Остановка и стоянка транспорта по ПДД 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Остановка и стоянка транспорта по ПДД 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Существуют отдельные правила стоянки автомобилей на тротуаре, поскольку обычно ставить на тротуарах авто запрещается. Если тротуар граничит с проезжей частью, ставить здесь автомобиль можно, только если есть дорожный знак, который это разрешает. Кроме того, свои дорожные знаки есть для мотоциклов, мопедов, велосипедов и не только. Это место должно быть обозначено знаком 6.4 (Знак стоянки) или любым из знаков что обозначают вид транспортного средства и способ каким образом можно ставить транспортноесредство.

Тротуар можно занимать только легковым автомобилям, а не грузовой транспорт. Также это место доступно для мотоциклов, мопедов, велосипедов. Но только если есть дорожный знак, который позволяет стать на обозначенном месте. Важно, чтобы ТС стояло именно тем образом, который изображен на картинке. Например, один знак позволяет ставить автомобиль только передними колесами на тротуаре, а другие позволяют ставить авто впритык к тротуару тем или другим способом.

Если планируете поставить на тротуар грузовой транспорт – это запрещено в любом виде. Запрет распространяется как на грузовой транспорт С так и В типа. Грузовик может припарковаться исключительно параллельно к проезжей части. Но если на участке действует знак 8.6.2 — 8.6.9 в этом месте стоянкагрузовиков категорически запрещается.

Нарушив рассматриваемое правило, граждане будут вынуждены понести штрафные санкции.

Остановка и стоянка в ПДД

Тяжелые грузовики – нежелательные гости в черте населенных пунктов, и правила стоянки к ним строже.

Если вес транспорта свыше 3,5 тонн, парковать его можно только на специальных площадках.

Остальные грузовики запрещено ставить:

  • ближе 10 метров от жилых домов;
  • на краю тротуаров;
  • там, где они будут мешать выезду другого транспорта;
  • около детских или спортивных площадок.

Останавливаться на 5 минут или ставить грузовик на стоянку (более 5 минут) можно на правой стороне дороги или ее обочине. Если есть обочина, ставить машину на краю дороги запрещено. Даже если обочина занята другими машинами. Если обочины нет, можно использовать для стоянки край проезжей части.

Кроме того, машину можно поставить не более чем в 1 метре от бордюра и параллельно ему.

По левую сторону дороги грузовик можно поставить на двухполосной дороге для перемещения в противоположных направлениях, и если нет трамвайных путей посередине.

Если полоса для движения в каждом направлении одна, и трамвайные пути отсутствуют, в черте населенных пунктов и на дорогах с односторонним движением грузовики могут остановиться только для разгрузки или погрузки, и только справа.

Кроме того, грузовикам запрещено стоять на тротуаре.

В 2022 году сотрудники ГИБДД активно применяют приборы, получившие название Паркон. Устройство способно самостоятельно выявить и зафиксировать нарушения остановки и стоянки автомобилей. Затем человеку придёт штраф. Поэтому эксперты советуют не полагаться на волю случая и соблюдать установленные правила.

У платной парковки присутствует полукруглая разметка. Её применяют для обозначения мест разворота транспортных средств. За пределами разметки парковаться категорически запрещено. Это может привести к возникновению препятствий для движения других транспортных средств, что влечет за собой нарушение пункта 12.4 ПДД.

Правила остановки и стоянки в ПДД 2022 года

А вот этот случай уже не описан в действующих на 2022 год ПДД. Вы просто не найдёте запрета парковаться на газоне, равно как и определения газона в Правилах. А ещё аналогичного запрета о дворовых территориях.

Но косвенно данный вопрос регулирует пункт 12.1:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у её края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, на тротуаре.

Газон не относится к проезжей части и обочине. Он вообще не является частью дороги. Поэтому остановка на нём запрещена. Аналогичный запрет содержится в законодательстве субъектов России. Так, в законах Москвы и СПБ даётся определение газона и прямо указывается, что парковаться там нельзя. При этом, газоном считается не обязательно наличие травы – кусок голой земли также подходит формально под это определение.

Аналогично и штраф за остановку на газоне выписывается на уровне отдельных городов. Он различается по регионам и составляет от 4 до 5 тысяч рублей.

Речь идёт о серии разметок 1.16.1-1.16.3. Здесь спорный момент может вызвать разметка 1.16.1. Вот официальный текст цитаты ПДД 2022 года:

1.16.1 – обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы;

То есть можно прочитать данную формулировку в 2 смыслах:

  1. обозначает … места для стоянки транспортных средств (парковки),
  2. обозначает островки, разделяющие … места для стоянки транспортных средств (парковки).

То есть в первом смысле останавливаться можно, во втором нельзя. Но, вероятнее всего, в цитату вложен смысл пункта 2 – то есть мы не рекомендуем производить стоянку и остановку на таком островке.

Пункт 1.2. ПДД содержит расшифровку терминов «остановка» и «стоянка». Эти понятия предполагают преднамеренное, то есть предварительно обдуманное прекращение движения в выбранном для этого месте на определенный срок. Стоянкой считают такое прекращение движения, после которого с транспортным средством ничего не происходит на протяжении определенного времени. Прекращение движения на срок больше пяти минут не всегда является стоянкой. Так, например, при длительной разгрузке автомобиль находится в состоянии остановки. Прекращение движения для посадки и высадки пассажира является остановкой независимо от его продолжительности. А прекращение движения с целью заправки или совершения покупки считается остановкой при условии, что оно продолжается не более пяти минут.

Слово «парковка» объединяет в себе понятия «остановка» и «стоянка». Также парковкой в Правилах называют само место, где производится остановка и стоянка.

Кроме того, существует понятие вынужденной остановки. В отличие от парковки она является непреднамеренной, вызвана уважительной причиной и от желаний водителя не зависит. Наложить запрет на такую остановку или определить место для нее невозможно. Соответственно, правила парковки не распространяются на вынужденную остановку. Однако в такой ситуации водитель должен обозначить свое транспортное средство аварийной сигнализацией, чтобы исключить возможность столкновения с другими автомобилями. При возможности ему следует откатить или отбуксировать ТС в более безопасное место – на обочину или тротуар, после чего выставить знак аварийной остановки (пункт 12.6. ПДД).

Некоторые прекращения движения не являются ни преднамеренной, ни вынужденной остановкой, ни стоянкой, например, остановка перед «зеброй» для пропуска пешеходов, остановка на красный сигнал светофора, остановка в «пробке». Значит, требования главы 12 Правил к ним не относятся.

Первый абзац пункта 12.1. ПДД описывает классический способ парковки. Его могут использовать водители любых ТС в любом месте, где знаки, разметка или пункты 12.4. и 12.5. ПДД не запрещают остановку и стоянку. Согласно данному способу ТС должно находиться на правой стороне вдоль дороги, прижавшись вплотную к тротуару или съехав на обочину (в зависимости от их наличия). Пункт 12.2. говорит о том, что парковать мотоциклы без коляски, мопеды, а также двухколесные велосипеды можно в два ряда, а остальные ТС – исключительно в один ряд друг за другом или по отдельности.

Ситуаций, запрещающих остановку, существует достаточно много. Их перечень содержится в пункте 12.4. ПДД. Он подразумевает запрет не только на остановку, но и стоянку, которая невозможна без предварительной остановки. Три причины, обуславливают ограничения, перечисленные пунктом 12.4., а именно:

  • припаркованное ТС не должно препятствовать движению других ТС;
  • не должно создавать угрозу безопасности движения;
  • а также вынуждать других водителей нарушать Правила.

Пункт 12.4. запрещает остановку в четырнадцати местах. Восемь из них предложены по соображениям безопасности.

Так, остановка и стоянка невозможны:

  • на пешеходных переходах и на расстоянии ближе пяти метров перед ними;
  • на велосипедных полосах;
  • на железнодорожных переездах;
  • в тоннелях;
  • под мостами и эстакадами;
  • на пересечении проезжих частей и на расстоянии ближе пяти метров в любую сторону от них;
  • на проезжей части в местах с ограниченной видимостью (в любом направлении дорога просматривается менее чем на 100 метров);
  • в местах, где ТС ограничивает обзор другим водителям (загораживает сигналы светофора, дорожные знаки).

В целях предотвращения создания помех участникам дорожного движения остановка и парковка запрещаются:

Объезд припаркованных транспортных средств с минимальным боковым интервалом – довольно часто встречающийся маневр в условиях плотного уличного движения. Если в такой момент пассажир или водитель откроет изнутри дверь стоящего автомобиля, чтобы выйти, он может повредить сразу два транспортных средства или даже попасть под колеса объезжающего ТС. Согласно положениям пункта 12.7. выходящий должен сначала убедиться, что не создаст помех другим участникам движениям открытием двери, и только после этого вылезать из машины. Водитель для этого может воспользоваться зеркалом заднего вида и проинформировать своих пассажиров о ситуации на дороге.

Пункт 12.8. ПДД предусматривает такие предосторожности, о которых водитель должен позаботиться, покидая свой автомобиль. Прежде всего, оставляя ТС, очень важно обеспечить его неподвижное состояние. Для этого следует использовать стояночный тормоз. На крутых уклонах можно дополнительно подстраховаться и вывернуть руль таким образом, чтобы при скатывании колеса уперлись в бордюр, а при его отсутствии были повернуты в сторону обочины, а не проезжей части. Еще одним препятствием для самопроизвольного движения машины может стать включенная первая или вторая передача или режим «Парковка» на ТС с автоматической коробкой передач.

Второе требование пункта 12.8. заключается в том, что водитель, покидая свой автомобиль, должен запереть его и включить противоугонную систему при ее наличии.

Остановка и стоянка в запрещенных местах являются одним из самых распространенных нарушений Правил. Причина этого кроется не только в невнимательности, несознательности и неграмотности водителей. В крупных городах особо актуальна проблема нехватки парковочных мест. Отчаявшиеся водители просто вынуждены оставлять свои автомобили, где попало. Однако довольно часто, это только усугубляет и без того непростую обстановку на городских улицах, ведь неудачно оставленное на стоянку ТС может легко стать причиной пробки.

Статья 12.19. КоАП, состоящая из восьми частей, рассматривает нарушения правил остановки и стоянки. Ею предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа от 500 до 3000 рублей. Парковка в местах, отведенных для стоянки ТС инвалидов, грозит штрафов в 5000 рублей. Пользоваться такими местами могут только те автомобили, которые имеют опознавательный знак «Инвалид». На его установку нужно получить разрешение в ГИБДД. Статьи 12.16.4. и 12.16.5. КоАП наказывают за неподчинение дорожным знакам, запрещающим остановку и стоянку, а статьи 12.17.1-1. и 12.17.1-2 – за остановку и стоянку на полосе, предназначенной для движения маршрутных ТС, штрафами в размере от 1500 до 3000 рублей. За нарушение правил парковки на железнодорожных переездах и автомагистралях существует отдельное наказание.

В отдельных регионах местными законами может быть установлен запрет на такие действия, как парковка ТС на газонах и детских площадках, мойка автомобилей в непредназначенных для этого местах и др. Наказание за такие нарушения может отличаться в зависимости от региона. Так, например, в Москве статья 4.18.2. Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наказание для автомототранспортных средств за повреждение зеленых насаждений, включая газоны, в виде штрафа от 4000 до 4500 рублей. Оформляют такие нарушения не сотрудники ГИБДД, а участковые уполномоченные или специалисты экологической полиции. Их рассмотрение и вынесение наказаний виновных – это уже зона ответственности специальных административных комиссий, действующих при местных органах власти.

Еще одним видом наказаний является задержание неправильно припаркованного ТС и его принудительная эвакуация на штрафную стоянку или блокировка колес на месте парковки. Такие меры необходимы в том случае, если транспортное средство оставлено на проезжей части в неположенном месте и мешает другим участникам движения. ТС, припаркованные с нарушением требований статей 12.16.4., 12.16.5., 12.19.2, 12.19.3., 12.19.3-1., 12.19.3-2., 12.19.4., 12.19.6. КоАП, могут быть подвергнуты наказанию в виде эвакуации на штрафную стоянку.

Информацию о том, что транспортное средство было отправлено на штрафстоянку должны предоставить или сотрудники ДПС, работающие на месте, где оно было оставлено, или специалисты дежурной части соответствующего отделения ГИДД, или работники службы эвакуации по справочному телефону. После наведения соответствующих справок, а также предъявления паспорта, прав, документов на ТС и уплаты штрафа, услуг по эвакуации и хранению автомобиля владелец сможет получить письменное разрешение на получение автомобиля.

Стоит обратить внимание на такие важные факты. Эвакуация запрещается, если внутри транспортного средства находятся люди, или если водитель объявился раньше, чем произошла погрузка автомобиля. В последнем случае штраф уплатить все равно придется. Кроме того, перед эвакуацией должен быть составлен протокол о задержании ТС и акт, содержащий описание всех повреждений автомобиля. Владелец имеет полное право потребовать компенсацию за причиненный вред, если его ТС получило новые не отраженные в акте повреждения и дефекты в процессе погрузки, выгрузки или транспортировки. После появления владельца автомобиля и оформления нарушения он должен быть незамедлительно возвращен хозяину или его доверенному лицу.

12.4. Остановка запрещается:

  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  • на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
  • на полосе для велосипедистов.

продолжить чтение

Статья 12.16, часть 4

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

Статья 12.16, часть 5

Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.

продолжить чтение

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

В дальнейшем — Правила.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевоз��и грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

2.1.1(1). В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа — и прицепа);

иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2.2.1. Водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1, по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов.

2.3. Водитель транспортн��го средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения .

В дальнейшем — Основные положения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

2.3.2. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;

медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

5.1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

5.2. Пассажирам запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

открывать двери транспортного средства во время его движения.

7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

при ослеплении водителя светом фар;

при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);

при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» , и высадке из него.

Здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями.

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

7.3. При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

на пешеходных переходах;

в тоннелях;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

на железнодорожных переездах;

в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Где запрещено и где разрешено парковать машину в 2022 и 2023 году?

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Автомобиль поставлен на краю проезжей части, способом, указанным на табличке 8.6.1. Данный способ не затрагивает тротуар и не запрещен для грузовых автомобилей.

Поставлен на левой стороне дороги. Дорога имеет по одной полосе для каждого направления и не имеет трамвайных путей, что соответствует условиям правил для осуществления остановки и стоянки.

Подъехал по тротуару для осуществления разгрузки, однако такое право возникает только при отсутствии других возможностей подъезда, например, если бы разгрузка осуществлялась со стороны аллеи с другой стороны здания. Из данной иллюстрации видно, что есть возможность осуществить разгрузку совершив остановку на левой стороне дороги без нарушения правил дорожного движения.

Курс ЦБ
$ 58.45

На первый взгляд совершенно несложные для запоминания технические средства безопасности, представленные в виде двух круглых щитков с красной окантовкой и синей заливкой с одной диагональной и двумя уложенными накрест полосами доставляют водителям немало хлопот, заставляя тратить время на поиски разрешенного для парковки места.

Нередки ситуации, когда неудачные поиски или случайное/специальное игнорирование этих запрещающих знаков заканчивались штрафными санкциями или даже эвакуацией транспортного средства с дальнейшими его поисками по всем городским штраф-стоянкам.

С момента введения обоих знаков, их трактовка претерпевала неоднократные изменения вплоть до 2013 года, после чего законодательством не было предусмотрено никаких корректив.

Однако существует ряд изменений по обоим указателям и в частности действие «ОЗ» не распространяется на маршрутные и частные такси, которые вынуждены останавливаться на обозначенном участке для посадки и высадки пассажиров, но только при определенных условиях (наличие желтой зигзагообразной разметки на обочине, а также указателей, обозначающих место остановки городского транспорта).

Чтобы понять, в чем заключается различие этих двух понятий, прежде всего, необходимо узнать значение каждого из этих действий. Рассмотрим их детально. Согласно ПДД причины остановки транспорта или его стоянки всегда предумышленные, поскольку он не находится в процессе передвижения, но, находясь в пределах проезжей части, остается участником дорожного движения. Таким образом, остановкой является прекращение движения автомобиля или прочего транспортного средства на проезжей части дороги, которое было выполнено водителем целенаправленно и умышленно.

Первое, что должен уяснить водитель автомобиля – что такое остановка и стоянка, и в чем разница в данных понятиях согласно положений ПДД:

  1. Остановка представляет собой намеренное прекращение движения, продолжительностью до 5 минут. В отдельных случаях, рассмотренных в ПДД, отводится более длительный срок на организацию посадки-высадки или проведения погрузочно-разгрузочных мероприятий.
  2. Стоянкой называют запланированное прекращение движения, при котором автомобиль остается на месте от 5 минут и дольше. Стоянка может производиться в местах, где не действует соответствующий запрещающий знак и иные знаки. В случае, если автомобиль стоит не долее 5 минут, следует считать данное действие остановкой.

Таким образом, при определении, какие положения ПДД должны применяться в конкретном случае, исходят из того, на какой период времени прекращает движение автомобиль.

Обозначение запрета паркинга выглядит как синий круг с красной окантовкой, внутри которого крест-накрест расположены две диагональные линии красного цвета. Территория его действия начинается в месте установки и заканчивается на ближайшем перекрестке. Если же до пункта назначения не предвидится никаких дорожных пересечений, то автоводитель не может парковаться до выезда из города.

Важно знать: Указатель действует только на ту сторону автодороги, где он расположен. Если же на трассе встретиться обозначение «Конец зоны всех ограничений», то автомобилист может остановиться в любом месте за ним.

Что же означает «Стоянка запрещена» со стрелкой вниз? Если под дорзнаком установлена такая специальная табличка, то запрет действует от места расположения указателя и в обратном направлении дороги (назад). Комбинация означает, что действие зоны закончилось.

Если же на табличке нарисована стрелка вверх или вниз, а также указано определенное количество метров, то водителю не следует парковаться на протяжении данного расстояния (до таблички – если стрелка вниз, после нее – если стрелка вверх). Двойная стрела (дорожный знак со стрелкой вверх и вниз) обозначает, что водитель находится на территории влияния запрещающего обозначения.

Информирующие спецтаблички имеют прямоугольную форму и располагаются непосредственно под запрещающим дорзнаком.

Дорзнак парковки (белая буква «Р» на синем фоне) отменят территорию действия запрещающего указателя.Также есть несколько знаков, которые указывают на сферу распространения красного круга с пересеченными линиями:

  1. Наименование населенного пункта – парковаться нельзя, пока транспортное средство не выедет за его пределы.
  2. Перечеркнутое название города – прекращать движение воспрещено, пока водитель не пересечет выезд из населенного пункта.
  3. Знак «Конец зоны всех ограничений» — является отменяющим влияние запрета.

В действующих правилах дорожного движения обозначение «Парковка запрещена» обозначена цифрами 3.27. На автодороге оно может быть продублировано желтой разграничительной линией, которая наносится на край проезжей части на бордюре или на потенциальном месте его нахождения.

В ПДД прописаны исключения для дорзнака «Остановка запрещена». К примеру, если вблизи установлена спецтабличка «Кроме инвалидов», это значит, что здесь могут парковаться граждане с ограниченными возможностями.

Но даже без данного обозначения запрет могут игнорировать:

  • лица с инвалидностью I и II групп при наличии опознавательных знаков на авто и подтверждающих документов;
  • транспортные средства Почты России;
  • водитители общественного транспорта (троллейбусы, трамваи, автобусы). Эти ТС могут останавливаться возле указателя для посадки/высадки пассажиров.

Во всех иных случаях необходимо следовать запрету.

За нарушение полагается:

  • 12.16 часть 4 КоАП Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи— административный штраф в размере 1500 рублей Меры обеспечения: задержание ТС с помещением на специализированную стоянку
  • за повторное нарушение 12.16 часть 5 КоАП Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге— административный штраф в размере 3000 рублей Меры обеспечения: задержание ТС с помещением на специализированную стоянку
  • 12.19 часть 4 КоАП Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи— административный штраф в размере 2000 рублей Меры обеспечения: задержание ТС с помещением на специализированную стоянку
  • 12.19 часть 5 КоАП Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге— административный штраф в размере 2500 рублей

Синий дорожный знак в виде круга с красным обводом по краю и двумя перечеркнутыми линиями в центре.

Зона, где действует «круг» 3.27 определяется Приложением и ГОСТом. Территория вдоль дороги, в которой запрет имеет силу, ограничена ближайшим к месту, где установлен запрещающий символ, перекрестком по направлению движения, либо границей населенного пункта (как на въезде, так и на выезде). Также прекратить действие знака «Остановка запрещена» может размещенная рядом с ним табличка, указывающая направление его действия и протяженность дороги, вдоль которой останавливаться и парковаться запрещено. Если далее по направлению движения находится знак отмены, следует считать, что зона действия указателя закончилась.

Если водитель решил остановиться там, где действует запрет, то его могут оштрафовать на 1500 рублей, если нарушение произошло в одном из регионов России, либо на 3000 рублей, если ситуация произошла в Москве или на территории Санкт-Петербурга. Размер штрафа установлен ч.4 и ч.5 ст.12.16 КоАП РФ.

Можно избежать наказания за несанкционированную парковку, если она была вынужденной. Например, водитель остановился вследствие технической неисправности транспортного средства, либо в результате ДТП. Не подпадает под штраф и нахождение у обочины в связи с резким ухудшением самочувствия водителя.

Но, даже если для несанкционированной остановки есть уважительная причина, следует при первой же возможности перепарковать авто, а также включить аварийный сигнал.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зона, где действует «круг» 3.27 определяется Приложением и ГОСТом. Территория вдоль дороги, в которой запрет имеет силу, ограничена ближайшим к месту, где установлен запрещающий символ, перекрестком по направлению движения, либо границей населенного пункта (как на въезде, так и на выезде). Также прекратить действие знака «Остановка запрещена» может размещенная рядом с ним табличка, указывающая направление его действия и протяженность дороги, вдоль которой останавливаться и парковаться запрещено. Если далее по направлению движения находится знак отмены, следует считать, что зона действия указателя закончилась.

О том, что село или город уже позади, свидетельствует не впечатление водителя, а дорожные указатели. Даже если последние дома уже скрылись за горизонтом, это не значит, что можно оставить здесь машину. Точно так же водителя не должны смущать торговые центры и пешеходы, если он проехал знак, информирующий о том, что он покинул населенный пункт.

Начало населенного пункта обозначают дорожным указателем с его названием на прямоугольнике белого цвета. Рядом с названием могут быть силуэты домов. Точно так же обозначается выезд из населенного пункта, только название его будет перечеркнуто.

Важно: стоит внимательно следить за указателями на дороге. Нередко сразу после выезда из деревни или города расположен еще один дорожный знак «Стоянка запрещена» и, несмотря на отмену предыдущего, припарковаться все еще не получится.

Что делать, если впереди перекресток, а никаких табличек и иных указателей рядом со знаком «Остановка запрещена» нет, понятно. Также понятно, как действовать, если указатель в наличии. А вот как поступить в ситуации, когда впереди перекресток с указателем «главная дорога», но стрелочка рядом с запретом остановки дает понять, что зона его действия распространяется дальше перекрестка.

ПДД не дает каких-либо четких инструкций относительно данной ситуации. Ответ на вопрос можно найти в тексте ГОСТа, пункт 5.9. Зона действия запрета, которая указана на табличке, не должна быть больше установленной для этих знаков пунктом 5.4.31. В этом пункте приведена та же информация, что и в тексте выше:

Зона действия знака прекращается после первого перекрестка, въезда или выезда из населенного пункта.

Соответственно, если перед водителем табличка и перекресток или выезд из населенного пункта, которые вызывают противоречивые толкования запрета, ориентироваться нужно на пункт ГОСТа 5.4.31 и соблюдать предписания знака до перекрестка, выезда или въезда в населенный пункт.

Если водитель решил остановиться там, где действует запрет, то его могут оштрафовать на 1500 рублей, если нарушение произошло в одном из регионов России, либо на 3000 рублей, если ситуация произошла в Москве или на территории Санкт-Петербурга. Размер штрафа установлен ч.4 и ч.5 ст.12.16 КоАП РФ.

Можно избежать наказания за несанкционированную парковку, если она была вынужденной. Например, водитель остановился вследствие технической неисправности транспортного средства, либо в результате ДТП. Не подпадает под штраф и нахождение у обочины в связи с резким ухудшением самочувствия водителя.

Но, даже если для несанкционированной остановки есть уважительная причина, следует при первой же возможности перепарковать авто, а также включить аварийный сигнал.

Парковка в ПДД РФ упоминается лишь в качестве парковочного места. Определение понятия приводится в п. 1.2. Здесь говорится, что парковкой называют специально обозначенное и обустроенное место, предназначенное для стоянки автомобилей. На практике, говоря о парковке, водители обычно имеют в виду правила остановки и стоянки автомобилей. Процедура осуществляться в соответствии с нормами раздела 12 ПДД РФ.

В пункте 12.1 говорится, что водитель имеет право осуществить стоянку и остановку на правой стороне дороги. Транспортное средство необходимо припарковать на обочине. Если она отсутствует, можно оставить автомобиль у края проезжей части.В 2021 году парковаться на тротуаре разрешено только легковым машинам, мотоциклам, мопедам и велосипедам, если присутствует знак 6.4 и одна из следующих табличек:

  • 4.7;
  • 6.2;
  • 6.3;
  • 6.6;
  • 6.7;
  • 6.8.

Останавливаться на левой стороне можно лишь в населённых пунктах. На дороге должна присутствовать только одна полоса движения в каждую сторону без трамвайных путей посередине. Грузовые машины с загрузкой свыше 3,5 тонн могут останавливаться на левой стороне лишь для загрузки и выгрузки.

В п. 12.2 ПДД РФ говорится, что парковать автомобиль на проезжей части можно лишь в один ряд параллельно краю. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа можно размещать в два ряда.

Ставить машину можно не только параллельно краю проезжей части, но и под углом или прямо перпендикулярно. Чтобы не промахнуться с выбором положения, которое авто должно принять во время остановки, стоит обратить внимание на линии дорожной разметки. Чтобы не ошибиться с парковкой в черте города, нужно смотреть не только на дорожные знаки, но и на уточняющие таблички:

  • по каким дням недели действует знак,
  • в какое время суток он активен,
  • какой тип ТС может остановиться, а какой – нет,
  • какое положение нужно занять, оставляя авто на парковке (относительно края дороги и тротуара).

Полезно! Предусматривающие правила парковки знаки сопровождают не только бесплатные, но и платные места для стоянки.

Главный принцип задней парковки:

  1. Встать вровень с тем транспортным средством, сзади которого имеется свободное парковочное место.
  2. Визуально оценить расстояние между своим авто и машиной, напротив которой было совершено торможение. Оно должно находиться на отметке 1,5 м.
  3. За счет задней скорости медленными движениями сдавать назад, следя за ситуацией через правое зеркало заднего обозрения.

В процессе следует следить за тем, чтобы не был совершен наезд на бордюр. Между ним и транспортным средством должно быть расстояние не менее 0,5 м. Завершающий маневр — выравнивание автотранспорта. По итогу машина должна встать так, чтобы стоящие рядом машины могли спокойно выехать со стоянки.

Понятия «газон» в КоАП не существует, однако заезд на территорию с зелеными насаждениями может быть запрещен региональными законами. Например, в Санкт-Петербурге физические лица могут заплатить за такие действия от 3 до 5 тысяч рублей. Это касается клумб, мест с растущими деревьями, покрытых травой участков.

Тротуар – это «выделенная полоса» для движения пешеходов. Для безопасности последних, он располагается, как правило, выше, чем место для движения транспорта. Находящийся на одном уровне с дорожным полотном тротуар может быть отделен от нее зелеными посадками.

Важно! Что касается велосипедной дорожки, то не только парковаться, но и ездить по ней запрещено.

12. Остановка и стоянка транспортных средств

Оставлять машину нельзя, а случае аварийной остановки желательно быстро принять меры к тому, чтобы отогнать её, если остановка произошла:

  • на трамвайных путях и рядом с ними;
  • пересечении дороги с железнодорожными рельсами (и не ближе чем на 50 метров до и после пересечения);
  • в тоннелях;
  • на велосипедной дорожке;
  • если между авто и разделительной разметкой менее трех метров;
  • на участке дороги, остановка на которой закроет другим водителям видимость проезжей части, светофоры и знаки;
  • вблизи опасных поворотов;
  • на перекрестках (выездах из прилегающей территории);
  • главных дорогах за пределами населенных пунктов (кроме специально оборудованных мест);
  • участках дороги, которые регулируются запрещающими остановку и стоянку знаками.

Парковка возле остановки (15 метров до и после) также запрещена. Однако норма не распространяется на действия с целью высадки (посадки) пассажиров, если авто при этом не мешает другим людям и транспортным средствам.

Справка! Это правило касается не только частного автопарка, но и автобусов, которые отвозят рабочих.

В соответствии с нормами п. 12.4 ПДД РФ, в 2021 году парковаться запрещено в следующих случаях:

  1. Ближе, чем в 5 м перед пешеходным переходом.
  2. На трамвайных путях или в непосредственной близости от них, если автомобиль создает помеху для движения других ТС.
  3. В местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), противоположным краем проезжей или части разделительной полосой и остановившимся транспортным средством менее 3 м.
  4. В тоннелях, на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах. В последнем случае данное правило действует, если для движения в одном направлении присутствует менее 3 полос.
  5. На расстоянии меньше 15 м от мест стоянки или остановки маршрутных или легковых такси. Исчисление расстояния начинается от разметки 1.17. Если она отсутствует, точкой отсчета становится знак остановки. Запрет снимается, если водитель остановил автомобиль для посадки или высадки пассажиров. Однако транспортное средство не должно создавать препятствие для движения такси.
  6. На полосах, предназначенных для движения велосипедистов.
  7. Вблизи опасных поворотов, если видимость хотя бы в одном направлении меньше 100 м.
  8. В зонах, где автомобиль закроет от других водителей знаки и сигналы светофора, создаст помехи для пешеходов или станет препятствием а также приведет к невозможности выполнить въезд и выезд.

Если присутствует знак 3.27, остановка недопустима.

Его действие распространяется только на сторону проезжей части, на которой он расположен. Знак нередко сопровождают табличками.

Если присутствует:

  1. Стрелка вверх, ограничение начинает действовать. В 2021 году водитель имеет право припарковаться до знака, но не после него.
  2. Когда стрелка указывает в обе стороны, это значит, что гражданин находится в зоне действия ограничения. Остановка запрещена до и после знака.
  3. Если стрелка указывает вниз, зона действия ограничения заканчивается. Парковка допустима за знаком.

Когда стрелок нет вовсе, ограничение действует до ближайшего светофора или перекрестка. Если они не встречаются, останавливаться нельзя до выезда из населенного пункта или знака, снимающего все ограничения.

В 2021 году запрет на стоянку регламентирует п. 12.5 ПДД РФ. В нормативно-правовом акте говорится, что автомобиль не может стоять:

  • на расстоянии ближе 50 м от ЖД переездов;
  • в местах, где запрещена остановка;
  • на проезжей части дорог вне населенных пунктов, если трасса обозначена знаком 2.1.

Лицо не имеет права прекратить движение дольше, чем на 5 минут (за исключением случаев посадки, высадки пассажиров или загрузки, разгрузки), если присутствует знак 3.28.

Если он расположен в городе, ограничение распространяется от места установки до ближайшего перекрестка или выезда из населенного пункта. Когда знак размещен на трассе, его действие прекращается с въездом в населенный пункт. Сопутствующие таблички определяют зону, на которую распространяется ограничение. Как и в случае со знаком 3.27, применяются стрелки. Их принцип действия идентичен. Если стрелка указывает:

  • вверх, это говорит о начале ограничения;
  • в стороны – водитель находится в зоне действия знака;
  • вниз – после знака ограничение на парковку снимается.

В 2021 году присутствует несколько разновидностей знака “стоянка запрещена”. Так, знак 3.29 запрещает стоянку по нечетным числам месяца.

Аналогичный запрет по четным дням накладывает знак 3.30.

Если вчитываться в ПДД, разбирать нюансы, есть разные типы знаков: запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные и так далее. Соответственно, как можно понять из названия, знаки «Остановка и стоянка запрещена» относятся к запрещающим. Выглядят они немного не так, как остальные дорожные обозначения. Главным образом, отличается цвет внутреннего круга. Обычно запрещающие знаки круглые, белого цвета с красным окаймлением, и у каждого свое информационное наполнение. У знаков, запрещающих остановку или стоянку, цвет внутри окаймления синий, а не белый. Это и есть основное отличие. По наполнению они тоже могут отличаться, на дорожном обозначении могут быть начерчены белые полосы, о назначении которых будет рассказано ниже, а также они могут сочетаться с другими табличками.

Знаки, запрещающие остановку, в принципе, похожи. Очень важно их не путать. И многие водители иной раз задумываются, как правильно выглядит знак «Остановка запрещена»? Это круглая табличка синего цвета с красным окаймлением и перечеркнутая двумя красными линиями (см. рисунок ниже). Этот знак означает, что в зоне его действия нельзя даже ненадолго остановиться. Даже для того, чтобы высадить пешехода, или для других целей. Исключением могут стать неполадки транспортного средства, резкое ухудшение состояния водителя или крайняя необходимость, которая перевесит в результате потенциальную опасность или неудобство для других автолюбителей, вызванных остановкой в неположенном месте. Но, скорее всего, инспектор ДПС с водителем не согласится, и придется доказывать свою позицию в суде.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *