Какие финансовые показатели нужно отслеживать бизнесу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие финансовые показатели нужно отслеживать бизнесу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Выручка — денежные средства, которые поступили в организацию. Однако нюанс заключается в том, что в выручку не записываются те денежные средства, которые поступили на счета, но работы за них еще не выполнены.

К примеру, компания продает выпечку на заказ. Покупатель отправил предоплату, но ее нельзя записать в выручку, пока продукция не доставлена заказчику. Возможна ситуация, когда курьер потеряет заказ, покупатель откажется от покупки и потребует вернуть деньги или произойдет еще какая-нибудь неприятная ситуация.

Поэтому выручка обычно считается по факту выполнения обязательств или по подписанному акту.

Выручка — это денежные средства, которые получены компанией за выполненные ею обязательства. Если ее не считать, то может появиться иллюзия успешности. К примеру, компания набрала заказы на миллионы рублей и получила половину денег в качестве авансов за работу. Далее из организации по каким-то причинам уволилось несколько ключевых работников, а оставшиеся сотрудники не смогли выполнить поставленные задачи в обозначенные сроки. Компании пришлось вернуть предоплату, а также заплатить штрафы за неисполнение условий договоров.

Важно понимать, какая у компании реальная выручка и какими средствами действительно она располагает.

10 главных финансовых показателей, которые нужно отслеживать в каждом бизнесе

Операционные расходы представляют собой денежные средства, которые организация расходует на свою деятельность. Обычно к таким расходам финансисты относят все затраты, кроме прибыли и обратных инвестиций в развитие. К примеру, операционными расходами являются зарплата, налоги, арендные платежи, покупка ТМЦ и т.д. Данные затраты подразделяются на две группы — переменные и постоянные расходы.

Переменные расходы меняются при изменении выручки. К примеру, компания продала 100 пирогов и потратила 200 руб. на муку. При продаже 200 пирогов расходы также увеличатся в 2 раза и составят 400 руб.

Постоянные расходы не изменяются при изменении выручки. К примеру, к ним относятся арендные платежи, зарплата, оплата интернета, покупка канцтоваров и др.

В операционные расходы не входят дивиденды, но включается зарплата. В ООО полученная прибыль может не распределяться между учредителями, а инвестироваться в развитие организации — и тогда это не расходы. Однако зарплату всегда нужно включать в расходы. При учете есть важный момент — фиксированная ее часть (например, оклад) относится к постоянным расходам, а процентная часть (например, премия или процент от сделок) относится к переменным расходам, зависящим от выручки.

В расходы нужно вносить не сумму, выданную сотруднику на руки, а начисленную (т. е. с учетом НДФЛ), а также страховые взносы.

В операционные расходы не включаются налоги, кредиты и амортизация — такие затраты в финансовой отчетности указываются отдельными строками. Тем не менее их изменение требуется отслеживать.

В прочие расходы включается не весь ежемесячный кредитный платеж, а лишь процент по займу, поскольку основное тело кредита компания возвращает, а не тратит.

В прочих расходах указываются налоги именно компании, к примеру, 6% при УСН «доходы». Налоги, уплачиваемые за сотрудников, фиксируются в переменных затратах в категории операционных расходов.

Через показатель амортизации в финансовом планировании учитываются расходы на дорогостоящее оборудование и иные материальные вложения в предпринимательскую деятельность. К примеру, затраты на приобретение тестомешалки некорректно списывать полностью в раздел конкретного месяца покупки. В такой ситуации у компании будет не прибыль, а огромный убыток. Для равномерного распределения суммы по месяцам срока полезного использования оборудования как раз и применяется амортизация.

Например, оборудование стоит 100 тыс. руб., срок его полезного использования 5 лет (60 мес.). Тогда делим 100 000 рублей на 60 месяцев и получаем результат — 1 666,67 руб. в месяц. Это и будет та сумма, которую нужно указывать в качестве ежемесячной амортизации в разделе прочих доходов.

Амортизация — это термин бухучета, при вычислении которого ориентируются на сроки амортизации, регламентированные Постановлением Правительства от 01.01.2002 г. № 1. Кроме того, можно руководствоваться реалиями бизнеса, поскольку компания рассчитывает данные показатели для себя, а не для бухучета.

Расчет и отслеживание амортизации целесообразно проводить для планирования. Тогда предприниматели смогут понять, через какое время оборудование потребуется заменить, для чего в течение всего срока будут откладывать деньги.

Показатель денежного потока по-другому называют «кэшфлоу» или движением денежных средств (ДДС). Его сущность заключается в том, что показатели выручки и рентабельности показывают состояние предприятия в определенный момент времени. А денежный поток показывает финансовое состояние фирмы в динамике. Иными словами, предприниматели понимают, сколько у них денег сейчас и сколько будет через конкретный промежуток времени (день, неделю, месяц, год). При этом важно анализировать не только итоговые показатели, но и в разрезе отдельных составляющих денежного потока.

Для составления отчета о движении денежных средств нужно структурировать все доходы и расходы в одной таблице. При этом потребуется фиксировать каждую операцию по поступлению или выбытию денежных средств.

Денежные потоки можно интегрировать в платежный календарь, в котором указываются не только фактические, но и будущие денежные потоки.

Если не следить за денежными потоками, то может наступить ситуация, при которой денег не хватает. Невозможно информацию по всем операциям, как текущим, так и будущим, удержать в голове — обязательно какие-то данные не будут учтены.

Какие финансовые показатели бизнеса отслеживать, чтобы не прогореть

Дебиторская задолженность представляет собой обязательства перед компании со стороны третьих лиц. К примеру, фирма оказала клиенту рекламные услуги, а деньги за них еще не поступили.

Большой размер дебиторской задолженности — это одновременно и хорошо, и плохо:

  • плюс, когда компании должны больше, чем она сама — это свидетельствует об устойчивости и востребованности фирмы;
  • минус, когда компании должны намного меньше, чем она сама — может наступить кассовый разрыв. Например, работы выполнены, но деньги еще не поступили, а сотрудникам за работу нужно заплатить зарплату.

Если не отслеживать изменение дебиторской задолженности, можно упустить момент, когда фирма не сможет функционировать на имеющиеся денежные средства. Кроме того, большой размер дебиторской задолженности может превратиться в безнадежные долги, к примеру, когда контрагент разоряется и не может выполнить свои обязательства.

Средний чек по-другому называется средней стоимостью заказа и является показателем эффективности продаж. Он рассчитывается как частное от деления выручки на общее количество совершенных покупок.

Средний чек — своего рода индикатор ситуации с продажами. Он зависит от двух показателей — выручки и числа покупателей. Когда средний чек меняется, пусть и в большую сторону, всегда нужно выяснять причины этого. Не всегда рост среднего чека показывает, что все хорошо.

Если средний чек уменьшился — это всегда негативная ситуация, поскольку сократилось количество выручки.

Если средний чек увеличился, то, возможно, у компании стали больше покупать, и это, конечно же хорошо. Но, допустим, компания увеличила цены, в связи с чем часть клиентов ушла к конкурентам, а оставшиеся создают больше выручки. Средний чек может увеличиться, но ситуация не благоприятна, поскольку покупателей стало меньше.

Анализ изменения среднего чека и числа клиентов в зависимости от цен позволяет планировать ассортиментную линейку и стратегию развития компании. К примеру, руководство может постепенно поменять все товары на дорогие для привлечения только состоятельных клиентов. Или создать ассортимент товаров эконом-класса. При этом средний чек уменьшится, но общий размер выручки может увеличиться за счет роста числа покупателей.

Главным источником информации для проведения финансового анализа выступает бухгалтерская отчетность организации. Основные формы бухгалтерской отчетности — Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Эти формы дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала организации, которые составляются по итогам года.

В финансовом анализе применяется более 200 коэффициентов.

Все эти коэффициенты характеризуют четыре основные стороны — показатели финансовой деятельности любой организации, а именно:

  • ликвидность;
  • рентабельность;
  • оборачиваемость активов;
  • рыночная стоимость.

Для каждой из этих групп показателей рассчитываются свои финансовые коэффициенты.

Коэффициенты рассчитываются в зависимости от поставленной задачи финансового анализа и круга пользователей, для которых предназначена информация финансовой деятельности компании.

Способность компании погашать свои обязательства за счет реализации текущих активов — одно из условий ее финансовой стабильности.

Оценить стабильность организации позволяют коэффициенты ликвидности.

Ликвидность — это способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Чем легче и быстрее можно получить за актив полную его стоимость, тем более ликвидным он является.

Скорость продажи активов может быть:

  • Высокой — в отношении имущества, которое продавать не нужно (денежные средства), и того имущества, которое будет продано достаточно быстро (денежные эквиваленты, например высоколиквидные долговые ценные бумаги);
  • Быстрой — по имуществу, требующему для реализации некоторого времени, но не очень большого (краткосрочная задолженность дебиторов);
  • Средней — для имущества, которое будет реализовано не очень быстро и в процессе продажи может потерять часть своей стоимости (запасы, из которых сложно реализуемым может оказаться незавершенное производство).

На практике различают высоколиквидные, низколиквидные и неликвидные активы.

В российском бухгалтерском балансе активы предприятия расположены в порядке убывания ликвидности.

Их можно разделить на следующие группы:

  • Высоколиквидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);
  • Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты);
  • Медленно реализуемые активы (прочие, не упомянутые выше, оборотные активы);
  • Труднореализуемые активы (все внеоборотные активы);

В соответствии с класификацией имущества по скорости продажи существуют 3 основных вида показателей ликвидности:

  • Абсолютной — для имущества с высокой скоростью продажи;
  • Быстрой, которая может также называться срочной, строгой, промежуточной, критической или носить название коэффициента промежуточного покрытия, — для имущества, имеющего высокую и быструю скорость реализации;
  • Текущей — для имущества, темпы продажи которого соответствуют сумме всех 3 перечисленных скоростей.

Коэффициенты ликвидности рассчитываются на основании данных бухгалтерского баланса (Формы № 1).

Чем выше коэффициенты ликвидности, тем выше платежеспособность компании.

Отметим, что каждый из коэффициентов ликвидности раскрывает информацию разного характера. Так коэффициент текущей ликвидности интересен в первую очередь инвесторам, коэффициент абсолютной ликвидности полезен поставщикам товаров (работ, услуг), а коэффициент быстрой ликвидности необходим кредиторам.

Коэффициент текущей ликвидности — одна из основных расчетных характеристик, оценивающих платежеспособность компании.

Это наиболее общий и часто используемый показатель ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов.

Таким образом, коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой части имеющиеся в наличии у компании оборотные активы при их продаже по рыночной цене покроют краткосрочные обязательства предприятия. Коэффициент текущей (общей) ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).

Берут данные для определения коэффициента текущей ликвидности из бухгалтерского баланса предприятия, составленного на какую-либо из отчетных дат.

Обычно это годовой бухгалтерский баланс, но можно использовать и промежуточную отчетность.

Чтобы посмотреть характер изменения этого показателя в течение ряда периодов, делают несколько определений его на разные отчетные даты.

Формула коэффициента текущей ликвидности:

Текущая ликвидность = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

Так как данные для расчета рассматриваемого показателя берут из бухгалтерского баланса, то формула текущей ликвидности применительно к строкам действующей формы этого отчета будет выглядеть следующим образом:

От всей суммы раздела V (т. е. от всей суммы краткосрочных обязательств):

Текущая ликвидность = стр. 1200 / стр. 1500

где:

  • Стр. 1200 — номер строки итога раздела II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса;
  • Стр. 1500 — номер строки итога раздела V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса.

Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Нормальным считается значение коэффициента не ниже 1.

То есть нужно, чтобы общее значение оборотных активов было больше суммы краткосрочных обязательств.

Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.

Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Коэффициент быстрой ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).

Коэффициент быстрой ликвидности зависит от темпов продажи высоко и быстро ликвидного имущества, к которому относят:

  • Краткосрочную задолженность дебиторов (продается быстро);
  • Краткосрочные финансовые вложения (высоколиквидные);
  • Денежные средства (не требуют продажи).

Суть коэффициента быстрой ликвидности заключается в расчете доли текущей (краткосрочной) задолженности, которую компания может погасить за счет собственного имущества за непродолжительный период времени, обратив это имущество в денежные средства.

Источником данных служит бухгалтерский баланс компании, чаще годовой баланс, но возможны и расчеты по промежуточной отчетности.

Формула коэффициента быстрой ликвидности:

Быстрая ликвидность = (Краткосрочная дебиторская задолженность Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства) / Текущие обязательства

Исходя из номеров строк бухгалтерского баланса, формулу коэффициента быстрой ликвидности по бухгалтерскому балансу можно отобразить следующим образом:

Быстрая ликвидность = (стр. 1230 стр. 1240 стр. 1250) / (стр. 1510 стр. 1520 стр. 1550)

где:

  • Стр. 1230 — краткосрочная задолженность дебиторов;
  • Стр. 1240 — краткосрочные финансовые вложения;
  • Стр. 1250 — остаток денежных средств;
  • Стр. 1510 — остаток краткосрочных заемных средств;
  • Стр. 1520 — краткосрочная задолженность кредиторам;
  • Стр. 1550 — прочие краткосрочные обязательства.

Нормальным считается значение коэффициента быстрой ликвидности не менее 1.

Если коэффициент быстрой ликвидности равен или больше 1, то компания в состоянии обеспечить быстрое полное погашение имеющейся у нее текущей задолженности за счет собственных средств. Причем часть этих средств (если коэффициент больше 1) еще у организации останется.

Когда коэффициент быстрой ликвидности меньше 1, то компания не сможет быстро погасить всю имеющуюся у нее текущую задолженность собственными средствами.

При этом коэффициент быстрой ликвидности, находящийся в пределах 0,7–1, считают допустимым, поскольку обычной практикой является ведение бизнеса с наличием долгов.

А коэффициент быстрой ликвидности меньше 0,7 указывает на неблагоприятное положение, особенно в том случае, если в числителе основная часть суммы приходится на дебиторскую задолженность, среди которой может быть сомнительная.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую долю существующих краткосрочных долгов можно погасить за счет средств предприятия в кратчайшие сроки, используя для этого наиболее легко реализуемое имущество.

Определяют исходные данные для расчета коэффициента абсолютной ликвидности по балансу, составленному на конкретную отчетную дату, или по отчетности за ряд дат, если нужно проследить динамику изменения этого показателя.

Коэффициент абсолютной ликвидности — финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).

Формула коэффициента абсолютной ликвидности:

Абсолютная ликвидность = (Денежные средства краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

Исходя из номеров строк бухгалтерского баланса, формулу коэффициента абсолютной ликвидности по бухгалтерскому балансу можно отобразить следующим образом:

Абсолютная ликвидность = (стр. 1250 стр. 1240) / (стр. 1510 стр. 1520 стр. 1550)

где:

  • Стр. 1250 — номер строки бухгалтерского баланса по денежным средствам;
  • Стр. 1240 — номер строки бухгалтерского баланса по финансовым вложениям;
  • Стр. 1510 — номер строки бухгалтерского баланса по краткосрочным заемным средствам;
  • Стр. 1520 — номер строки бухгалтерского баланса по краткосрочной задолженности кредиторам;
  • Стр. 1550 — номер строки бухгалтерского баланса по прочим краткосрочным обязательствам.

Нормальным считается значение коэффициента не менее 0,2, то есть нахождение его в пределах от 0,2 до 0,5.

Это означает, что от 0,2 до 0,5 краткосрочных долгов компания способна погасить в кратчайшие сроки по первому требованию кредиторов.

Соответственно, более высокое значение показателя свидетельствует о более высокой платежеспособности.

Превышение величины 0,5 указывает на неоправданные задержки в использовании высоколиквидных активов.

Финансовый анализ. Шпаргалка для главного бухгалтера

Показатель задолженности перед вашим бизнесом — когда вам уже должны деньги, но на счете их еще нет. Актуально для компаний, которые делают что-то без предоплаты или без расчетов день в день. Для небольшой кофейной точки расчет дебиторской задолженности часто не нужен — покупатели платят сразу, денежный поток не останавливается.

Другая ситуация может быть в условной компании по ремонту — заказ нашли, стройматериалы купили, работу выполнили, а деньги заказчик переводит только через неделю. Или компания выиграла тендер: работу нужно выполнить сегодня, а оплата поступит через несколько месяцев.

Дебиторскую задолженность обычно отслеживают в виде графика: на временной линии отмечают, когда должны прийти деньги. И считают общую сумму. Большая задолженность не всегда хорошо — иногда это парализует работу компании и может вовсе привести к банкротству и невыполнению обязательств.

Например, ремонтная компания довела «дебиторку» до нескольких миллионов. Нужно платить налоги и зарплаты, но денег на счетах нет, и появятся они только к концу месяца. Новые заказы фирма тоже взять не может — чтобы сделать новый ремонт, нужно купить стройматериалы на свои, а деньги появятся потом. Выход в такой ситуации — привлекать чужие средства, например, кредит. Но это снижает доходность компании, поэтому по возможности «дебиторку» лучше не наращивать.

Этот показатель помогает оценить количество денег, которыми может оперировать бизнес. Важно относить к выручке те средства, что уже принадлежат компании, по которым нет обязательств. Это актуально для компаний, которые работают по предоплате.

Например, ремонтная фирма договаривается о новом заказе и берет половину оплаты вперед. Средства поступили на счет компании, но они еще не являются выручкой — если заказчик решит отказаться от договора, возможно, их придется вернуть.

В магазинах непродовольственных товаров выручку учитывают после двухнедельного периода, в которые покупатель может вернуть купленный предмет.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех финансовых показателях, которые нужно отслеживать в бизнесе. Но даже вышеперечисленные помогут сделать модель компании прозрачнее. Станет понятно, сколько предприятие по-настоящему зарабатывает, когда можно тратить, а когда — начинать экономить.

Вот что еще пригодится отслеживать:

  • Расходы на амортизацию — их считают, чтобы не оказаться в ситуации, когда оборудование ломается, а денег на его обновление нет. Обычно амортизация — это стоимость оборудования, разделенная на срок его службы.

  • Рентабельность — экономический коэффициент, который помогает понять окупаемость ресурсов или компании в целом. Например, есть операционная рентабельность — выручка минус постоянные и переменные расходы, деленная на выручку. Если рентабельность ниже нуля, то компания работает в минус.

  • Средний чек — сколько денег в среднем приносит одна сделка. Обычно важен в компаниях с активными продажами, например, в магазинах или общепите. Если средний чек получится увеличить, компания получит больше денег, ведь постоянные расходы при этом не растут.

  • Стоимость привлечения покупателя. Этот показатель можно отследить в онлайн-торговле. Например, предприниматель с помощью 10 000 руб., потраченных на таргетированную рекламу, привлекает в свой интернет-магазин 2000 человек. Из них 500 человек что-то у него покупают. Значит, на привлечение одного покупателя тратится 20 руб. Важно следить, чтобы этот показатель не стал слишком высоким, иначе может оказаться так: на привлечение тратим больше, чем зарабатываем.

  • LTV — количество денег, которые покупатель приносит в среднем за всю жизнь. Это полезно для компаний, которые строят модель на повторных продажах — позволяет понять, сколько можно тратить на привлечение. Например, первая сделка, то есть привлечение покупателя, может стоить 2000 руб. Если мы зарабатываем на одной сделке только 1500 руб., такая цена слишком высока. Но если в среднем покупатель возвращается к нам в магазин еще минимум 10 раз, то получается, что привлекаем мы его за 2000 руб., а зарабатываем 15 000 руб. В этом случае модель становится прибыльной.

    Чем больше товаров или услуг продает компания, тем выше обороты и прибыль. Ежемесячный мониторинг этого показателя поможет понять, наращивает бизнес обороты или нет.

    Если объемы продаж не увеличиваются, нужно искать причину. Одна из возможных причин — низкое качество продукции.

    В компанию Сергея позвонил клиент и пожаловался на плохое качество мебели. Провели расследование и выяснили, что менеджер в документах показывал закупку фурнитуры высокого качества, а на производство поставлял материалы низкого качества. Сергей понес значительные убытки, не только материальные, но и моральные. Теперь он восстанавливает репутацию и тщательно следит за качеством мебели.

    Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить эффективность управления активами и капиталом предприятия. Основой для их расчета выступает выручка от продаж продукции или услуг, ее отношение к среднегодовому размеру активов, дебиторской и кредиторской задолженности. Для проведения анализа необходимо:

    • собрать данные за последние 3-5 лет;
    • установить положительную или отрицательную динамику;
    • сравнить результаты с конкурентами в отрасли.

    Дополнительно рассчитывают период оборачиваемости активов по формуле:

    Период оборачиваемости = Отчетный период/ Коэффициент оборачиваемости активов

    Чем меньше значение, тем выше интенсивность использования активов компании. В сферах оптовой и розничной торговли период оборачиваемости активов, как правило, меньше, чем в промышленности и строительстве.
    Показатели оборачиваемости наибольшую ценность представляют для внутренних пользователей информации – для менеджмента предприятия. Рост оборачиваемости свидетельствует о росте эффективности использования активов.

    Коэффициенты рентабельности отражают степень прибыльности деятельности предприятия. Они рассчитываются как отношение прибыли к величине показателя, рентабельность которого находим. Показатели для расчета коэффициентов рентабельности берутся из управленческой или данные бухгалтерской отчетности (Баланса и Отчета о финансовых результатах). Чем выше значения, тем эффективнее задействованы анализируемые ресурсы предприятия.

    В показателях рентабельности заинтересованы как внутренние пользователи финансовой информации – менеджеры предприятия, так и внешние – собственники, инвесторы. Показатели рентабельности играют важную роль в разработке инвестиционной, финансовой и маркетинговой стратегий компании.

    Первым делом необходимо определить, в каком экономическом цикле находится страна рассматриваемого эмитента. Если экономика государства улучшается и ожидается ее дальнейший подъем, то значительно растут и шансы на увеличение стоимости акций компании вместе с рынком.

    Помимо ВВП, также важны и другие макроэкономические показатели: уровень безработицы, реальные доходы населения, уровень инфляции, ключевая ставка, государственные затраты, курс внутренней валюты и торговый баланс страны. Стоит рассматривать данные показатели в динамике, чтобы получить полную картину экономической ситуации в стране.

    Не менее важно учитывать прогнозы и направление политики ключевых государственных институтов, таких как Центробанк и Министерство финансов. Посредством анализа макроэкономической ситуации начнут формироваться предпосылки, которые в дальнейшем будут учитываться при построении прогноза.

    Корректно выстроенный подход к аналитическим процессам, как правило, коррелирует с отслеживанием управленческих аспектов, что в сочетании позволяет оперативно выявлять и устранять негативные тенденции, параллельно оказывая стимулирующее воздействие на позитивные аспекты. Совокупность методик, позволяющих накапливать, обрабатывать и анализировать качественную и количественную информацию, характеризующую состояние экономики фирмы как текущий момент, так и, с точки зрения, перспективы, определяется как анализ состояния фин деятельности предприятия.

    Для принятия грамотных решений, позволяющих повысить эффективность бизнес-процессов, организуется как внутренняя, так и внешняя аналитика. К первой категории относятся аналитические мероприятия, реализуемые сотрудниками фирмы на основе общей отчетности — данных, находящихся в открытом доступе, а также закрытых локальных сведений. Получаемые результаты редко публикуются для широкой аудитории, и нередко содержат конфиденциальные выводы. Сторонний аудит, в свою очередь, предполагает привлечение профильных служб, которое может быть инициировано как руководством предприятия, так и сторонними контрагентами — банками, инвесторами, покупателями, либо контролирующими органами. В отдельных случаях инициатива также исходит от СМИ или научных организаций, чье внимание обусловливается спецификой или аномальными цифрами, заметно выделяющимися на фоне рынка в целом.

    Какие финансовые показатели нужно считать собственнику

    Основная информационная база, используемая в аналитических методиках — бухгалтерская отчетность компании, к которой относятся баланс и свод финансовых результатов. Сведения, содержащиеся в документации, наглядно отражают специфику совершаемых и ожидаемых операций, и подходят для расчета ключевых критериев с помощью стандартных формул. Для более детального исследования также рассматриваются отчет по движению денежных средств (ОДДС) и данные, характеризующие изменения капитала, формируемые в конце годового периода.

    В рамках каждой из указанных характеристик принято выделять наиболее значимые характеристики. Так, когда речь идет о ликвидной составляющей, в качестве основных рассматриваются индикаторы абсолютного, текущего и быстрого формата. С точки зрения доходности принято различать, насколько рентабельны в текущих условиях оборотные средства, продажи, собственный капитал, а также чистые сбережения предприятия, причем в случае с последними также оценивается скорость оборачиваемости. Что же касается рыночных критериев, то здесь обычно рассматривается прибыльность в пересчете на одну акцию, доход по дивидендам, стоимость ценных бумаг и величина выплат, а также реальная цена бизнеса на рынке.

    Наличие у компании достаточного количества ресурсов, позволяющих исполнять долговые обязательства — один из ключевых факторов с точки зрения поддержания стабильности. Понятие «ликвидных активов» охватывает имущество, которое может быть реализовано достаточно оперативно, и по цене, соответствующей рыночному уровню. В соответствии с принятой классификацией скорость продажи делится на высокую, быструю и среднюю, при этом часть собственности может характеризоваться как низколиквидная, или даже неликвидная. Для отечественной бухгалтерской практики характерно ранжирование, основанное на убывании сроков реализации.

    С точки зрения оценки состояния организации финансовой деятельности предприятия, анализ ликвидных показателей — это инструмент, позволяющий охарактеризовать уровень платежеспособности субъекта. Чем выше коэффициент — тем меньше вероятность неисполнения долговых обязательств. Подобная информация представляет значимость для инвесторов, поставщиков и кредиторов, оценивающих собственные риски при планировании сотрудничества с новыми контрагентами.

    Наиболее распространенный аналитический подход — определение применительно к краткосрочным долгам, с позиции возможности их погашения только лишь за счет оборотных активов, реализованных по рыночной цене.

    Соотношение формируется на основе данных бухгалтерского баланса, взятых на конкретный период — допускается использование как годовой, так и промежуточной отчетности. Чем выше полученное значение, нормативным для которого считается коэффициент, равный единице — тем стабильнее и надежнее экономическое положение компании. При этом стоит учитывать, что в тех случаях, когда результат оказывается выше 3.0, структура капитала с большой долей вероятности является нерациональной и требует пересмотра порядка распределения.

    Значение, получаемое из соотношения высоколиквидных активов и краткосрочных обязательств. Применяется в целях определения доли текущих пассивов, которая может быть погашена путем преобразования собственного имущества в короткий промежуток времени. Определяется исходя из отчетности бухгалтерии, и также ориентируется на оптимальный уровень коэффициента, больший или равный 1.0. Допустимым считается отклонение до 0.7, поскольку для любого бизнеса в современных реалиях вполне нормально наличие промежуточной задолженности, вызванной отсрочками платежа, однако меньший показатель свидетельствует о существующей проблематике, требующей оперативной корректировки.

    Показатели финансового анализа: что дают, как посчитать, где применяются

    Прежде всего обратим внимание на следующее: единой системы финансовых аналитических показателей на сегодняшний день не выработано; однако только коэффициентов, характеризующих финансовое состояние, насчитывается более двухсот.

    Комплексный, системный подход выгодно отличается от практики расчета отдельных показателей финансового анализа, информативность которых, не подкрепленная другими данными, нередко оказывается близкой к нулю.

    При формировании показателей в первую очередь фиксируют данные, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятия. Их основу составляют данные бухучета, бухгалтерской, финансовой отчетности.

    Формируемые показатели можно условно рассматривать в виде двух больших групп:

    • состояние ресурсов;
    • использование ресурсов.

    Состояние ресурсов описывают показатели величины, достаточности для данного производства, их структура (экстенсивные показатели) и показатели финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности (интенсивные показатели).

    Использование ресурсов описывается показателями товарного оборота, затрат, притока денежных средств, прибыли либо убытка (экстенсивные показатели), рентабельности, оборачиваемости (интенсивные показатели).

    Система показателей строится от общего к частному, т.е. сначала исчисляются укрупненные, обобщенные показатели, характеризующие состояние предприятия в целом за период. Далее ведут работу, соотнося возможности сбора данных, применения показателей, анализа, с управленческими целями и их масштабом.

    На выбор показателей, составляющих систему финансового анализа конкретного предприятия, оказывают влияние многие факторы: объем производства, наличие или отсутствие обособленных подразделений, особенности технологии производства, организационно-правовая форма и другие.

    Наиболее часто используются:

    • различные виды рентабельности (рентабельность продаж по прибыли от реализации и балансовой прибыли, собственного капитала, рентабельность затрат);
    • коэффициенты ликвидности (текущей и абсолютной);
    • коэффициент, характеризующий обеспеченность собственными оборотными средствами;
    • коэффициент текущей платежеспособности;
    • коэффициент финансовой независимости (автономии);
    • показатель соотношения собственных средств и заемных;
    • различные коэффициенты оборачиваемости (общей, мат. активов, средств, кредиторской задолженности, собственного капитала);
    • фондоотдача;
    • период оборачиваемости собственного капитала.

    При этом объемные показатели (выручка, прибыль, денежные потоки) включаются в общую схему анализа практически повсеместно.

    Принятая на предприятии система показателей финансового анализа, методики расчета показателей и анализа данных отражается в ЛНА.

    Балансовая прибыль показывает, сколько компания заработала до вычета налогов. Вот формула:

    прибыль от продаж + прибыль от реализации своего имущества + прибыль от прочих операций

    Прибыль от продаж — это деньги, которые компания заработала на товарах и услугах. От реализации имущества — деньги от продажи недвижимости, автомобиля и ценных бумаг. А прочие операции — это проценты по вкладам или старые долги, которые неожиданно вернули.

    Эти три показателя должны быть чистыми — из них нужно вычесть налоги, зарплаты, аренду и любые другие расходы.

    Если «Моллюск» решит закрыться, ему нужно будет расплатиться с партнерами. Чтобы узнать, сможет ли компания отдать долги, считают ликвидность.

    Ликвидность — это способность компании быстро отдать долги. Ее считают так:

    оборотные активы / текущие обязательства

    В этой формуле:

    оборотные активы — это деньги на счетах, товары на складе, выданные займы, сырье. В общем всё, что можно быстро превратить в деньги;

    текущие обязательства — все, кому должны заплатить в этом году. Это аренда помещения, плата поставщику за сырье, взносы по кредиту, краткосрочные займы, в общем, все-все платежи. Текущие обязательства еще называют пассивами.

    В балансе оборотные активы — это запасы, денежные средства, а также финансовые и другие активы. Текущие обязательства — это краткосрочные заемные средства и кредиторская задолженность.

    Мы посчитали показатели «Моллюска» за 2017 год и выяснили, что у компании многомиллионный оборот, но невысокая чистая прибыль. Еще мы узнали, что рентабельность и ликвидность компании низкие.

    Это значит, что:

    • компания много вкладывает на производство, но мало на этом зарабатывает;
    • бизнес может в любой момент прогореть;
    • компания не сможет выплатить долги и рискует стать банкротом.

    Финанализ «Моллюска» показывает, что фирма вкладывает много денег на производство, а продажи слишком низкие. Чтобы разбираться дальше, нужно знать детали производства и продаж, но причины могут быть такими:

    • особенность производства — дорогое сырье и оборудование;
    • большой процент брака;
    • непостоянные заказы.

    Компании нужно уменьшать расходы и оптимизировать производство: например, обучать сотрудников, чтобы было меньше брака и расхода сырья; искать новых заказчиков, чтобы не было простоя производства.

    8 KPI показателей для бизнеса

    Финансовый анализ представляет собой комплексную оценку экономических результатов бизнеса. Объектами выступают активы и пассивы предприятия, чистая прибыль и издержки, расчеты с дебиторами и кредиторами.

    В проведении финансового анализа заинтересованы:

    • Собственники бизнеса ― для составления общей картины бизнеса, определения текущего положения организации, потенциала дальнейшего развития;
    • Руководители ― для принятия грамотных, своевременных управленческих решений по устранению рисков и эффективному продвижению компании;
    • Поставщики, партнеры ― для оценки выгоды в дальнейшем сотрудничестве, возможности предоставления рассрочки на поставляемые продукты;
    • Инвесторы ― для оценки рисков покупки инвестиций;
    • Кредиторы ― для понимания платежеспособности бизнеса, его устойчивости на рынке перед выдачей кредита;
    • Аудиторы ― для контроля экономического состояния предприятия в рамках своей деятельности;
    • Налоговая служба, прокуратура и другие государственные органы ― для признания банкротства организации, выявления факта отмывания денег, незаконных действий с платежным инструментом.

    Ключевые финансовые показатели меняются регулярно. Каждая неоплаченная поставка сырья и взятый кредит ухудшают положение компании и могут стать причиной разорения. Поэтому проводить анализ нужно постоянно, особенно после получения кредита или крупной поставки.

    Анализ проводится для:

    • получения информации о том, насколько стабильно развивается организация;
    • составления объективной картины финансового положения бизнеса;
    • поиска причин нестабильного экономического состояния;
    • выявления скрытых ресурсов и резервов для улучшения финансовой среды компании;
    • оценки будущих результатов деятельности предприятия;
    • выработки плана по улучшению экономического состояния бизнеса.

    Финансовые показатели организации помогают собственникам убедиться, что на текущий момент у бизнеса стабильное положение, отсутствуют прямые и скрытые угрозы.

    Коэффициент текущей (общей) ликвидности (коэффициент покрытия; англ. current ratio, CR) — финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).Ктл = (ОА — ДЗд)

    / КОгде: Ктл – коэффициент текущей ликвидности;ОА – оборотные активы;ДЗд – долгосрочная дебиторская задолженность;КО – краткосрочные обязательства.Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов.

    Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия.Нормальным считается значение коэффициента 2 и более (это значение наиболее часто используется в российских нормативных актах; в мировой практике считается нормальным от 1.5 до 2.

    5, в зависимости от отрасли). Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.Коэффициент быстрой ликвидности (иногда называют промежуточной или срочной ликвидности; англ.

    quick ratio, QR) — финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов не учитываются материально-производственные запасы так как при их вынужденной реализации убытки будут максимальными среди всех оборотных средств.

    Рентабельность– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

    Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активовРентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле.

    Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.Рентабельность продаж = Чистая прибыль / ВыручкаРентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.

    Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.Помимо приведенного выше расчета (рентабельность продаж по валовой прибыли; англ.:

    Gross Margin, Sales margin, Operating Margin), существуют и другие вариации расчета показателя рентабельности продаж, но для расчета всех их используются только данные о прибылях (убытках) организации (т.е. данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», не затрагивая данных Баланса). Например:рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая прибыль на рубль выручки от продаж (англ.:

    Рентабельность активовВ отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е. показатель из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» делится на среднее значение показателя из формы №1 «Бухгалтерский баланс».

    Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

    Рентабельность активов— индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:Ra = P / Aгде:Ra — рентабельность активов;P — прибыль за период;A — средняя величина активов за период.

    Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала):

    Рентабельность собственного капитала (ROE) Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала.
    Рентабельность инвестированного капитала (ROCE) Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.
    Рентабельность производственных фондов Отношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов

    Инвестор, изучив финансовый отчёт компании или нескольких компаний, может провести сравнительный анализ их деятельности. Делается это достаточно просто.

    Сначала выбираем компании, которые хотим сравнить, при этом необходимо учесть, что они должны работать в одном секторе или производить похожую продукцию. Неправильно будет сравнивать компанию, добывающую тяжёлые металлы, и компанию, работающую в индустрии развлечений. В этом случае показатели для сравнения будут некорректны по ряду причин.

    Составив таблицу по интересующим показателям, можно оценить перспективы развития компаний и потенциальную прибыль от инвестирования. Как правило, для сравнения берут прошлые отчёты каждой выбранной компании и проводят сравнительный анализ, который, среди прочего, позволяет оценить потенциальные размеры дивидендных выплат и устойчивость компании на рынке.

    Если компания показала неудовлетворительные результаты, от инвестиций в неё лучше воздержаться. Исключением могут стать перспективные фирмы с инновационными продуктами, но не следует забывать, что это повышенные риски.

    Нужно выяснить количество часов, которое в среднем отводится на каждую стадию продажи. Простейший вывод, который можно получить из этой метрики, — сколько клиентов отказываются работать с компанией, потому что им просто надоело ждать.

    Если анализировать глубже, можно вскрыть проблемы в процессах. Заметить, что менеджеры подсознательно не хотят переходить к какому-то этапу продажи, например, потому что им приходится работать с неудобной программой или они считают свои действия бессмысленными или непродуктивными.

    Обычно отслеживают средние чеки или общую сумму за отчетный период, которые принесли покупатели из какого-то источника лидов. Например, оставили заявку на вашем сайте после просмотра рекламы у конкретного блогера или позвонили на уникальный номер, который вы напечатали на уличном баннере.

    Можно анализировать еще больше и выстроить свою систему аналитики со всеми метриками для каждого источника — разобраться в средней конверсии лида из источника, понять, много ли клиентов приходит и как быстро они двигаются по этапам сделки.

    Выводы, которые делают исходя из аналитики источников: стоит ли увеличивать финансирование этого канала клиентов, и если да, то сколько продаж это может принести.

    Строя аналитику каналов, важно исключить влияние сторонних факторов, например, убедиться, что менеджеры одинаково хорошо отрабатывают всех потенциальных покупателей из всех источников.

    Это число ушедших клиентов, разделенное на общее количество клиентов. Подойдет для компаний, которые занимаются долгосрочными отношениями с покупателями.

    Отслеживать CR лучше периодически, конкретный срок зависит от времени, которое нужно клиенту для полноценного знакомства с вашим бизнесом.

    Например, вы продаете занятия в студии танцев. С количеством сделок все хорошо, но CR растет. Это означает, что менеджеры привлекают клиентов, которым что-то не нравится: возможно, с занятиями что-то не так или менеджеры плохо выясняют потребности покупателей. Пока аудитории у бизнеса много, он существует за счет новых клиентов, но когда-нибудь они закончатся и у компании могут появиться проблемы.

    Нужно сначала от количества клиентов в конце отчетного периода отнять количество новых клиентов за этот период. И результат поделить на количество клиентов в начале периода.

    В студии танцев в конце месяца занималось 150 человек, а в начале месяца — всего 100 человек. Новички — 30 человек. (150-30)/100 = 1,2.

    Сравните эту метрику с показателем оттока клиентов. Если CR больше CRR, значит, в системе что-то не так, в бизнес приходит меньше людей, чем уходит.

    CR и CRR обычно используются в CRM-системах, но их можно считать и вручную, например, раз в месяц.

    Многие компании стремятся получить новые лиды, в то же время они забывают о тех, кто ранее уже приобрел товар или услугу. Сделать продажи — умение, превратить клиента в постоянного покупателя — мастерство.

    Если ваш продукт подразумевает многократное использование, а подавляющее большинство клиентов «пропадает» после первой покупки, стоит задуматься о способах удержания, проанализировать пользовательский опыт и получить обратную связь.

    Борис Сысоев

    основатель HR-стартапа TestWork.io

    Наиболее распространенные финансовые показатели

    Показатель помогает спрогнозировать будущий доход от увеличения числа постоянных клиентов и понять, насколько эффективна стратегия удержания клиентов в бизнесе.

    Считают так: ARPU нужно умножить на время активного использования клиентом вашего бизнеса. Например, средний доход от каждого клиента в студии танцев за месяц — 5 000 руб. Выводы делают по аналитике за год, клиент обычно занимается около полугода, то есть LTV — 30 000 руб.

    Есть еще один способ посчитать LTV, который больше подходит товарному бизнесу, — средний чек умножить на частоту повторных сделок, а затем умножить на срок вашего активного взаимодействия с клиентом. Например, средний чек — 500 руб., покупает человек обычно дважды в месяц, активно пользуется вашим бизнесом полгода. Итого: 500 × 2 × 6 = 6 000 руб.

    LTV хорошо работает для бизнесов, финансовая модель которых построена на длительном общении с клиентами. Например, вы развиваете студию танцев. Посчитав маркетинговые показатели, вы выяснили, что стоимость привлечения клиента для вас — 10 000 руб. Учитывая, что абонемент на месяц стоит 5 000 руб., бизнес кажется убыточным, но это не так.

    Вы посчитали, что LTV у компании выходит 30 000 руб. — если клиент доволен первым месяцем, он платит в среднем еще 5 раз, но на эти сделки вы уже не тратите деньги. Получается, бизнес становится прибыльным, если какое-то количество клиентов будет платить по полгода.

    Важная задача для бизнеса — поддерживать лояльность постоянных покупателей. Мы для этого используем бонусные программы.

    Перед её запуском посчитайте, не будет ли в итоге LTV меньше затрат на удержание покупателя. Ведь расходы на каждого клиента не должны превышать доходы от него.

    Борис Сысоев

    основатель HR-стартапа TestWork.io

    Если разделить доходы с продаж на общее количество потенциальных покупателей, можно выяснить так называемую доходность лида: сколько денег приносит каждая заявка.

    Показатель пригодится при анализе конкретных каналов. Вы можете выяснить, откуда приходят самые платежеспособные клиенты, на каких источниках трафика стоит сосредоточить рекламную активность.

    Если у вас большая ассортиментная линейка и средний чек сильно связан с действиями менеджера, доходность лида можно считать в зависимости от специалиста. Так можно выяснить, кто из менеджеров приводит самых платежеспособных клиентов.

    Первое, с чего следует начать – оценка финансового состояния предприятия, то есть степени, в которой оно может обеспечить своей деятельности достаточное финансирование. По результатам оценки финансовое состояние может быть квалифицировано как устойчивое, неустойчивое или кризисное.

    Способность компании обеспечивать свои финансовые потребности оценивается по ряду параметров, среди которых наиболее важными являются наличие финансовых ресурсов (собственные, заемные или доступные в краткие сроки), резонность их использования и платежеспособность, позволяющая вести взаиморасчеты с контрагентами.

    Состав показателей определяется финансовым директором и непосредственно влияет на то, в какой степени система финансового мониторинга будет позволять учитывать тенденции тренды бизнеса, а также на диапазон управленческих инструментов, которыми может пользоваться руководство.

    Финансовая устойчивость компании – синоним ее платежеспособности. Платежеспособность, в свою очередь, означает, что компания в состоянии выполнять свои платежные обязательства и финансировать другие аспекты своей деятельности, при этом удерживая кредиторскую задолженность в плановых рамках. По этой причине особенно важна корреляция между производственным и финансовым планами. Успешное параллельное выполнение этих планов, как правило, становится залогом позитивной динамики финансового состояния.

    И наоборот: если выручка сокращается, а плановые показатели производства или продаж не коррелируют с фактическими, то показатели операционного состояния финансов фирмы и ее платежеспособности показывают отрицательную динамику.

    Для выполнения плановых показателей по производству и обеспечения их операционных потребностей необходимо систематически проводить мониторинг финансовых метрик, выявлять отклонения от плановых значений, анализировать причины и предпринимать действия по их устранению.

    Таким образом, финансовый менеджмент и финансовый мониторинг служат решению следующих задач:

    Выполнение этой задачи подразумевает активное вовлечение финансовой службы конкретного предприятия, поскольку применяемые нормы финансовой политики формируют специфику, которую необходимо учитывать при составлении и реализации программы финансового мониторинга.

    В состав программы финансового мониторинга при этом обязательно должны входить несколько равноценных процессных блоков, системная работа которых позволит не только оперативно отслеживать финансовое положение дел, но и предпринимать обоснованные и эффективные действия по его оптимизации.

    «Финансовое положение» является довольно комплексным термином и подразумевает широкий перечень финансовых показателей предприятия. В широком смысле – это фундаментальный показатель, позволяющий сделать выводы о том, насколько бизнес конкурентоспособен и устойчив с финансовой точки зрения. И именно оно определяет, какие есть перспективы для развития, привлечения инвесторов и освоения новых рынков.

    Постановка и внедрение системы финансового мониторинга позволяет контролировать динамику показателей финансовой устойчивости, а также оперативно предоставлять руководству компании детальную информацию о ее финансовом положении. Это позволит ему своевременно выявлять предпосылки для повышения деловой активности, отслеживать колебания уровня финансовой надежности и предпринимать действенные меры по ликвидации возникающих рисков.


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.