения
    по результатам налоговой проверки.

Более того, суды могут признать неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ, если налог, пусть и с опозданием,
но уплачен к моменту принятия решения по итогам камеральной проверки. Ведь данная норма устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного исчисления налога (сбора);
  • других неправомерных действий (бездействия);
  • если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Налогового кодекса РФ.

Поэтому суды в подобной ситуации при обосновании своего решения указывают, что неуплаты налога к моменту вынесения решения по проверке не было.

«Несвоевременная уплата налога в определенном налоговом периоде порождает обязанность уплатить соответствующие пени, но не является квалифицирующим признаком нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 Нало­гового кодекса РФ, если уточненная декларация подана до обнаружения налоговым органом ошибок в декларации и до назначения выездной налоговой проверки, а сумма налога (пени) не уплачена. В данном случае уточненная декларация подана до назначения выездной проверки и до обнаружения налоговым органом ошибок в ранее поданной декларации, и суммы налога и пеней в бюджет уплачены, что инспекцией не опровергнуто», – говорится, в частности, в постановлении ФАС Московского округа от 29.09.2011 по делу № А40-5733/11-107-23.

В результате судьи пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения компании к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Иногда можно исправить ситуацию и избежать штрафа. Например, если раньше налоговой найти ошибку в декларации, которая привела к неуплате налога, сдать уточнёнку и доплатить налог. Тогда придётся заплатить только пени.

Штраф не назначат, если раньше вы платили больше и есть переплата по этому же налогу, которая перекрывает неправильный расчёт в декларации. Фактически неуплаты по этому налогу не будет.

Не будет штрафа, если вы нарушили налоговое законодательство из-за стихийного бедствия или по независящим от вас причинам. Главное — подтвердить ситуацию документами. Например, в апреле 2022 года из-за DDOS-атак на серверы разработчика 1С многие опоздали с отчётностью. Не штрафовали тех, кто представил в налоговую письмо от разработчика о технических проблемах.

Иногда налоговая бывает не права, поэтому не надо бояться проверять факты нарушения и спорить, если считаете, что вас наказали неправомерно.

«>

Авансовые платежи – это часть годового налога, и они учитываются при расчёте налоговых обязательств. Цитата из п. 5 статьи 346.21 НК РФ: «Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчётный период и суммы налога за налоговый период».

Заплатить всю сумму налога с годового дохода всё равно придется, даже если авансы, по какой-то причине, не перечислялись вовремя.

Штраф за неуплату авансовых платежей не применяется. Причина в том, что налоговый период на упрощёнке – это календарный год, по итогу которого надо окончательно рассчитаться с бюджетом. Пока вы не сдадите декларацию за год, ИФНС даже не будет знать размер налоговой базы по УСН.

Кроме того, в статье 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей не является основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Но вот от начисления пени за срыв сроков перечисления авансового платежа по УСН в 2022 году никуда не денешься. Так что, если вы действительно не перечислили авансы в установленные сроки, надо рассчитать размер пени.

Когда налогоплательщик не выполнил требования ИФНС, в суд направляется заявление о взыскании долга в принудительном порядке.

Взыскание производится за счет имущества должника. Сначала средства попытаются списать с банковского счета или карты. Если денег не хватает, счет заблокируют до появления на нем нужной суммы или до уплаты налога, штрафа и пеней наличными или другим способом. Если сумма задолженности больше 10 000 рублей, должника могут лишить права на выезд за рубеж. Также возможен арест недвижимости, автомобиля, товаров, сырья и другого имущества в счет погашения долга.

ИФНС может обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня, когда истекли сроки исполнения требования об уплате налога, штрафа и пени. В день подачи заявления его копию направляют налогоплательщику.

Заявление в суд подается тогда, если сумма иска к должнику больше 3 000 рублей. Но это не значит, что можно не платить налог, если он меньше указанной суммы. Налоговые органы подождут еще год, сумма неоплаченного налога станет в два раза больше и увеличится за счет пени, и после этого к вам придут судебные приставы.

Вы не внесли транспортный налог по уважительной причине, например, из-за нахождения в больнице? Предоставьте в судебные органы доказательства своей невиновности, чтобы они приняли решение в вашу пользу и избавили вас от необходимости уплачивать штрафы и пени.

Штраф от налоговой — это наказание за нарушение закона — ст. 114 НК РФ.

Часто предприниматель узнает о штрафе от банка при блокировке счёта. Вот откуда такой штраф появляется.

Налоговая следит, чтобы предприниматели платили налоги и страховые взносы, правильно их считали и вовремя сдавали отчёты. Для этого предпринимателя проверяет районная инспекция, в которой он стоит на учёте. Проверки бывают такие:

  • Камеральные — когда инспектор у себя в кабинете проверяет отчёт за текущий период. Проверка происходит каждый раз, когда предприниматель сдаёт отчёт. Или наоборот, не сдаёт в срок, хотя обязан.
  • Выездные — когда инспектор приезжает в офис предпринимателя и смотрит документы по конкретному налогу за последние три года.

За каждое найденное нарушение налоговая выписывает штраф, он идёт плюсом к недоимке по налогу и пени. Точно так же действуют Пенсионный фонд и ФСС по своим вопросам.

Вот самые частые штрафы для предпринимателей:

— Не сдать или сдать позже срока декларацию УСН, 6-НДФЛ за сотрудников, РСВ — минимум 1000 ₽ за каждую декларацию — ст. 119 НК РФ;

— Грубое нарушение учёта доходов и расходов. Например, отсутствие платежек на покупку товаров для перепродажи, которые поставили в расходы — от 10 000 до 40 000 ₽ — ст. 120 НК РФ;

— Неуплата или просрочка уплаты налога по патентной системе, УСН, НДС, НДФЛ, страховых взносов — от 20 до 40 % от неуплаченной суммы — ст. 122 НК РФ;

— Непредставление документов по требованию налоговой в ходе проверки — 200 ₽ за документ — ст. 126 НК РФ;

— Непредставление документов на контрагента по требованию налоговой, если проверяют контрагента — 10 000 ₽ за документ — ст. 126 НК РФ;

— Неудержание и неуплата НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты сотрудников — 20 % от неуплаченной суммы — ст. 123 НК РФ;

— Не сдать или сдать позже срока отчёты СЗВ-М, СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ за сотрудников — 500 ₽ за каждый отчёт — ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Другие налоговые штрафы есть в Главе 16 НК РФ.

Если налоговая находит нарушения, она составляет акт, а через месяц выносит решение. В решении сказано, сколько налогов доплатить, какие пени набежали и какой штраф назначается.

Налоговая не может оштрафовать, если предприниматель не виноват в нарушении. А если есть смягчающие обстоятельства, штраф должен быть снижен минимум в два раза — ст. 106, 108 НК РФ.

На основании решения налоговая выставляет требование об уплате. Если предприниматель не платит по требованию, налоговая блокирует счёт. Сначала спишут долг и пени, и в последнюю очередь штраф — ст. 114 НК РФ.

В Налоговом кодексе перечислены смягчающие обстоятельства. Можно воспользоваться списком или сослаться на что-то своё. Если хотя бы одно обстоятельство смягчает вину, налоговая обязана снизить штраф минимум в два раза, а то и больше — ст. 114 НК РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.

Смягчающие обстоятельства из 112 НК РФ такие:

— Отчёт не сдали и налог не заплатили из-за стечения тяжёлых личных обстоятельств. Например, болезнь и отсутствие денег;

— Предпринимателю угрожали или он нарушил закон из-за материальной зависимости;

— На счёте ИП не было денег.

Сама налоговая предлагает учесть следующее:

— Просрочка в подаче отчёта и уплате налога незначительна;

— Признание вины, самостоятельная доплата налога, подача уточнённой декларации;

— Социальная направленность бизнеса, например, сельхозпроизводство;

— Остановка деятельности ИП;

— Пенсионный возраст ИП;

— Отсутствие ущерба бюджету, постоянная переплата, совершение нарушения впервые.

Налогоплательщик должен заявить о невиновности или смягчающих обстоятельствах. Плюс предоставить доказательства.

Вот когда о них можно заявить:

В ходе камеральной проверки инспектор может спросить пояснения. Ответить нужно письменно в течение пяти дней. В пояснениях можно объяснить свою невиновность.

По результатам камеральной и выездной проверки налоговая составляет акт. В нём написано, за что налоговая планирует оштрафовать. У предпринимателя есть один месяц, чтобы представить письменные возражения с доказательствами.

Возражения сдают инспектору или отправляют по почте. Но часто налоговая не учитывает возражения и все равно выносит решение со штрафом.

У плательщика есть месяц на подачу апелляционной жалобы на решение инспекции в региональную УФНС. В этот месяц решение ещё не исполняется, счёт не блокируется, деньги не списываются.

Жалобу подают письменно через свою районную инспекцию. В жалобе надо отметить, что инспекторы не учли отсутствие вины. В течение трёх дней ее направят в УФНС.

Если предприниматель не знал о проверке, упустил решение, а о штрафе узнал случайно, у него есть год на жалобу в УФНС. Но решение уже будет исполняться, и деньги по штрафу списываться со счёта.

На сайте налоговой есть сервис Узнать о жалобе. В нём можно отслеживать свою жалобу.

Если управление налоговой не отменяет штраф, последний шанс — арбитражный суд.

Налоговые нарушения и размеры штрафов

1. Объектом правонарушения, рассматриваемого в комментируемой статье, являются отношения по уплате налогов. Непосредственный объект — отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога.

При этом виновный нарушает целый ряд норм настоящего Кодекса, в частности положения статей 3, 23, 24, 44, 45 НК РФ.

Опасность характеризуемого правонарушения состоит в том, что оно подрывает источники финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, приводит к тому, что бюджеты, не получая соответствующих сумм налогов, становятся дефицитными либо испытывают значительные трудности. Кроме того, виновный, совершая данное налоговое правонарушение, незаконно сберегает часть своего имущества, неосновательно обогащаясь и паразитируя за счет других участников налоговых отношений.

2. Прежде чем анализировать объективную сторону данного налогового правонарушения, поясним несколько определений:

а) налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

б) неуплата налога — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него статьей 57 Конституции РФ и статьей 3 НК РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность;

в) неполная уплата налога отличается от неуплаты налога тем, что виновный:

— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога. Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.). Однако полностью уплатить сумму налога виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;

— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога;

г) сами по себе неуплата налога или неполная уплата налога не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:

— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются в Кодексе);

— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки, и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;

— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.;

д) объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:

— факт неуплаты или неполной уплаты налога нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля). Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по статье 122 Кодекса, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном статьей 81 НК РФ;

— неуплата или неполная уплата налога были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой статьей, применяется только судом;

е) в настоящее время такие деяния преследуются в соответствии с ТК РФ.

Нужно учесть, что Конституционный Суд РФ (в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О) указал на то, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 НК РФ и пункта 1 статьи 122 НК РФ:

— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;

— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.

3. Субъектом анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного статьями 198, 199 — 199.2 УК РФ (см. п. 3 ст. 108 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

4. Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием обеих форм вины, т.е. и умыслом, и неосторожностью.

При этом правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, совершается лишь по неосторожности, а пункт 3 статьи 122 НК РФ — только умышленно, о чем прямо сказано в комментируемой статье.

5. За совершение налогового правонарушения, предусмотренного:

— пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с виновного взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

— пунктом 3 статьи 122 НК РФ, — штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в два раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.

Штраф за просрочку уплаты налога называется “пеня”. Эту денежную сумму налогоплательщик должен оплатить дополнительно вместе с налогом. То есть, если транспортный налог будет оплачен не 1 декабря, а, допустим, 15 декабря, то пеня будет начислена за 14 дней просрочки.

Пеня определяется в зависимости от неуплаченной суммы налога и умножается на несколько позиций, в том числе и на ключевую ставку Центробанка, которая на сегодняшний день составляет 4,25.

Если водитель после просрочки оплачивает только сумму налога или оплачивает сумму пени не полностью (забывает о перерасчете), то оставшаяся сумма задолженности остается как долговое обязательство. Оплата пени обязательна так же, как основной суммы транспортного налога.

Ответственность, штрафы и пени за неуплату НДФЛ вовремя

По указу президента РФ в 2018 году была проведена налоговая амнистия. Гражданам страны “простили” долги по налогам за определенный период. А именно долги, образовавшиеся до 1 января 2015 года, а также начисленные за эти задолженности пени. В том числе и за транспортный налог. Федеральная налоговая служба до сих пор занимается обработкой поданных заявлений на налоговую амнистию.

Стоит отметить, что “аукцион невиданной щедрости” был проведен только в 2018 году, и позднее подобных инициатив от государства пока не поступало. Сейчас единственная возможность избежать взыскания оплаты транспортного налога через суд – срок давности. Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более трех лет.

У физических лиц, то есть у нас с вами это — подоходный налог.

Это основной вид налога, который должны платить физические лица со всех видов дохода, полученного за год.

Налоговая ставка для граждан, годовой доход которых не превышает 512 тыс. руб., составляет 13%. Т.е., у кого доходы выше – обязаны заплатить 23%.

Если вы являетесь наемным работником, то подоходный налог за вас перечислит в соответствующие органы работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты налога на свой доход ложится на вас.

В срок до 1 апреля следующего за отчетным года необходимо заполнить и передать в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму налога.

Теперь рассмотрим проблемы, которые возникнут у гражданина в случае неуплаты налога на доход, полученный от сдачи в наем квартиры:

  • В первую очередь, если вы вообще не подали декларацию о своих доходах, то совершили правонарушение. За это полагается штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащего уплате со дня, установленного для предоставления декларации. Если такая просрочка будет более чем 180 дней, штраф вырастет до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц просрочки.
  • За уплату налогов не в срок будет начислена пеня, которая рассчитывается путем умножения суммы долга по налогу на количество дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования.
  • Штраф за нарушение срока оплаты налога – а это 20% от неуплаченной суммы налога. Кроме того налоговая инспекция будет выяснять умышленно ли вы уклоняетесь от уплаты налога или нет. Если будут получены доказательства умышленного уклонения, то размер штрафа увеличится до 40%.

Возвращаясь к нашему примеру с гражданкой Л., несложно подсчитать, что в случае уклонения от уплаты налога за сдачу квартиры, сумма, которую может взыскать налоговая инспекция, вырастет практически вдвое.

Неуплата, или несвоевременная уплата налога на имущество физических лиц подлежит ответственности:

  • За уплату налогов не в срок будет начислена пеня, которая исчисляется путем умножения суммы долга на количество дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования.
  • Штраф за нарушение срока оплаты налога – а это 20% от неуплаченной суммы налога. Умышленная неуплата налога ведет к штрафу в размере 40% от суммы налога, подлежащего к уплате.
  • Через 6 месяцев после истечения срока уплаты задолженности, составляющей более 3 тыс. руб. (включая пеню и штраф), налоговая инспекция может направить документы в суд с иском о взыскании, при этом может быть наложен арест на ваши денежные средства, имущество.

Кроме того налоговый орган может направить письмо вашему работодателю о том, что вы не исполняете обязанность по уплате налоговой задолженности.

Неуплата земельного налога физическими лицами является правонарушением и подлежит ответственности:

  • Начисление пени за несвоевременную уплату налога, которая исчисляется путем умножения суммы долга на количество дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования;
  • Наложение штрафа за нарушение срока оплаты налога – 20% от неуплаченной суммы налога. Игнорирование уплаты налога ведет к штрафу в размере 40%.

Например, если размер земельного сбора 8 тыс. руб., то штраф составит 1600 руб., а за умышленные действия 3 тыс. 200 руб. Как правило, если вы получали налоговые уведомления, но игнорировали их, у налоговой инспекции есть повод предъявить вам претензии в умышленном уклонении от уплаты налога.

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

Не будем останавливаться на каждой конкретной обязанности уплаты налогов – слишком долго. Есть определённые объекты и сделки, на основе которых рассчитывается сумма, подлежащая безвозмездному перечислению в пользу государства. К примеру, налог на добавленную стоимость, на доход, на имущество. Всегда есть соблазн сохранить деньги, придержать их.

Причём мало просто не платить – нужно совершить ещё ряд сопряжённых с правонарушением (преступлением) действий. Не становиться на учёт в ФНС. Не подавать декларацию или искажать данные. Не предоставлять сведения, необходимые ФНС. Занижать налоговую базу, завышать расходы и т.д. Не будем учить вас плохому – и без нас справитесь. Важно понимать, что весь процесс, от умысла до реализации – уклонение от уплаты налогов.

В связи с этим физическое лицо может понести различную ответственность:

  1. Гражданско-правовую (уплата недоимок и пени);
  2. Штрафные санкции на основании Налогового кодекса;
  3. Административную;
  4. Уголовную.

Гражданско-правовая ответственность наступает в любом случае. Даже если истекли сроки давности, даже если вина не доказана, придётся компенсировать государству спрятанную копеечку, да ещё с процентами. Вот что самое обидное: органы всё равно не останутся внакладе.

Гражданин может понести ответственность:

  1. Как физическое лицо (ИП или обычный человек, уклонившийся от священной обязанности);
  2. Как должностное лицо (директор, главный бухгалтер или иной сотрудник, в интересах или с помощью которого идёт процесс обмана государства).

Сразу оговорюсь, что в этой статье мы не будем останавливаться на частностях – для этого есть ФНС. Разберём вопрос в общем виде, чтобы представлять, какие последствия могут быть у такого невинного желания – сэкономить деньги.

Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.

В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?

Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

Если требование вручили лично под расписку — дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).

Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.

Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица в возрасте от 16 лет.

Когда организация отвечает перед налоговой инспекцией за неуплату сборов, не исключается привлечение к административной или уголовной ответственности её руководителя.

Налоговая ответственность это финансовые санкции, то есть штрафы по решению налогового органа, выявившего нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. И напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить или апелляционная инстанция налогового органа или суд.

За что может оштрафовать налоговая

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же:

  • презумпция невиновности;
  • за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз;
  • все сомнения толкуются в пользу лица;
  • необходимо соблюдать процессуальный порядков привлечения к ответственности.

Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КоАП РФ.

По административному законодательству привлекаются к ответственности должностные лица. Это не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных нарушений не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6). Речь идет только управляющий персонал организации, который распоряжается, управляет имуществом, ведет отчетности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении. Он составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка и оформлен протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд.

Обвиняемым по ст. 198 УК РФ могут быть гражданин как физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат и т.д.). То есть субъектом этого преступления не может быть должностное лицо.

Неуплата налогов по данной статье влечёт возбуждение уголовного дела, если (альтернативно):

  • в ИФНС не предоставлена налоговая декларации или другая документация (выписки из книг учета, книг продаж, журнала учета хозяйственных операций, расчетные ведомости и т.д.), подача которых в государственные органы обязательна;
  • декларация представлена, но она содержит заведомо ложные сведения, в результате которых возникает налоговый долг.

Кроме того, обязательным признаком уголовного состава преступления является определенный размер неуплаченной суммы. Это крупный или особо крупный размер.

В соответствии со ст. 199 УК РФ, привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов можно следующих лиц:

  • руководителей организации-налогоплательщика (например, директора ООО);
  • главного бухгалтера (или обычного бухгалтера, если штат организации не предусматривает должности главбуха);
  • других лиц, которые фактически выполняют роль руководителя или бухгалтера, обязаны подписывать документацию, направляемую в адрес ИФНС.

В некоторых случаях по данной статье привлекают и рядовых сотрудников юридического лица. Если они оформляют документы бухучёта и вносили в них ложные сведения для умышленного уклонения от уплаты организацией законных удержаний. В таких ситуациях эти люди признаются пособниками в совершении преступления.

Исходя из практики, по ст. 199 УК РФ часто возбуждаются и расследуются дела по фактам неуплаты налога на прибыль или НДС.

В соответствии со ст. 199.1 УК РФ обвинение может быть предъявлено налоговому агенту. Им может быть индивидуальный предприниматель, а также руководитель организации, которое обязано исчислять и удерживать, а также перечислять налог (например, подоходный) за налогоплательщика. То есть гражданин (например, её работник) получил от организации (ИП) доход (в виде зарплаты), но из личной заинтересованности директор фирмы не перечислил 13% НДФЛ за работника в бюджет в крупном размере. Это преступление налогового агента.

Преступление считается совершенным с момента неперечисления в тот срок, который установлен требованиями НК РФ, наказание и значения размеров недоплаты аналогичны описанию, которое содержится в статье 199 УК РФ.

Работодатель, который, выступая в качестве налогового агента, обязан удержать НДФЛ с дохода, выплаченного им в пользу сотрудника, также может быть уличен в неуплате налога. При этом совершить указанное уклонение он может разными способами, от которых зависит число санкций, применимых в каждой конкретной ситуации.

Существуют ситуации, когда налоговый агент не уплатил налог, однако налоговый орган указанное правонарушение не выявил. В этой ситуации может возникнуть вопрос: в течение какого времени у контролеров есть возможность привлечь нарушителя к ответственности?

Некоторые недобросовестные плательщики для минимизации своих затрат пытаются сэкономить на налогах. Чаще всего это связано именно с зарплатными налогами, т. к. это основная масштабная статья расходов у большинства организаций. Чтобы скрыть от контролеров реальный доход сотрудника, работодатель может прибегнуть к конвертной выдаче заработной платы, тем самым снижая налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ и страховых взносов.

Для работника, получающего зарплату в конверте, также может наступить ответственность по НДФЛ (если он осведомлен о том, что налоговые отчисления из его заработной платы работодатель не удерживает и не уплачивает).

При получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен самостоятельно оформить декларацию, передать ее в налоговый орган (до 30 апреля последующего года) и уплатить налог. Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени. За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить. Неуплата НДФЛ в крупном размере может повлечь и уголовное наказание.

Совершив правонарушение, связанное с неуплатой НДФЛ, плательщик, помимо неуплаченной суммы и штрафа, должен перечислить в бюджет РФ сумму пени. Однако ее начисление имеет некоторые особенности. При этом следует определить:

  • Наличие обстоятельств, когда пеня не может быть начислена.
  • Может ли ИФНС самостоятельно начислить сумму пени.

Очень важно, осуществляя оплату пени, начисленной за неуплату налога, не ошибиться в реквизитах, ведь КБК, в зависимости от категории плательщика и вида полученного дохода, меняется.

Если вы должны были удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, но не удержали и (или) не перечислили его, то налоговый орган вас оштрафует. В том числе вас могут оштрафовать (ст. 123 НК РФ):

за неудержание налога или неполное удержание налога;

неперечисление налога (удержали, но не перечислили налог);

несвоевременное перечисление налога (удержали, но не перечислили налог в срок);

неполное перечисление налога (удержали, но перечислили не всю сумму налога).

Размер штрафа – 20% от суммы налога, которую вы не удержали и (или) не перечислили в бюджет (ст. 123 НК РФ).

На практике далеко не всегда у налогового агента есть возможность удержать исчисленный НДФЛ из доходов налогоплательщика. Например, это касается ситуаций, когда речь идет о доходах в натуральной форме или в виде материальной выгоды (Письмо Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258). В этом случае согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса фирме или предпринимателю необходимо письменно сообщить о невозможности удержать НДФЛ и сумме неудержанного налога как налогоплательщику, так и налоговому органу по месту своего учета. На этом обязанности налогового агента будут считаться исполненными (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12). Следовательно, ни штраф по ст. 123 Налогового кодекса, ни пени за неуплату налога в срок в такой ситуации с хозяйствующего субъекта взысканы быть не могут (п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, Определение ВАС РФ от 16 июля 2007 г. N 5560/07, Письмо Минфина России от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12).

Однако следует иметь в виду, что для применения п. 5 ст. 226 Налогового кодекса возможность удержания НДФЛ должна отсутствовать у налогового агента с момента получения физлицом дохода и вплоть до окончания налогового периода. Иными словами, если до конца года налоговый агент выплачивает физлицу какие-либо денежные средства, он обязан «вычесть» из них в том числе НДФЛ, не удержанный ранее. Собственно говоря, согласно п. 5 ст. 226 Кодекса сообщить о невозможности удержать налог он должен не позднее месяца с даты окончания налогового периода.

Соблюдение сроков по выплате сумм удержаний зависит также от вида и способа выплат. Данная информация отражена в таблице ниже.

В случае перевода безналом Дата выплаты = дата перечисления
В ситуации получения наличных выплат Не позже одних суток за днем получения денежных средств
Выплата оплаты наличным вариантом, но в кассе банка В день получения (момент получения)

Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.