Статья 53 НК РФ. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 53 НК РФ. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

Название налога (объект налогообложения) Налоговая база

Федеральные налоги

1. Налог на доходы физических лиц – НДФЛ Доход минус налоговые вычеты
По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
  • доход от продажи имущества;
  • доход от аренды;
  • различные выигрыши;
  • доход от имущества за рубежом и др.
2. Налог на прибыль организаций – НПО Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли.
3. Налог на добавленную стоимость (НДС) Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет.
4. Акцизы Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки).
5. Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа).
6. Водный налог Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
  • 1000 куб.м. воды – для забора воды;
  • 1 кв.м акватории – для водопользования, кроме лесосплава;
  • 1000 куб.м леса – для лесосплава;
  • 1000кВт/ч энергии – для гидроэнергетики.

Региональные налоги

1. Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость.
2. Налог на игорный бизнес Количество объектов.
3. Транспортный налог
  • мощность двигателя (в лошадиных силах) – для средств с двигателями;
  • статистическая тяга реактивного двигателя – для воздушного транспорта;
  • вместимость в тоннах – для несамоходного водного транспорта;
  • количество средств – для транспорта без двигателей.

Местные налоги

1. Земельный налог Кадастровая стоимость земельного участка.
2. Налог на имущество физлиц Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта.

Что такое налоговая база и налоговая ставка

Комментируемая статья определяет такие элементы налогообложения, как налоговая база и налоговая ставка.

Налоги исчисляются исходя из налоговой базы, которой признается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, налоговой ставки, которой признается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, а также налоговых льгот (которым посвящена статья 56 НК РФ).

В Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 N 06АП-4454/2012 указано, что, поскольку налоговая база является основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога, порядок исчисления налоговой базы регламентирован налоговым законодательством.

В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 N А72-7556/2011 отмечено, что исходя из определения налоговой базы, данного в статье 53 НК РФ, как стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения можно утверждать, что в отсутствие договора с контрагентом невозможно определить и налоговую базу, так как она вторична по отношению к объекту налогообложения и также должна иметь стоимостную характеристику.

Как разъяснено в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2013 N Ф09-13153/12, законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено определение налоговой базы и, соответственно, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган.

Правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами.

В случае выявления расхождений между налоговыми декларациями и регистрами бухгалтерского учета должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, должно определить причину такого расхождения.

Для этого должны быть проверены первичные документы налогоплательщика, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. На основе этих документов определяется, какой из документов — налоговая декларация или регистр бухгалтерского учета — не соответствует первичным документам. Только после этого возможно установить, привело ли выявленное несоответствие к неуплате (неполной уплате) налога. При этом должны быть учтены все имеющиеся у налогоплательщика документы и сведения, относящиеся к его хозяйственной деятельности.

Кроме того, наличие самого факта расхождений между данными налоговой декларации и бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовых ведомостей) может свидетельствовать только о нарушении налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что само по себе не может являться основанием для непринятия налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль в сумме, указанной налогоплательщиком.

В соответствии с нормами п. 1 ст. 53 НК РФ под соответствующей базой правомерно понимать денежную, физическую либо иную существенную характеристику элемента налога, которым является объект. База исчисляется в корреляции с другим обязательным элементом — налоговой ставкой, которая представляет собой расчетный показатель размера налоговых платежей, соотносящийся с единицей измерения соответствующей базы. Ставки российских налогов чаще всего выражаются в процентах.

Налоговая база может быть:

  • характеристикой объекта налогообложения в денежном аспекте;
  • характеристикой объекта налогообложения в аспекте его физических показателей (к примеру, площади).

Кроме того, база может устанавливаться исходя из прочих характеристик, таких, в частности, как регион расположения объекта налогообложения, специфика коммерческого сегмента, в котором он используется, уровень производительности, если соответствующий объект является компонентом основных фондов.

Юридические лица обязаны исчислять базу на основе регистров бухучета либо альтернативных источников, которые позволяют документально зафиксировать сведения об объектах налогообложения либо сведений, связанных с ними (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Предприниматели, а также нотариусы и адвокаты могут определять налоговую базу без применения регистров бухучета, но используя формы учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). На практике это означает ведение указанными субъектами книги учета доходов и расходов.

Физлица, в свою очередь, исчисляют налоговую базу исходя из приобретаемых данных об объектах налогов, а также полагаясь на собственный учет соответствующих объектов, по любым формам (п. 3 ст. 54 НК РФ). На практике работу по определению налогооблагаемой базы для физлиц, как правило, осуществляет ФНС.

Налоговые агенты, например работодатели, должны работать с налоговой базой исходя из тех же норм права, которые регулируют деятельность юрлиц, ИП, нотариусов и адвокатов (п. 4 ст. 54 НК РФ).

Следующий обязательный элемент налога — установленный законом порядок исчисления. Если следовать нормам п. 1 ст. 52 НК РФ, субъект уплаты налога в общем случае должен исчислять налоги своими силами исходя из имеющихся данных по базе, ставкам и льготам. Однако в ряде случаев обязательства по исчислению платежа могут возлагаться на ФНС либо налоговых агентов (п. 2 ст. 52 НК РФ). Если данную работу выполняют налоговики, то у них также возникает обязательство по своевременной отправке уведомления налогоплательщику.

А теперь перейдем к рассмотрению сроков перечисления налога в бюджет и порядка его уплаты государству. Данные элементы налога, как мы отметили в начале статьи, относятся к обязательным.

НК РФ Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

В п. 3 ст. 57 НК РФ указано, что сроки перечисления в бюджет налогов могут определяться исходя:

  • из календарной даты;
  • истечения интервала времени, например в годах, кварталах, месяцах либо днях;
  • ожидаемых событий или действий.

В тех случаях, когда налог исчисляет ФНС, обязанность по его перечислению государству возникает у налогоплательщика не ранее чем по факту получения им соответствующего уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). После того как уведомление получено, налогоплательщик должен внести сумму платежа в бюджет в течение месяца, если в документе не указан более длительный период (п. 6 ст. 58 НК РФ).

Если налогоплательщик не успеет выполнить обязательство по внесению платежа в бюджет в установленный срок, он должен будет уплатить пени на условиях, определенных в соответствующих НПА (п. 2 ст. 55 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ стандартный срок уплаты налога продлевается, если налогоплательщик не смог выполнить обязательство по перечислению денежных средств в бюджет вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Исходя из норм п. 1 ст. 58 НК РФ, налоги могут уплачиваться как единой суммой, так и несколькими транзакциями в соответствии с порядком, определенным законодательством. При этом предполагается, что налогоплательщик или агент перечислят положенные суммы в бюджет в срок (п. 2 ст. 58 НК РФ).

В случаях, предусмотренных НК РФ, плательщик может иметь обязательство по перечислению в бюджет авансовых платежей. Они тоже должны быть переведены государству вовремя, иначе ФНС вправе начислить на соответствующие суммы пени. Однако пропуск сроков внесения авансовых платежей не может быть основанием для привлечения субъекта уплаты налога к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Налог может перечисляться в бюджет наличным или безналичным способом. Если у налогоплательщика-физлица нет возможности произвести оплату через кредитно-финансовую организацию, он может внести платеж через кассу администрации муниципалитета либо «Почту России» (п. 4 ст. 58 НК РФ). Данные структуры обязаны:

  • принять денежные средства от налогоплательщика без взимания комиссии и корректно перечислить их в бюджет;
  • зафиксировать в документах учета факт принятия денежных средств от конкретного налогоплательщика;
  • выдать налогоплательщику квитанцию, подтверждающую принятие от него денежных средств;
  • представлять в ФНС документы, удостоверяющие передачу налогоплательщиками денежных средств с целью уплаты налогов и подтверждающие их перечисление государству.

Администрация муниципалитета либо «Почта России» впоследствии перечисляют принятые от плательщика средства на счета ФНС в Федеральном казначействе.

Итак, сроки, а также порядок уплаты являются обязательными элементами налогов. Однако существует еще один важный аспект — порядок исчисления соответствующих сроков, а также тех, которые связаны с иными юридически значимыми действиями налогоплательщиков.

Ст. 6.1 НК РФ фиксирует порядок определения сроков, в рамках которых плательщик должен совершать юридически значимые действия, например уплату налогов или сдачу отчетности по ним. Так, законодатель устанавливает, что:

  • сроки должны соотноситься с датой, ожидаемым событием или действием либо периодом времени, который может определяться в годах, кварталах, месяцах либо днях;
  • сроки начинаются со дня, который следует после соответствующей даты, события или действия;
  • сроки, которые устанавливаются в годах (календарных либо соответствующих 12 идущим подряд месяцам), истекают в день года, соответствующий дню, с которого данный год начался (например, 12.08.2014–12.08.2015);
  • в тех случаях, когда последний день срока совершения правоотношений по налогам приходится на выходной или официальный праздничный день, соответствующий срок должен заканчиваться в ближайший рабочий день.

Также надо отметить, что действие, в отношении которого определен срок, может быть осуществлено до 24 часов дня, соответствующего последнему дню данного срока. Например, если документы либо финансовые средства были переданы в учреждение связи в пределах 24 часов дня, в котором истекает срок, то он не считается пропущенным.

Итак, мы рассмотрели специфику зафиксированных в НК РФ элементов налога, которые законодатель определяет как неотъемлемые с точки зрения признания факта законности налога. Вместе с тем, как мы выяснили ранее, НК РФ предусматривает ряд дополнительных элементов налога, а именно льгот и условий их применения.

Льготы как элемент налога, определенный на уровне НК РФ, понимаются законодателем как преимущества, выражающиеся в наличии у отдельных категорий налогоплательщиков возможности уменьшать налог либо не платить его вовсе (п. 1 ст. 56 НК РФ).

В среде российских экспертов льготы часто именуются факультативными элементами налога, то есть необязательными к применению. Налогоплательщик вправе сам решать, пользоваться ему льготами или нет. В НК РФ не применяется термин «факультативный», однако по смыслу он вполне соответствует сущности льготы. Так же считает и Минфин России. В письме от 21.10.2013 № 03-11-11/43791 ведомство указывает, что налоговая льгота — это факультативный, или необязательный, элемент налога.

Термин «факультативность элемента налога» может пониматься также в контексте иных признаков налога, прямо не указанных в положениях НК РФ, но прослеживающихся при их детальном изучении. Это могут быть такие признаки и одновременно факультативные элементы налога, как:

  • условия зачета и возврата сумм;
  • механизмы ответственности за нарушение сроков уплаты и отчетности;
  • уровень администрирования налога (федеральный, региональный, муниципальный).

Некоторые эксперты выделяют также такой факультативный элемент, как подведомственность налога. То есть его закрепленность в целом за юрисдикцией администрирующего ведомства (например, ФНС или ФТС), его отдельных элементов — за юрисдикцией иных ведомств, взаимодействующих с администратором в порядке межведомственных коммуникаций (например, Росреестра, взаимодействующего с ФНС при исчислении базы для имущественного налога для физлиц).

Действительно, практически каждый налог, действующий в РФ, имеет соответствующие признаки, и их вполне можно рассматривать как логично дополняющие те, что указаны в п. 1 ст. 17 НК РФ. Но поскольку законодатель прямо не выделяет их в самостоятельные категории, условимся именовать данные признаки факультативными элементами налога.

В России существует 15 налогов. Они подразделяются на федеральные, региональные и местные. Общие правила обложения каждым из них содержатся в ч. 2 НК РФ. Однако, если для того, чтобы рассчитать федеральные налоги, там имеется все необходимое, то для региональных и местных платежей потребуются еще и решения соответствующих органов власти.

Федеральными являются налоги:

  • на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • на прибыль организаций;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный;
  • сбор за пользование биоресурсами;
  • госпошлина;
  • на дополнительный доход от добычи углеводородов.

Региональные:

  • на имущество организаций;
  • на занятие игорным бизнесом;
  • на транспорт.

Местные:

  • на земельные участки;
  • на имущество (недвижимость) физических лиц;
  • торговый сбор.

Региональные и местные платежи идут в бюджеты соответствующих территорий. Размеры ставок этих платежей и методы их применения могут существенно различаться даже в соседних регионах и населенных пунктах. Могу различаться и списки категорий лиц, имеющих право на льготы, и размеры льгот.

Ставки и льготы по региональным и местным бюджетным платежам необходимо выяснять в решениях властей соответствующего уровня. Все исходные данные для федерального налогообложения имеются в Налоговом Кодексе.

Физические лица в России уплачивают 4 вида налогов:

  • НДФЛ;
  • земельный;
  • транспортный;
  • имущественный.

Чтобы показать на примере, как рассчитать размер платежа, возьмем НДФЛ, так как это федеральный налог, и все исходные данные по нему имеются в НК РФ. Вы — налоговый резидент России, то есть на законных основаниях провели в РФ 183 календарных дня в прошлом году, гражданство здесь значения не имеет. В течение года вы получили доход — 500 тыс. рублей, из них 100 тыс. — выигрыш в лотерею, остальные 400 тыс. получили, например, от сдачи внаем жилья.

Открываем гл. 23 НК РФ. Убеждаемся, что вы являетесь плательщиком НДФЛ, что ваши доходы подлежат обложению, и открываем налоговые ставки. Налоговых ставок по НДФЛ — 6. К вам относятся 2 из них — стандартная ставка 13% для дохода от сдачи внаем жилья и ставка 35% для выигрыша.

Проверяем наличие льгот по налогообложению. Существует несколько видов налоговых вычетов. Все они применяются к налоговой базе, и только тогда, когда платежи с нее осуществляются по ставке 13%. Размер налогового вычета отнимается от налоговой базы и результат умножается на налоговую ставку. То есть сэкономить удастся не весь размер вычета, а только 13% от него. Предположим, что прав на вычет у вас нет.

Что касается выигрыша в лотерею, то есть некоторое послабление — 4 000 рублей такого дохода не подлежат обложению. Значит, 35% нужно будет отчислить не со 100 000, а с 96 000 рублей.

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Характеристики основных элементов налога согласно НК РФ

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

1. Абсолютные.

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

2. Относительные.

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

Начать, пожалуй, следует с азов: налоговой базой согласно п. 1 ст. 53 НК РФ называют стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, каковым в целях обложения НДС является передача права собственности на товары, либо передача результатов работ, либо оказание услуг на возмездной и безвозмездной основе на территории РФ (п. 1 ст. 146 НК РФ) [1]. Так как речь идет о стоимостной характеристике, в большинстве случаев налог исчисляется исходя именно из стоимости тех товаров (работ, услуг), которые реализуются (передаются). При определении налоговой базы выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ) суммарно по всем видам операций, облагаемых по одинаковой налоговой ставке (п. 1 ст. 153 НК РФ).

В общем случае базой для исчисления НДС будет являться договорная цена реализуемого товара (работы, услуги) с учетом акциза (для подакцизных товаров) без включения в нее налога (п. 1 ст. 154 НК РФ), то есть НДС начисляется сверх цены продаваемого товара, за исключением товаров, учитываемых у продавца по стоимости, включающей уплаченный налог (например, изначально закупленных для осуществления не облагаемой НДС деятельности – п. 3 ст. 154 НК РФ), и отдельных категорий товаров, закупленных у физлиц, которые, как известно, плательщиками НДС не являются (п. 4 и 5.1 ст. 154 НК РФ), в таких случаях налоговой базой действительно признается наценка (разница между продажной (с учетом НДС) ценой и ценой приобретения [2]).

Организация, применяющая только общую систему налогообложения, реализует партию товара, облагаемого по ставке НДС 18%. Цена партии – 400 000 руб., без учета налога.

В целях определения налоговой базы по НДС в данном случае имеет значение только место реализации товара. По умолчанию это территория РФ. Таким образом, на основании п. 1 ст. 154 НК РФ налоговой базой признается цена партии – 400 000 руб. Сумма НДС, исчисленная при реализации указанной партии, составит 72 000 руб. (400 000 руб. х 18%). А себестоимость товара будет иметь значение только для определения базы по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете продавца следует сделать такие записи:

Но наименее поддающимся планированию, пожалуй, следует признать НДС, исчисляемый с сумм, увеличивающих налоговую базу согласно п. 1 ст. 162 НК РФ. Указанная статья устанавливает перечень ситуаций, в которых полученные продавцом суммы денежных средств должны быть включены им в налоговую базу именно того налогового периода, в котором данные суммы были фактически получены [5]. И хотя удельный вес этой «статьи налоговых расходов» вряд ли может быть велик, думается, все же имеет смысл остановиться на ней подробно: уж больно много в связи с применением ст. 162 НК РФ возникает вопросов и споров.

Прежде всего, важно помнить, что налоговая база по НДС увеличивается на полученные продавцом суммы только в том случае, если они связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), то есть фактически являются частью выручки, полученной от продаж. Рассмотрим внимательно упомянутый перечень. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговую базу по НДС увеличивают денежные суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги): в виде финансовой помощи; на пополнение фондов специального назначения; в счет увеличения доходов; иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Финансовая помощь продавцу, связанная с оплатой приобретенного у него товара, – это, пожалуй, посильнее «Фауста» Гете… Пополнение фондов, специально созданных продавцом, очевидно, в целях аккумулирования средств на погашение задолженности покупателей, – из той же оперы, и в рамках данной статьи нас тоже не особо интересует. А вот денежные средства, полученные продавцом, увеличивающие его доходы по сделке, а также иначе связанные с оплатой реализованного товара, уже ближе к теме. Что можно понимать под увеличением дохода? Точнее, какие выплаты покупателя могут реально увеличить доход продавца, полученный от продажи? На ум приходят только компенсационные, санкционные, премиальные выплаты, да еще, пожалуй, связанные с увеличением цены товара. Что касается увеличения цены, то к данным отношениям положения ст. 162 НК РФ не применяются, они напрямую регулируются п. 10 ст. 154 НК РФ (но об этом позже), а вот оставшиеся виды выплат могут рассматриваться в контексте использования именно норм, установленных ст. 162 НК РФ.

Например, по мнению финансистов, НДС облагаются денежные средства, которые организация, выполняющая работы (реализующая товары, оказывающая услуги), получает от заказчика (покупателя) в качестве компенсации своих расходов на исполнение договора, в том числе командировочных, транспортных, на страхование [6]. Но в случае, если компенсационные выплаты не связаны с реализацией (например, суммы, полученные арендодателем транспортного средства в качестве компенсации административных штрафов, уплаченных за допущенные арендатором нарушения [7], или в качестве компенсации убытков продавца в связи с отказом покупателя от товара [8], а также суммы возмещения за испорченное (утраченное) имущество [9]), в налоговую базу по НДС их включать не нужно.

Еще пример: пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ предписано увеличивать базу на суммы полученных продавцом страховых выплат, но только по договорам страхования риска неисполнения покупателем договорных обязательств и при условии, что страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых является объектом налогообложения (весьма, кстати, странная норма, если вдуматься: продавец начислил НДС при отгрузке, покупатель ему не оплатил поставленный товар, страховая компания компенсировала продавцу стоимость этого товара и продавец почему‑то должен еще раз исчислить налог – но закон есть закон [10]), страховые же выплаты, полученные налогоплательщиком по иным основаниям, например при наступлении страхового случая в результате аварии или хищения, в налоговую базу не включаются [11].

С премиями, в принципе, все понятно: если продавец получает дополнительное вознаграждение за проделанную работу (оказанную услугу или, к примеру, за качество (или количество) поставленного товара), то сумма такого вознаграждения и доход продавца увеличивает, и с операцией по реализации связана напрямую, следовательно, никаких оснований не применять к указанным поступлениям положения пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ у налогоплательщика не имеется [12].

Теперь плавно перейдем к выплатам санкционным, то есть не­устойкам, к которым согласно ст. 330 ГК РФ относятся штрафы и пени. На первый взгляд суммы штрафных санкций, взысканные с покупателей, можно квалифицировать как суммы, связанные с оплатой товаров, работ или услуг (чего не скажешь о тех же санкциях, применяемых к продавцу). Да и доход получателя они однозначно увеличивают – чем не повод для увеличения налоговой базы по НДС? Долгое время контроле��ы (с подачи финансистов) руководствовались именно такой логикой, однако в настоящее время им предписано более взвешенно оценивать вопрос о включении штрафов в налоговую базу по НДС: рассматривать финансовые санкции, применяемые к покупателю, с точки зрения отношения их к элементу ценообразования [13]. К одному из подобных элементов чиновники Минфина относят штрафы, выставляемые покупателю услуг перевозки за сверхнормативный простой транспортных средств [14]. По мнению автора, данная позиция является весьма спорной, так как, с точки зрения арбитров, неустойки и иные виды ответственности, предусмотренные гражданским законодательством, в силу положений гл. 21 НК РФ не признаются объектом обложения НДС [15], следовательно, шансы доказать в суде необоснованность включения в налоговую базу по НДС сумм санкционных выплат весьма велики.

1. Согласно п. 1 ст. 17 Кодекса налоговая база и налоговая ставка являются элементами налогообложения, причем обязательными элементами налогообложения, т.е. если налоговая база или налоговая ставка не определены, то налог не может считаться установленным (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как следует из п. 1 ст. 38 Кодекса, стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта имеет значение для установления его в качестве объекта налогообложения (см. комментарий к ст. 38 Кодекса). Соответственно, п. 1 ст. 53 Кодекса определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Согласно п. 3 ст. 11 Кодекса понятие «налоговая база» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

Налоговая ставка в свою очередь, как определено п. 1 комментируемой статьи, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Кодексом.

Пунктом 1 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Кодексом. В настоящее время такие случаи Кодексом не предусмотрены.

2. В соответствии с п. 2 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом.

Налоговые ставки согласно п. 2 комментируемой статьи устанавливаются в пределах, установленных Кодексом:

по региональным налогам — законами субъектов Российской Федерации;

по местным налогам — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Положения п. 2 ст. 53 Кодекса основаны на нормах ст. 12 Кодекса, закрепляющих полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 3 ст. 12);

при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 4 ст. 12).

Что такое налоговая база. Объясняем простыми словами

Существует четыре основных вида ставок, которые отличаются друг от друга способом их расчета.

  1. Твердые налоговые ставки. Устанавливаются в виде абсолютной суммы, которая должна уплачиваться в государственные бюджеты на одну единицу базы налогообложения или весь объект. Яркий пример такой ставки — транспортный налог, который устанавливается в зависимости от характеристик имеющегося транспортного средства. Альтернативное название твердой ставки — реальный налог. Преимуществом этого типа является простота начисления и фискального контроля. Минус в том, что при повышении цен из-за инфляции приходится пересматривать размер ставки. Так как процедура изменения налогового законодательства сложна, изменение суммы происходит не сразу, вследствие чего государство несет потери в налоговых отчислениях.
  2. Пропорциональные налоговые ставки. Устанавливаются в виде процента от единицы налогооблагаемой базы. Это распространенный вариант, в качестве примера можно привести налог на прибыль при стандартной системе налогообложения. Применяются в случаях, когда налоговая база исчисляется в денежной сумме. С ростом цен процент не требует индексации. Примеры пропорциональных налоговых ставок: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, который не может превышать 2,2%, налог на доходы физических лиц (13% от начислений). Данные ставки не требует проведения индексации.

Пропорциональные налоговые ставки, в свою очередь, делятся на два подвида.

ИП Антонов С.Р. планирует открыть розничный магазин непродовольственных товаров в городе Владимир. Имеются следующие данные:

  • предполагаемый оборот, т.е. доход от реализации в месяц – 1 млн. рублей;
  • предполагаемые расходы (закупка товаров, аренда, зарплата, страховые взносы и прочее) в месяц – 680 тыс. рублей;
  • площадь торгового зала – 78 кв. м;
  • число работников – 5 человек;
  • сумма страховых взносов за себя и работников в месяц – 35 тыс. рублей.

По виду деятельности магазин непродовольственных товаров удовлетворяет требованиям следующих систем налогообложения: ПСН, УСН Доходы, УСН доходы минус расходы и ОСНО. Сравнивать будем только льготные режимы, ОСНО в расчетах не участвует, как однозначно невыгодный вариант.

Что такое налог на имущество

Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.

Налог на недвижимость раз в год начисляет Федеральная налоговая служба: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ФНС формирует налоговое уведомление — квитанцию — с указанием, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет на сайте налоговой, по умолчанию никакие их уведомления почтой вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас нужно заявление на бумажную отправку. После регистрации в личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от этого.

Налог на имущество платят собственники недвижимости. Неважно, кто живет и зарегистрирован в квартире: налогоплательщиком будет тот, кому она принадлежит.

Объекты налогообложения

Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.

Движимое имущество

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот. Перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество не платят.

Закон требует регистрации прав на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Владельцы транспортных средств не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.

Определения недвижимости в законе нет — там просто дан полный перечень объектов, которые признаются таковой. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, тоже дан в законе: жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место. Есть и другие, более редкие объекты налогообложения.

ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог

Налоги на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это стоимость объекта налогообложения. Для расчета берут не всю стоимость — и не ту, что указана в договоре купли-продажи. Стоимость объекта определяют государственные органы, и она бывает двух видов: инвентаризационная или кадастровая. Но разбираться в видах стоимости и вычетах необязательно: все данные указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

Закон задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, все остальное — 0,5%, но за объекты дороже 300 млн рублей — 2%.

На основе базовых ставок каждый регион имеет право установить свои территориальные. Указанную базовую ставку налога на имущество можно уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилых объектов в разных регионах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем регионе можно на сайте ФНС. Например, в 2020 году в Москве региональные ставки налогообложения совпали с базовыми: за квартиру стоимостью до 10 млн рублей платят 0,1% от стоимости, а за дорогое имущество — от 300 млн рублей — 2%.

Налоговая база: порядок определения и начисления

Сумма за год зависит от ставки и налоговой базы. Ставку определяет закон и региональные власти. Налоговая база — это стоимость объекта. Ее умножают на ставку налогообложения и получают сумму налога на имущество.

До 2014 года за налоговую базу брали инвентаризационную стоимость. Инвентаризационная стоимость — это устаревшая схема расчета, которая учитывает изначальную стоимость и износ. Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения не связана с рыночной. Ее определяло бюро технической инвентаризации — БТИ. Собственник недвижимости может получить справку о размере инвентаризационной стоимости. Обращаться нужно в БТИ по месту расположения объекта.

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.

В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.

Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ

При начислении налога на имущество по кадастровой стоимости действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, поэтому общая сумма налога на имущество становится меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры — 20 м², для комнаты — 10 м².

За загородный дом площадью 100 м² с налогоплательщика возьмут вдвое меньше: только за 50 м² вместо 100. За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².

Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно предварительно ничего считать. Налоговая посчитает все сама, и в уведомлении уже будет указана итоговая сумма за отчетный период. Расскажем, откуда она берется, чтобы вы могли проверить. Если не сойдется — отправьте сообщение в ФНС.

Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают на понижающие коэффициенты. Но сначала покажем, как считают полную сумму.

При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства пропорционально делят между всеми собственниками.

Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.

ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество

Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадет с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.

Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.

Расчет по инвентаризационной стоимости

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения налога на имущество по кадастровой стоимости.

Сумму по инвентаризационной стоимости тоже считает налоговая, но для наглядности опишем, как получается итоговая сумма. Формула расчета похожа. Только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство.

Налоговые вычеты не применяются.

Н = И × КД × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, И — инвентаризационная стоимость объекта, КД — коэффициент-дефлятор, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Что такое налогооблагаемая база?

Налоговый период — это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется окончательно размер налогового обязательства. Определение налогового периода дано в ст. 55 НК РФ. Например, для налога на прибыль организаций налоговым периодом, согласно гл. 25 части второй НК РФ, будет являться календарный год, по НДС — квартал, по акцизам — календарный месяц.

НК РФ установлены особенности определения налогового периода в зависимости от даты создания, ликвидации или реорганизации организации.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в период времени с 1 декабря по 31 декабря первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации. Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Рассмотренные выше правила не применяются:

  1. к организациям, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций;
  2. к налогам, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал.

Отчетный период не является обязательным элементом налогообложения, но он выделяется учеными в юридическом составе налога в качестве факультативного элемента. Отчетный период связан со сроком подведения промежуточных итогов, и, как правило, составлением и представлением промежуточной отчетности в налоговый орган. Налоговый период состоит из нескольких отчетных, но может и совпадать с налоговым периодом. Например, налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу является календарный год, а отчетным — полугодие; по НДС отчетный период не установлен, а налоговым периодом является квартал.

По итогам налогового периода предоставляется налоговая декларация, по окончании отчетного периода — расчет авансового платежа.

Налоговая декларация не отнесена законодателем к элементам налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным, но в то же время обязанность по представлению налоговой декларации должна быть закреплена в надлежащей правовой форме, т.е. актом законодательства о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Такое заявление подается в письменной или электронной формах. Можно выделить следующие способы представления налоговых деклараций:

  • лично или через представителя;
  • в виде почтового отправления с описью вложения;
  • по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Заявление, составленное в электронной форме, может быть передано по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.

Для некоторых категорий налогоплательщиков НК РФ устанавливает обязательный порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Это налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год свыше 100 человек, вновь созданные (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек и иные налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации и расчеты в электронной форме.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате определенных налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то и налоговые декларации (расчеты) по этим налогам в налоговый ��рган он не представляет.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию, форма и порядок заполнения которой утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9

месяцами, календарным годом. Сроки представления деклараций по отдельным налогам устанавливаются соответствующими главами части второй НК РФ.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации или расчета, представленными налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом по установленной форме или формату, и обязан проставить по просьбе вышеназванных лиц на копии документа отметку о принятии и дату его получения либо передать квитанцию о приеме в электронной форме.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Если обнаруженные ошибки не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик не обязан, но вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Законодательством о налогах и сборах могут быть установлены факультативные элементы налогообложения, а именно — налоговые льготы и основания для их использования.

Определение налоговой льготы содержится в ст. 56 НК РФ. Это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Цель введения налоговой льготы — это сокращение размера налогового обязательства для отдельных категорий налогоплательщиков. Налоговые льготы — важнейший инструмент выравнивания налогового бремени, поскольку они нивелируют экономические возможности различных налогоплательщиков. Предоставление налоговых льгот может преследовать различные цели: социальные, стимулирующие, инвестиционные.

В то же время предоставление налоговых льгот должно осуществляться в разумных пределах, поскольку в обратном случае будет нарушаться принцип юридического равенства налогоплательщиков, сформулированный в ст. 3 НК РФ. Как указал КС РФ, «налоговая льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения». Но такое исключение является правомерным и допустимым.

Налоговой льготе присущи специальные признаки, а именно:

  1. предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков;
  2. не может носить индивидуальный характер;
  3. должна быть предусмотрена законодательством о налогах и сборах (особый порядок установления);
  4. ее применение является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Льготы могут быть в виде освобождения, скидки или изъятия.

Освобождение направлено на уменьшение налоговой ставки. Примером такого освобождения может служить применение пониженной ставки в размере 10% по НДС при реализации некоторых категорий товаров (работ, услуг), например, детских товаров, периодических печатных изданий, продуктов питания, кроме деликатесных. Видами освобождения также являются так называемые «налоговые каникулы» и «налоговая амнистия».

«Налоговые каникулы» предполагают освобождение организаций, физических лиц от уплаты тех или иных налогов в определенном законом временном промежутке. Например, в соответствии с п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов субъектов РФ, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг.

«Налоговая амнистия» — это устанавливаемое государством освобождение лиц, совершивших налоговые правонарушения, от привлечения к налоговой ответственности при условии полного или частичного декларирования сокрытых сумм налогов и добровольного внесения их в бюджет. В Российской Федерации было проведено несколько налоговых амнистий. С 01.03.2018 до 28.02.2019 действует налоговая амнистия (второй этап декларирования), установленная Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: в случае подачи в налоговый орган декларации, в которой содержатся сведения об имуществе и счетах (вкладах) в зарубежных банках, декларант освобождается от уголовной, административной ответственности и ответственности за налоговые правонарушения, связанные с приобретением, использованием или распоряжением названным имуществом, проведением операций по таким счетам (вкладам).

Скидка — это прямое сокращение налоговой базы. Например, в отношении налога на прибыль организаций скидка представляется в виде определенных законом расходов, имеющих социальную или экономическую направленность и поощряемых обществом и государством.

Скидки могут быть лимитированными и нелимитированными в зависимости от влияния на результаты налогообложения. При предоставлении нелимитированных скидок, в отличие от лимитированных, налоговая база уменьшается на всю сумму расходов налогоплательщика.

Изъятие предполагает выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов). Например, не облагаются налогом на имущество организаций земельные участки и иные объекты природопользования. Также перечень доходов, не подлежащих обложению, установлен по НДФЛ в ст. 217 НК РФ: стипендии учащихся, студентов, аспирантов, докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования; алименты, получаемые налогоплательщиком; доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования и др.

Таким образом, налоговая льгота является одним из эффе��тивных инструментов реализации налоговой политики государства в условиях рыночной экономики.

В зависимости от применяемой единицы измерения налоговые ставки могут быть твердыми, т.е. устанавливаться в абсолютных единицах по отношению к налоговой базе, или же измеряться в процентах. Такие ставки называют адвалорными.

Примером твердых ставок являются ставки по транспортному налогу в России. Его расчет осуществляется по установленной ставке в рублях в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу (либо аналог в зависимости от типа двигателя). Адвалорные ставки используются при расчете большинства других налогов (на прибыль, доходы физических лиц, на добавленную стоимость и т.д.)

В зависимости от размера налоговой базы ставка может быть постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся.

Постоянные ставки не меняются в зависимости от размера налоговой базы и применяются в плоской (пропорциональной) шкале налогообложения. Такими, например, в России такими являются налоговые ставки НДС. При этом в отношении определенных объектов налогообложения постоянные ставки могут снижаться по решению органов власти. Например, вместо базовой ставки НДС в размере 20% экспортеры могут получить право на использование нулевой ставки, а организации, осуществляющие реализацию продовольственных товаров –ставки в размере 10%.

Увеличивающиеся по мере роста налоговой базы ставки характерны для прогрессивной шкалы налогообложения. Примером являются налоговые ставки НДФЛ, действующие в РФ с 1 января 2021 года. Для граждан с ежегодным уровнем доходов (которые выступают налоговой базой) в пределах 5 млн рублей налоговая ставка составляет 13%, а при превышении этого ограничения вырастает до 15%.

Падающие по мере роста налоговой базы ставки используются в регрессивной шкале налогообложения.

Также встречаются дифференцированные ставки, которые могут устанавливаться в отношении отдельных налогоплательщиков местными или региональными органами власти на определенный период. При применении такой ставки в течение льготного периода будет действовать сниженный размер ставок, а после его окончания он вырастает до базового по этому виду налогов.

Статья 53 НК РФ дает определение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Стоимостная характеристика выражает денежную оценку, способность иметь определенную цену.

Физическая характеристика может выражать собой параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик.

Иная характеристика объекта налогообложения — количественная характеристика (возможность быть измеренным) — такие параметры объекта, как производительность, место расположения и т.п.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на доход физического лица и т.д.). Чаще всего налоговая ставка выражена в процентах от упомянутой единицы измерения (20% от прибыли и т.д.).

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам, а также по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговые же ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, устанавливаются:

по региональным налогам — законами (иными нормативными правовыми актами), принимаемыми представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ, например в Москве — законами, принятыми городской Думой и подписанными мэром г. Москвы;

по местным налогам — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Однако в г. г. Москве и Санкт-Петербурге налоговые ставки местных налогов устанавливаются законами этих субъектов РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Налоговая база, налоговая ставка, размеры сборов

Расходам в НК РФ посвящены статьи 253 (расходы, связанные с реализацией и производством), 265 (внереализационные расходы) и 270 (не учитывающиеся).

Перечень расходов, не учитывающихся при исчислении налога, очень обширен и конкретен. Но при этом нужно иметь в виду, что к расходам предъявляются определенные требования. Согласно ст.

252 НК РФ расходами признаются обоснованные (то есть экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, возникающие в процессе деятельности предприятия.

Кроме того затраты признаются расходами в том случае, если они явились результатом деятельности, направленной на получение дохода. Это очень важные требования к определению расходов.

В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

Федеральные налоги
1. Налог на доходы физических лиц – НДФЛ Доход минус налоговые вычеты По каждому виду дохода устанавливается отдельно:
  • доход от продажи имущества;
  • доход от аренды;
  • различные выигрыши;
  • доход от имущества за рубежом и др.
2. Налог на прибыль организаций – НПО Вся прибыль в денежном выражении без учета НДС и акцизов, кроме освобожденных от налога по ст. 251 НК РФ. Рассчитывается отдельно по разным видам прибыли.
3. Налог на добавленную стоимость (НДС) Доход от поставки товаров, выполненных работ или оказанных услуг минус предусмотренный законом вычет.
4. Акцизы Характеристика подакцизного товара (своя для каждого типа товаров, в зависимости от установленной ставки).
5. Налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ Количество или стоимость добытых полезных ископаемых (в зависимости от их типа).
6. Водный налог Отдельно по каждому водному объекту и способу использования:
  • 1000 куб.м. воды – для забора воды;
  • 1 кв.м акватории – для водопользования, кроме лесосплава;
  • 1000 куб.м леса – для лесосплава;
  • 1000кВт/ч энергии – для гидроэнергетики.
Региональные налоги
1. Налог на имущество организаций Среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, для отдельных объектов – кадастровая стоимость.
2. Налог на игорный бизнес Количество объектов.
3. Транспортный налог
  • мощность двигателя (в лошадиных силах) – для средств с двигателями;
  • статистическая тяга реактивного двигателя – для воздушного транспорта;
  • вместимость в тоннах – для несамоходного водного транспорта;
  • количество средств – для транспорта без двигателей.
Местные налоги
1. Земельный налог Кадастровая стоимость земельного участка.
2. Налог на имущество физлиц Кадастровая или инвентаризационная стоимость объекта.

Следующий тип ставок — те, которые классифицируются в рамках рассматриваемой концепции как твердые. Их основное отличие от первых — величина соответствующих показателей может, так или иначе, зависеть от размера налогооблагаемой базы. Например, транспортный уплачивается как раз таки на основе твердых ставок. Но фактическая величина платежей в бюджет определяется исходя из показателей соответствующего актива — мощности автомобиля в л. с. Можно отметить, что твердые ставки занимают промежуточное положение между равными и процентными. Изучим сущность вторых подробнее.

Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например — если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых — главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей — в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.

Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились — платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.

Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой — как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.

Что такое основная налоговая база по НДФЛ с 2021 года

Весьма распространенными в мировой практике видами налоговых ставок являются регрессивные показатели. В свою очередь, они предполагают уменьшение платежной нагрузки в бюджет, выражаемой в процентах, при условии роста налогооблагаемой базы. В качестве практического примера подобной схемы исчисления налоговых обязательств можно привести определение размера государственной пошлины при подаче заявки в арбитражный суд.

Виды налогов, налоговые ставки могут определяться на основе самых разных методологий. Рассмотрим примеры иных популярных концепций.

Так, исследователи выделяют маргинальные ставки. Данные показатели фиксируются в нормативно-правовых актах, посредством которых государство вводит тот или иной налог. Как правило, применяются соответствующие ставки в определенным налоговым разрядам либо отдельным компонентам дохода. Как правило, применяется в целях налогообложения конкретных разновидностей выручки, например, дохода со сделок по продажам ценных бумаг.

Фактические и экономические ставки

Еще один вид ставок налогообложения, выделяемый экспертами, — фактические. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к налоговой базе. Существуют также экономические ставки. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к полученному налогоплательщиком доходу.

Виды налогов, налоговые ставки могут классифицироваться исходя из отнесения вторых к абсолютным или относительным. Рассмотрим данный аспект подробнее. Абсолютные ставки, в принципе, соответствуют твердым — тем, которые мы рассмотрели выше наряду с равными и процентными. В свою очередь, использование относительных показателей предполагает исчисление налога исходя из отношения ставки к единице налогообложения.

В рамках данной категории исследователи выделяют:

  • процентные ставки — соответствующие тем, что мы рассмотрели выше;
  • кратные — предполагающие соотнесение величины сбора и единицы налогообложения, исходя из величин, кратных установленному показателю;
  • денежные ставки — устанавливающие фактический платеж в размере конкретной суммы, коррелирующей с величиной налогооблагаемой базы или ее частью.

Таковы основные формы и виды налоговых ставок, применяемые в российской и мировой практике. Их применение может зависеть от специфики конкретного субъекта налогообложения, а также приоритетов в государственной политике.

Отметим, что основные виды налоговых ставок, рассмотренные нами, могут также сочетаться между собой. В этом случае они будут именоваться комбинированными. В ряде случаев государство может корректировать положения законодательства, регулирующие применение тех или иных показателей. Могут устанавливаться различные виды платежей, исчисляемых в фиксированной формуле, те или иные виды налогов — в процентной. Ставки при этом регулируются, исходя из текущих экономических задач государства.

В ряде случаев соответствующие показатели могут фиксироваться на уровне законодательства отдельных субъектов РФ. Основной источник права, в котором фиксируются налоговые ставки — НК РФ. Региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие соответствующие показатели, не должны противоречить положениям НК РФ. В ряде случаев политика государства в части регулирования применения налоговых ставок может быть в достаточной мере консервативной, в иных — характеризоваться внесением в соответствующие нормативно-правовые акты новшеств на регулярной основе.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязатель­но, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неуста­новленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих фа­культативных элементов, которые дополняют обязательные элемен­ты, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Основа, использующаяся для начисления налога, называется налоговой базой. Именно к ней, налоговой базе, и применяется налоговая ставка. Это физическая, стоимостная или какая-либо другая характеристика объекта, который подлежит налогообложению. Устанавливается налоговая база, а также порядок ее исчисления Налоговым кодексом Российской Федерации. Исчисление налоговой базы осуществляется организациями-налогоплательщиками, индивидуальными предпринимателями и налогоплательщиками — физическими лицами. Правда для каждой из этих категорий существуют свои правила начисления.

Система налогообложения функционирует в России по правилам, заложенным в НК РФ. Всем налогоплательщикам вменяется в обязанность осуществлять расчеты по налогам в строго отведенные сроки и с соблюдением принципа полноты погашения долгов. Сумма налоговой базы выступает в роли структурного элемента любого налога. Налогооблагаемая величина может быть представлена в разных формах:

  • стоимостное измерение объекта;
  • физическая характеристика предмета налогообложения;
  • иное значение.

Налоговая база представляет собой стоимостное выражение объекта налогообложения, по которому выводится окончательное значение обязательств налогоплательщиков перед бюджетами разных уровней.

Налоговая база организации по разным видам платежей рассчитывается по итогам налоговых периодов. Основой для выведения этого параметра являются регистры бухгалтерского и налогового учета. Если в процессе вычислений была допущена ошибка, она устраняется путем корректировки базы налогообложения за тот период, в котором имеет место недочет, а не в текущем интервале.

Как известно, целью работы любой организации является прибыль. Но с полученной прибыли необходимо оплатить государству налог, который так и называется – налог на прибыль. Но для того, чтобы грамотно провести расчеты, необходимо выяснить, что является налогооблагаемой базой расчета налога на прибыль. Для начала необходимо выяснить, с каких доходов предприятия взимается этот налог. Налогообложению подлежат:

— все виды доходов, которые получены от реализации работ, товаров, услуг; — определенные виды внереализационных доходов. Сюда следует отнести: прибыль, которая была рассчитана в прошлые периоды, а получена в этом году; суммовые разницы (положительные), курсовые разницы (тоже положительные), штрафы и пени; полученное безвозмездно имущество; проценты по займам и некоторые другие.

Порядок начисления, а также уплаты налога на прибыль приведены в Налоговом кодексе РФ части 2, главы 5.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 210 НК РФ налоговая база по подоходному налогу должна быть определена с учетом всех доходов налогоплательщиков, полученных ими в денежной, натуральной форме и в качестве материальной выгоды:

База НДФЛ = ДОХ ден. + ДОХ нат. + ДОХ мат.,

где:

ДОХ ден. – доходы налогоплательщика, полученные денежными средствами;

ДОХ нат. – доходы, полученные в натуральной форме;

ДОХ мат. – доходы в виде материальной выгоды.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.