Что грозит за неуплату налогов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит за неуплату налогов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

К физическим лицам применяются следующие виды наказания за неуплату налогов:

  • пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (минимум 1 тыс. руб.);
  • штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в сумме заработной платы виновного за период 1-2 года;
  • арест длительностью от 4 до 6 месяцев;
  • принудительные работы от 1 до 3 лет;
  • ограничение свободы на период до 3 лет.

Сам факт отсутствия платежа в бюджет – не повод для привлечения к ответственности. Но если неплательщик будет игнорировать требования ФНС, а сумма неуплаты будет расти, судебных разбирательств не избежать.

Максимальная ответственность ждет нарушителя с умышленной суммой недоимки в особо крупном размере (более 9 млн руб.).

Мера наказания за неуплату налогов зависит от тяжести проступка.

В отношении юридического лица будут применены санкции, если оно уклоняется от уплаты налогов прямо (вообще не платит) или косвенно (к примеру, занижая реальную прибыль).

Чтобы определить, кто из сотрудников повинен в неперечислении налоговых выплат, необходимо изучить внутреннюю документацию фирмы: должностные инструкции и трудовые соглашения.

Если основной работник, деятельность которого связана с уплатой налогов, ушел в отпуск, а его обязанности временно исполняет другое лицо, именно оно будет привлечено к ответственности. Если учредитель содействовал сокрытию прибыли – накажут и его.

Предусмотрены следующие виды ответственности:

  • пени;
  • штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработка должностного лица сроком от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы длительностью до 5 лет;
  • запрет на работу в определенной должности сроком до 3 лет;
  • арест;
  • ограничение свободы на период до 6 лет.

Самое тяжкое наказание последует в случае, если группа сотрудников намеренно уклоняется от внесения платежей или проводит в сговоре мошеннические операции, повлекшие необоснованное уменьшение налоговой базы для фирмы.

За групповое преступление по неуплате налогов наказание будет жестче.

Для физических лиц это не что иное, как подоходный налог (НДФЛ). Это основной вид налога, который обязаны платить граждане со всех доходов, полученных за год.

Ставка подоходного налога составляет от 9% до 35%.

Согласно ст.217 НК РФ, НДФЛ облагаются следующие виды доходов:

  • от продажи имущества, находившегося в собственности менее определенного срока;
  • от сдачи имущества в наем;
  • доходы, полученные за пределами РФ;
  • разного роды выигрыши (например, лотерея);
  • другие виды доходов.

Если вы официально трудоустроены, подоходный налог платит за вас работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты НДФЛ ложится на ваши плечи.

В срок до 1 апреля следующего за отчетным года, необходимо заполнить и передать в отделение ИФНС по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму.

Если вы не желаете делиться с государством, готовьтесь к неприятным последствиям со стороны контролирующих госорганов. За неподачу декларацию о доходе полагается штраф в размере 5% от суммы налога. Если просрочка составляет больше 180 дней, штраф увеличится до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже как 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки.

Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении сделки (нотариус, Росреестр, ГИБДД).

Не пытайтесь обмануть налоговую – все сделки фиксируются и передаются налоговикам.

К налоговым преступлениям относятся правонарушения в сфере экономической деятельности, перечисленные в ст. 198–199.4 УК РФ. Основные поводы для возбуждения уголовного дела указаны в ст. 140 УПК РФ: это заявление о преступлении либо сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении, полученное из других источников. Наличие достоверной и цельной информации, указывающей на признаки преступления, – основание для возбуждения уголовного дела. Однако из-за латентного характера налоговые преступления имеют свою специфику: уголовные дела возбуждаются после длительной проверки, в процессе которой собираются и анализируются данные о составе преступления.

Материалы и акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего проверку, или его заместителем. По результатам их рассмотрения руководитель или его заместитель принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе от привлечения к ответственности).

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направить информацию в уполномоченные следственные органы при наличии одновременно следующих условий:

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены в полном объеме в течение 2 месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
  • размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления.

Информация направляется в следственные органы в течение 10 дней со дня выявления инспекцией обстоятельств, указанных выше. После получения материалов следователь должен сделать вывод о том, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела, т.е. есть ли признаки состава преступления в действиях или бездействии налогоплательщика.

Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы 2020 года

Уголовные дела чаще возбуждаются по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 199 и 199.2 УК РФ. Другие статьи по налоговым преступлениям можно отнести к категории неработающих: сложно доказать факт совершения правонарушения.

Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером в данной статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая 15 млн руб. за период трех финансовых лет, а особо крупным размером – сумма, превышающая 45 млн руб. Следовательно, задолженность (недоимка) в сумме менее 15 млн руб. не будет образовывать состава преступления, и возбуждения уголовного дела удастся избежать.

При задолженности в размере более 15 млн руб., но не превышающей 45 млн руб., может быть возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 199 УК РФ. Это преступление небольшой тяжести, а значит, срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 2 лет с момента его совершения. Например, если в 2021 г. была выявлена неуплата за 2017 г. на общую сумму 20 млн руб., то уголовное дело не подлежит возбуждению в связи с истечением сроков давности, пусть при этом и имеются все признаки состава преступления.

Неуплата, превышающая 45 млн руб., может образовывать состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ. Оно относится к категории тяжких, а потому срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. Таким образом, о наличии состава преступления по этой статье можно говорить, только если: имеется задолженность по уплате налогов, которая выявлена налоговыми органами; при этом должнику выставлено требование об уплате, но он умышленно препятствует принудительному взысканию задолженности (например, путем открытия нового расчетного счета, «вывода» денежных средств через кассу, получения денежных средств через расчетные счета третьих лиц). Состав преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, образуется, когда размер недоимки по налогам, сборам, страховым взносам равен стоимости сокрытого имущества в крупном размере или превышает ее. Крупным размером в этой статье признается задолженность, превышающая 2 млн 250 тыс. руб., а особо крупным – 9 млн руб. Преступление, предусмотренное ч. 1 статьи, относится к категории небольшой тяжести – срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 2 лет с момента его совершения. Преступление, предусмотренное ч. 2 статьи, относится к категории средней тяжести – срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 6 лет с момента его совершения.

Чтобы избежать привлечения к ответственности за перечисленные преступления, суммы недоимки, пеней и штрафов должны быть уплачены исключительно в полном объеме. Причем закон позволяет погасить задолженность и после возбуждения уголовного дела.

Исследование, проведенное сотрудниками юридической фирмы «Селютин и партнеры», показывает, что уголовные дела, возбуждаемые по ч. 1 ст. 199 УК РФ, составляют примерно 60% от всего объема дел по налоговым преступлениям. Около 25% – это дела, возбужденные по ч. 2 ст. 199 УК РФ. 10% – дела, возбужденные по ст. 199.2 УК РФ. И всего лишь около 5% составляют дела, возбужденные по иным налоговым преступлениям.

Столь высокий процент дел, возбуждаемых по ч. 1 ст. 199 УК РФ, обусловлен тем, что Законом от 1 апреля 2020 г. № 73 в примечание этой статьи внесены изменения, определяющие крупный и особо крупный размеры сумм неуплаченных налогов. Так, в старой редакции ст. 199 УК РФ ответственность по ее ч. 1 наступала при неуплате налогов в сумме от 5 до 15 млн руб. Если сумма выходила за эти пределы, уголовное дело возбуждалось по ч. 2 данной статьи. В настоящее время ответственность по ч. 1 наступает при неуплате суммы от 15 млн руб., а по ч. 2 – от 45 млн руб. Вот и получаем: уменьшилось количество дел по ч. 2, но увеличилось по ч. 1.

Что касается небольшого количества дел, возбужденных по ст. 119.2 УК РФ, то здесь необходимо отметить, что налоговые органы не способны своими силами провести проверку, которая дала бы основания для возбуждения уголовного дела. А привлекаемые для участия в проверке сотрудники УЭБиПК МВД чаще не обладают достаточными познаниями и опытом, позволяющими собрать все элементы, образующие состав преступления.

Налоговая ответственность — вид юридической ответственности, применяемой за нарушения в области налогообложения. Общие принципы применения налоговой ответственности закреплены в гл. 15 НК РФ, а виды налоговых нарушений — в гл. 16 и 18. Основанием для применения мер налоговой ответственности является решение ФНС, для принятия и реализации которого в НК РФ есть четкие процедуры.

Мера налоговой ответственности (санкция) специфична — согласно НК РФ это может быть только штраф. Причем для большинства нарушений штраф — единственное финансовое последствие. Это нарушения, не связанные с уплатой налогов в бюджет. При несоблюдении налогового закона в части платежей помимо штрафа в казну придется отдать то, что вы недоплатили (погасить недоимку), и перечислить пени за каждый день просрочки.

Последние две составляющие санкциями, по сути, не являются, но также существенно бьют по карману налогоплательщика. Поэтому о них мы рассказываем наравне с налоговой ответственностью.

Налоговая ответственность за неуплату обязательных платежей, пожалуй, наиболее часто применяется на практике. Для неплательщиков Налоговый кодекс предусматривает 2 статьи. Налогоплательщиков, не перечисливших налог или уплативших его в меньшем размере, штрафуют по ст. 122 НК РФ. Размер штрафа — от 20 до 40% от суммы недоимки. Сумма немалая. Но обратим внимание на формулировку п. 1 ст. 122 НК РФ. В ней указано, что для применения штрафа неуплата должна явиться следствием:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного расчета платежа налогоплательщиком;
  • других его неправомерных действий (бездействия).

А что будет, если налог рассчитан верно, задекларирован, но просто не внесен в бюджет в положенный срок? Возможна ли налоговая ответственность в этом случае?

Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:

  • путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;

  • путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.

Но не каждое правонарушение, описанное выше, законодательно рассматривается как налоговое преступление. В статье 199 УК РФ это описано как «уклонение, совершённое в крупном размере». Но что это значит?

«Крупный размер» недоимки для юридического лица – это сумма неуплаченных налогов, которая за три последовательных финансовых года превысила пять миллионов рублей. Причём доля неуплаченных налогов должна превышать 25% от суммы налога, которая подлежит к уплате. Но даже если это условие не соблюдено, недоимка в более чем пятнадцать миллионов рублей будет рассматриваться как налоговое преступление.

Есть также понятие «особо крупный размер». Под ним подразумевают сумму, которая за три последовательных финансовых года превысила пятнадцать миллионов рублей. Здесь тоже есть условие: либо доля неуплаченных в бюджет налогов составляет более 50% от суммы, которая подлежит к уплате, либо размер выявленной недоимки превышает сорок пять миллионов рублей.

Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

        «О защите конкуренции»

      • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об исполнительном производстве»

      • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

        «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

        «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

      • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

        «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

        «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

        «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

        «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

      • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

        «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

        «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

        «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 27.06.2018 N 156-ФЗ

        Авансовые платежи – это часть годового налога, и они учитываются при расчёте налоговых обязательств. Цитата из п. 5 статьи 346.21 НК РФ: «Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчётный период и суммы налога за налоговый период».

        Заплатить всю сумму налога с годового дохода всё равно придется, даже если авансы, по какой-то причине, не перечислялись вовремя.

        Штраф за неуплату авансовых платежей не применяется. Причина в том, что налоговый период на упрощёнке – это календарный год, по итогу которого надо окончательно рассчитаться с бюджетом. Пока вы не сдадите декларацию за год, ИФНС даже не будет знать размер налоговой базы по УСН.

        Кроме того, в статье 58 НК РФ прямо сказано, что нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей не является основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

        Но вот от начисления пени за срыв сроков перечисления авансового платежа по УСН в 2022 году никуда не денешься. Так что, если вы действительно не перечислили авансы в установленные сроки, надо рассчитать размер пени.

        Налоговые нарушения и размеры штрафов

        Об уголовной ответственности за валютные нарушения говорится в статье 193 УК РФ. Ответственность может наступить за:

        • неполучение резидентом (организацией или ИП) в срок на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей, причитающихся от нерезидента по договору поставки или займа;

        • необеспечение поставки при импорте (неполучение денег за отгруженные нерезидентам товары).

        Согласно внесенным поправкам, такие нарушение в крупном размере будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (это статья 15.25 КоАП РФ).

        Одновременно увеличены суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере. Крупным размером признается сумма в размере 100 млн. рублей, особо крупным – 150 млн. рублей (ранее это были 9 млн. рублей и 45 млн. рублей).

        Налоговые органы становятся все более открытыми по отношению к налогоплательщикам, раскрывая правила игры, по которым будут проходить проверки в ближайшее время. ФНС РФ и Следственный комитет РФ подготовили «Методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)». Рекомендации доведены до территориальных налоговых органов Письмом ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@.

        В письме указано, что акт проверки должен быть написан логично и убедительно, просто и понятно. Фразы не должны быть длинными и запутанными. Выводы должны излагаться только в деловом стиле и с четкой формулировкой. Акт должен отличаться постоянством терминологии и четкостью изложения, а также сопровождаться иллюстрациями.

        Налоговые органы призывают к тому, чтобы при написании актов проверок они брали в качестве примера обвинительные заключения в рамках уголовного процесса. Важно то обстоятельство, что ФНС РФ обратила внимание территориальных инспекций, что часто должностные лица, детально и доходчиво описав в акте факты уклонения от уплаты налогов, недостаточно аргументировано пишут выводы. В итоге, прочитав сотню страниц акта, налогоплательщик не всегда понимает, в чем его обвиняют.

        Возникает справедливый вопрос: а что такое умышленная неуплата налогов?

        ФНС РФ дает ответ: это совокупность действий налогоплательщика, которые направлены на построение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

        Самыми главными признаками умышленности являются имитационные. Но, так как при имитации налогоплательщики стремятся сэкономить, то полноценной имитации у них не получается. Например, в схеме «дробления бизнеса» для того, чтобы сохранить право на спецрежим (например, применение ЕНВД по площади торгового зала до 150 кв.м.), производится имитация работы нескольких ИП, ООО на ЕНВД, которые формально продают разный ассортимент товаров.

        Признаки, по мнению ФНС РФ, свидетельствующие об умысле:

        1. Согласованность действий группы лиц, нацеленная на минимизацию налогов, фиктивность хозяйственных операций.

        2. Установленные факты подконтрольности фирмы-однодневки налогоплательщику (выданные доверенности, IP-адреса, телефоны, использование имущества, рабочей силы налогоплательщика).

        3. Факты имитации хозяйственных связей.

        4. Запутанные и сложные операции, которые продолжаются во времени и повторяются, в обычной хозяйственной жизни такие операции не применяются.

        5. Прямые доказательства противоправной деятельности: обнаружение печатей фирм-однодневок на территории налогоплательщика, наличие «черной бухгалтерии».

          Интересны и приложения к Рекомендациям. Это перечень вопросов, которые задают сотрудникам организации при допросе в налоговом органе при доказывании схем. Их стоит изучить, если нужно самостоятельно подготовиться к процедуре допроса в налоговом органе.

          Перечень обязательных вопросов к, подлежащих обязательному выяснению у сотрудникамов (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (Приложение №1 к Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@):

          1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

          2. Ваше образование, специальность?

          3. Что входит в ваши должностные обязанности?

          4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

          5. Где и кем вы работали до ООО «1»?

          6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?

          7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

          8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

          9. Одобрение того или иного контрагента – это ваше единоличное решение или коллегиальное?

          10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

          11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

          12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

          13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?

          14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

          15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

          16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

          17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

          18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

          19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

          20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

          21. В случае, если контрагент находится не в вашем городе, как вы взаимодействуете?

          22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

          23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

          24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

          25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

          26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

          27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

          28. Кто имеет доступ к базам «1С:Бухгалтерия», «1С:Торговля», «1С:Склад»?

          29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

          30. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

          Не смотря на то, что по общему правилу лицом, которое оказывает влияние на условия и результаты сделок, совершаемых компанией, и имеет возможность определять решения, является ее руководитель (определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16.02.2021 года № N 33-5786/21), уголовная ответственность за неуплату налогов давно не является прерогативой руководителя. Верховный суд еще в 2006 году указал, что к субъектам преступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199 УК РФ), могут быть отнесены и главные бухгалтеры (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), а также иные уполномоченные лица, в том числе фактически выполнявшие обязанности бухгалтера по налогам и не только (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

          Оптимальным решением для исключения налоговых и финансовых рисков, а также для поиска законных способов экономии является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий. Аудиторы не только выявят налоговые риски и предложат пути их минимизации, но и проверять «налоговые резервы» компании: случаи переплаты налогов, нерациональные положения учетной политики в целях налогообложения, возможность использования установленных льгот и т.п., дадут рекомендации по их правильному применению.

          Также предоставляется юридическая защита проверенного периода в случае доначисления налогов в течении 3 лет. А если оспорить доначисления не удастся — страховая компания компенсирует штрафы и пени до 30 млн руб.

          Поводом к принятию вышеуказанного постановления послужило обращение в КС ряда граждан. В своих жалобах они просили проверить конституционность некоторых положений ГК РФ, НК РФ и УПК РФ, которые позволяют наказывать директоров и главных бухгалтеров за налоговые нарушения, допускаемые юрлицами.

          Речь идет о возмещении вреда, причиняемого бюджетам неуплатой налогов и пеней. Данный вред, согласно обжалуемым заявителями нормам (ст.31 НК РФ, ст. 1064 ГК РФ и ст. 54 УПК РФ), теоретически можно взыскать с должностного лица организации, виновного в неуплате налогов, путем предъявления ему гражданского иска.

          КС РФ не нашел оснований для признания спорных норм незаконными и противоречащими Конституции РФ. Тем самым было подтверждено право ФНС и прокуратуры обращаться в суд с исками к должностным лицам организаций о взыскании с них налоговых недоимок.

          Одновременно суд обратил внимание на то, что данное право может быть реализовано лишь в крайних случаях. В частности, когда возможность взыскания налогов и штрафов с самой организации уже утрачена по причине прекращения ее деятельности.

          Судьи пояснили, что за неуплату юрлицом налогов и сборов налоговую ответственность несет именно организация, а не ее работники и должностные лица. Но это общее правило.

          В ряде случаев прокуратура и налоговая инспекция все же могут взыскать налоговую недоимку организации за счет средств ее учредителей и должностных лиц. Например, за счет имущества генерального директора или главного бухгалтера. Что это за случаи, и когда подобная мера может быть применена в отношении должностных лиц юрлица Конституционный Суд и разъяснил в данном постановлении.

          Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.

          Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.

          Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.

          Налоговая ответственность за неуплату налогов в 2021–2022 годах

          Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.

          Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.

          При выявлении преступлений в налоговой сфере налоговыми органами предпринимаются все меры, направленные на доскональный анализ деятельности проверяемого лица, с целью выявления в его действия признаков уклонения от уплаты налогов, зачастую схемы уклонения от налогов однотипны, данные схемы рассмотрим ниже:

          Следует учесть, что это лишь примерный перечень используемых схем, в наш век развития технологий, внедряются и применяются и иные схемы уклонения от излишнего налогообложения. Вот почему оценка налоговых рисков предприятия, анализ оптимизации налогообложения так помогает избежать проблем и выиграть прибыль, которая так важна каждому предприятию.

          Различные виды ответственности наступают при следующих правонарушениях в сфере налогов:

          • Занижение налогооблагаемой базы;
          • Самостоятельное начисление ошибочного размера платежа;
          • Невнесение оплаты по налогам;
          • Неуплата части полагающегося платежа.

          При этом значение имеет и тот факт, почему вы не оплатили: умышленное это правонарушение или неосторожность. Санкции будут значительно строже при первом варианте.

          Налоговым Кодексом предусмотрен срок, в течение которого государственные структуры вправе взыскать с вас уплату налога. Он составляет 3 года.

          Если в этот период платёж вы так и не внесли, а в отношении вашего случая мер никаких принято не было, то правонарушение «прощается», и в бюджет вы ничего не заплатите.

          Тогда административная ответственность, а тем более уголовная, неплательщику грозить не будет.

          Этот срок действителен в отношении физического лица, а также организаций любого масштаба, а соответственно и их работников.

          Однако помните, что ваше бездействие в надежде на истечение срока взыскания может обернуться ещё большей проблемой в будущем, нежели уплата налога сегодня.

          Законы нашей страны гласят, что каждое физическое лицо и организация несут обязательства по оплате налоговых платежей. Независимо от того, какое у вас финансовое состояние, внести средства в бюджет требуют действующие законодательные акты.

          О последствиях неуплаты налогов можно узнать из НК РФ, КоАП, а также УК РФ. В зависимости от тяжести преступления предусмотрены различные виды наказаний, которые начинаются скромной пеней и заканчиваются лишением свободы.

          Деятельность физических лиц (включая ИП) и организаций в плане начисления налогов довольно разнится. Последние, чаще всего, уплачивают гораздо большие суммы, а потому и виды юридической ответственности в отношении них значительно шире.

          Чтобы определить, кто из сотрудников является виновным за отсутствие оплаты налогов юридическим лицом, необходимо изучить внутреннюю документацию фирмы. Пригодятся должностные инструкции и трудовые договоры.

          Если основной сотрудник организации, деятельность которого связана с уплатой налогов, ушёл в отпуск, а временно исполняет его обязанности другое лицо, то именно последнее будет привлекаться к ответственности.

          Имеет место быть и ответственность учредителя, когда он содействовал в сокрытии прибыли.

          В отношении компании будут применены санкции, если она уклоняется от внесения налогов напрямую или косвенно (к примеру, занижая реальные доходы).

          При этом виды ответственности законодательством предусмотрены следующие:

          • Пени;
          • Штрафы от 100 000 рублей до полумиллиона или в размере заработка должностного лица сроком от 1 до 3 лет;
          • Принудительные работы на время до 5 лет;
          • Лишение возможности работать на подобной должности в определённый период (максимум – 3 года);
          • Арест;
          • Ограничение свободы на период до 6 лет.

          Самое тяжёлое наказание последует, если группа сотрудников намеренно уклоняется от внесения платежей или провела в сговоре какие-то мошеннические операции, влекущие уменьшение налоговой базы для фирмы.

          Если же недобросовестные действия осуществлялись каждым работником по отдельности, то меры наказания будут менее жёсткие.

          Когда неуплата налогов грозит тюрьмой

          Поскольку платить налоги должны все трудоустроенные граждане РФ, то и ответственность за эти обязательства несёт каждый из них.

          При несоблюдении Налогового кодекса физическими лицами, к ответственности привлекут:

          • Граждан РФ, которые не заплатили личные налоги, не связанные с предпринимательством.
          • ИП.
          • Иностранцев и лиц без гражданства, которые в соответствии с документами, разрешающими их нахождение в РФ, также должны платить налоги.

          Если же налоги не платит компания, то к ответственности привлекут:

          • Учредителей.
          • Генерального директора.
          • Бухгалтера (особенно в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации).
          • Других работников компании, которые имеют право подписи официальных документов и доступ к денежным средствам фирмы.

          При этом важно доказать, что закон нарушили именно конкретный работник организации. Только на этом основании его можно привлечь к ответственности за неуплату налогов. Поэтому сам процесс наказания юридического лица существенно отличается от такового с гражданами, которые не заплатили личные налоги.

          Закон РФ однозначно определяет обязанность платить налоги. Платить их обязаны, как физические, так и юридические лица. Размер их дохода при этом не играет роли.

          Какие последствия могут наступить в случае неуплаты налогов? Ответ на этот вопрос содержится в Налоговом и Уголовном кодексах РФ, а также в КоАП РФ.

          Нормы законодательных актов, определяющие ответственность за неуплату налогов:

          • Статьи 116, 119, 120, 122 и 123 НК РФ.
          • 15 глава КоАП РФ.
          • Статьи 198 и 199 УК РФ.

          Тип ответственности за неуплату налогов определяется в зависимости от тяжести содеянного. Это может быть небольшая пеня, а может быть и лишение свободы.

          Поскольку физические лица и ИП платят, как правило, меньше налогов, чем юридические лица, то их ответственность в случае неуплаты также меньше.

          1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК.

          2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.

          3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

          Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

          Может ли за должность в банке повлиять на открытие ИП?

          Когда происходит увольнение директора при ликвидации ООО?

          Когда необходима регистрация изменений учредительных документов?

          Когда необходима регистрация изменений учредительных документов?

          Что делать, если просрочили уплату налогов?

          Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица в возрасте от 16 лет.

          Когда организация отвечает перед налоговой инспекцией за неуплату сборов, не исключается привлечение к административной или уголовной ответственности её руководителя.

          Налоговая ответственность это финансовые санкции, то есть штрафы по решению налогового органа, выявившего нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. И напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить или апелляционная инстанция налогового органа или суд.

          Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же:

          • презумпция невиновности;
          • за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз;
          • все сомнения толкуются в пользу лица;
          • необходимо соблюдать процессуальный порядков привлечения к ответственности.

          Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КоАП РФ.

          По административному законодательству привлекаются к ответственности должностные лица. Это не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

          Субъектом административных нарушений не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6). Речь идет только управляющий персонал организации, который распоряжается, управляет имуществом, ведет отчетности (ст. 2.4 КоАП РФ).

          Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении. Он составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка и оформлен протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд.

          Обвиняемым по ст. 198 УК РФ могут быть гражданин как физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат и т.д.). То есть субъектом этого преступления не может быть должностное лицо.

          Неуплата налогов по данной статье влечёт возбуждение уголовного дела, если (альтернативно):

          • в ИФНС не предоставлена налоговая декларации или другая документация (выписки из книг учета, книг продаж, журнала учета хозяйственных операций, расчетные ведомости и т.д.), подача которых в государственные органы обязательна;
          • декларация представлена, но она содержит заведомо ложные сведения, в результате которых возникает налоговый долг.

          Кроме того, обязательным признаком уголовного состава преступления является определенный размер неуплаченной суммы. Это крупный или особо крупный размер.

          В соответствии со ст. 199 УК РФ, привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов можно следующих лиц:

          • руководителей организации-налогоплательщика (например, директора ООО);
          • главного бухгалтера (или обычного бухгалтера, если штат организации не предусматривает должности главбуха);
          • других лиц, которые фактически выполняют роль руководителя или бухгалтера, обязаны подписывать документацию, направляемую в адрес ИФНС.

          В некоторых случаях по данной статье привлекают и рядовых сотрудников юридического лица. Если они оформляют документы бухучёта и вносили в них ложные сведения для умышленного уклонения от уплаты организацией законных удержаний. В таких ситуациях эти люди признаются пособниками в совершении преступления.

          Исходя из практики, по ст. 199 УК РФ часто возбуждаются и расследуются дела по фактам неуплаты налога на прибыль или НДС.

          Налоговые преступления юридических лиц

          Срок давности привлечения к уголовной ответственности зависит от категории преступления. Когда срок давности истекает, преследование лица прекращается (если оно не начиналось, дело не возбуждается).

          Статья 78 УК РФ предусматривает, что по делам небольшой тяжести (то есть, по ч. 1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ, ч. 1 ст. 199 УК РФ, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) давность составляет 2 года. По тяжким преступлениям (ч. 2 ст. 199 УК РФ), этот срок составляет 10 лет. Применительно к налоговым преступлениям течение давности рассчитывается от даты, следующей за последним днем периода отчетности.

          Исходя из обстоятельств дела, суд может выделить из участников несколько ролей: организатора, соучастника, пособника и подстрекателя. Разберем подробнее, кто это такие.

          • Организатор — это либо непосредственный руководитель организации, либо лицо принимающее решение (бенефициар, конечный акционер, получатель выгоды), то есть тот человек, указание которого обязательно к исполнению генеральным директором. Но в первую очередь гендиректор.
          • Соучастники — это те люди, которые понимая, что их действия противоправны, помогают организатору в уходе от налогов. В основном это главбух, но бывают ещё и другие сотрудники.

          Важно, чтобы они понимали противоправность своих действий!

          Ответственность за данное преступление зависит от суммы ущерба, понесённого государством.

          • Часть 1 статьи 199 — это неуплата налогов на сумму свыше 5 млн рублей за три года наказывается штрафом от ста тысяч до трехсот тысяч рублей и лишением свободы до 2 лет.
          • Часть 2 — то же самое деяние совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо в особо крупном размере начинается от 15 млн рублей и выше за три года — наказываются штрафом от 200 до 500 тысяч рублей и лишением свободы уже на 6 лет

          Стоит оговориться, что если преступление совершено впервые, обвиняемый раскаялся и заплатил все недоплаченные налоги до вступления в законную силу решение суда, он не привлекается к уголовной ответственности.

          В подавляющем большинстве случаев, когда начинается налоговая проверка, в состав проверяющих включается два сотрудника налоговой и пара оперативных сотрудников. Если по материалам налоговой проверки решение вынесено, что юрлицо не оплатило обязательных налогов свыше 5 млн и более, автоматически все материалы направляются в следственные органы для открытия уголовного дела.

          В такой ситуации вам предстоит решить: соглашаться с налоговой или нет. Здесь надо всё взвесить очень и очень тщательно. Подумайте сможете ли вы в суде доказать, что:
          а) у вас не было умысла;
          б) это непреднамеренные действия, а некие ошибки;
          с) что у вас не было группы лиц по предварительному сговору;
          д) что на самом деле сумма неуплаченных налогов меньше 5 млн рублей.

          Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

          Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.

          Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:

          • в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
          • если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.

          Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.

          В случае выявления налоговой инспекцией факта неуплаты налогов к правонарушителю применяются нормы, предусмотренные НК, УК и КоАП РФ.
          Факты, свидетельствующие о неуплате налогов, выявляются в процессе специальных проверок, которые могут проводиться по результатам отчетного периода или по распоряжению ИФНС.

          Для привлечения к ответственности за экономические преступления российское законодательство предусматривает следующий порядок действий:

          • проводится налоговая проверка;
          • составляется акт (в случае выявления правонарушений);
          • выносится решение о привлечении правонарушителя к ответственности;
          • выносится постановление о наложении штрафных санкций.

          Налогоплательщик вправе заявить о нарушении своих прав и оспорить действия, предпринимаемые налоговый инспекцией, в любое время, вне зависимости от этапа производства.

          В КоАП РФ содержится несколько статей, предусматривающих ответственность за неуплату налогов. Состав правонарушения образуется если:

          • налогоплательщик нарушает сроки, установленные законодательными нормами, для подачи декларации и других аналогичных документов;
          • налогоплательщик не согласился предоставить сведения, запрашиваемые налоговым органом.

          В ситуациях, перечисленных выше, штрафные санкции налагаются на лицо, уклоняющееся от уплаты налогов, в любом случае, даже если по отношению к нему применяются другие виды ответственности.

          Наиболее серьезное наказание за экономические преступления предусматривает УК РФ. Стоит учитывать, что в качестве обвиняемых в подобных делах проходят должностные лица, допустившие возникновение противоправного деяния. Состав преступления, который предусматривается статьями УК РФ, образуется если будет доказано наличие умысла на совершение незаконных действий.

          Например, уголовное дело в связи с уклонением ООО от налогов возбуждается только если присутствуют доказательства того, что должностное лицо имело возможность произвести платеж, но уклонилось от исполнения возложенных на него обязательств.

          Основанием для возбуждения уголовного дела является только крупный размер (более 5 млн. рублей за три года) неуплаты налогов.

          При возникновении проблем, связанных с неуплатой налогов, следует незамедлительно обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на делах экономической направленности.


          Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *