Два упрощения в учете арендатора в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Два упрощения в учете арендатора в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с пунктом 8 ФСБУ 25/2018 в вопросах исчисления оценок по справедливой стоимости при учете аренды мы имеем дело со случаем, когда федеральный стандарт бухгалтерского учета (российский нормативно-правовой акт) включает в себя прямую отсылку к положениям МСФО, предписания которых являются здесь приоритетными.

Согласно предписаниям пункта 8 ФСБУ 25/2018, «для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 16 „Аренда“ и другими Международными стандартами финансовой отчетности и Разъяснениями Международных стандартов финансовой отчетности, принимаемыми Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, введенными в действие на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (МСФО (IFRS) 16 «Аренда» введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 11.07.2016 № 111н).

Важно обратить внимание на то, о каких случаях применения МФСО здесь идет речь. ФСБУ 25/2018 отсылает нас к МСФО исключительно в вопросах «определения справедливой стоимости», то есть исчисления ее величины, но не правил учета тех или иных фактов исполнения сделок аренды. Это очень важная оговорка, ведь помимо предписаний относительно того, как рассчитывать величину справедливой стоимости, МСФО (IFRS) 16 (например) содержит целый ряд положений относительно применения моделей оценки по справедливой стоимости, учета опциона на покупку базового актива, учета прибылей и убытков от колебаний справедливой оценки, учета выручки у арендодателя и т. п.

Напомним, что в действующей редакции МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» понятие «справедливая стоимость» определяется как цена, «которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки» (п. 9) (МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

Пунктом 11 МСФО (IFRS) 13 устанавливается, что «оценка справедливой стоимости осуществляется в отношении какого-либо конкретного актива или обязательства. Поэтому при оценке справедливой стоимости организация должна учитывать характеристики такого актива или обязательства, если участники рынка учитывали бы данные характеристики при определении цены этого актива или обязательства на дату оценки».

Также отмечается, что «оценка справедливой стоимости предполагает, что обмен актива или обязательства происходит в ходе обычной сделки между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях» (п. 15).

Специально (п. 16 МСФО (IFRS) 13) подчеркивается, что «оценка справедливой стоимости предполагает, что сделка с целью продажи актива или передачи обязательства осуществляется:

(a) на рынке, который является основным для данного актива или обязательства; или

(b) при отсутствии основного рынка, на рынке, наиболее выгодном в отношении данного актива или обязательства».

Специальное положение МСФО (IFRS) 13 подчеркивает, что «справедливая стоимость — оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. В отношении некоторых активов и обязательств могут быть доступны наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. В отношении других активов и обязательств могут не быть доступными наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна — определить цену, по которой была бы осуществлена обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть цену выхода на дату оценки с позиции участника рынка, который удерживает указанный актив или является должником по указанному обязательству)» (п. 2).

«В тех случаях, когда цена на идентичный актив или обязательство не является наблюдаемой на рынке, организация оценивает справедливую стоимость, используя другой метод оценки, который обеспечивает максимальное использование релевантных наблюдаемых исходных данных и минимальное использование ненаблюдаемых исходных данных. Поскольку справедливая стоимость является оценкой, основанной на рыночных данных, она определяется с использованием таких допущений, которые участники рынка приняли бы во внимание при определении цены актива или обязательства, включая допущения о риске. Следовательно, намерение организации удержать актив или урегулировать или иным образом исполнить обязательство не имеет значения при оценке справедливой стоимости» (п. 3).

Что же касается положений об оценке справедливой стоимости, содержащихся в МСФО (IFRS) 16 «Аренда», то помимо предписаний относительно правил учета конкретных фактов реализации договора аренды, аналоги которых содержатся в ФСБУ 25/2018 и, следовательно, имеют для его применения приоритетное значение, данный МСФО содержит специальное определение справедливой стоимости. Здесь, согласно Приложению А МСФО (IFRS) 16, «в целях применения требований настоящего стандарта, касающихся учета у арендодателя», справедливая стоимость — это «сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство в сделке между хорошо осведомленными независимыми сторонами, желающими совершить такую сделку».

ФСБУ 25/2018: как изменится бухгалтерский учёт аренды с 2022 года

Арендатор, как и прежде, равномерно списывает аренду в расходы, исходя из условий договора.

Однако, чтобы применять данный метод, потребуется выполнить несколько обязательных условий:

  1. Договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору, и не предусмотрено право выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа.
  2. Предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.

То есть, вариант становится не применим для лизинга и для субарендаторов.

  1. Срок аренды не превышает 12 месяцев на дату получения арендуемого имущества.
  2. Рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб., и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов.

Таким образом, применять старый порядок списания расходов по аренде можно только для краткосрочных договоров или для аренды предметов невысокой стоимости.

Еще одна возможность дана для арендаторов, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Таким позволено учитывать почти любые договора аренды по старом способу.

Если экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель, то аренда будет признаваться операционной.

При определении типа аренды в расчет можно принять любое из следующих обстоятельств:

  • Срок аренды существенно меньше и несопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды может использоваться;
  • Предметом аренды являются имеющие неограниченный срок использования объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются;
  • На дату предоставления предмета аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей существенно меньше справедливой стоимости предмета аренды;
  • Прочие обстоятельства, говорящие о том, что экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель.

При операционной аренде арендодатель признает доходы признает равномерно (п. 41 ФСБУ 25/2018) и не изменяет прежний порядок учета актива в связи с его передачей в аренду.

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

    Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Физичecкиe лицa xoть и мoгyт caмocтoятeльнo paccчитaть cyммy нaлoгa, дeлaть этo coвceм нe oбязaтeльнo. Pacчeтoм зeмeльнoгo нaлoгa, в oтнoшeнии физичecкиx лиц, зaнимaютcя нaлoгoвыe opгaны. Пo peзyльтaтaм иx paбoты, фopмиpyeтcя дoкyмeнт, coдepжaщий в ceбe инфopмaцию o кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa и o нaлoгoвoй cтaвкe пo нeмy. Дaлee, этa бyмaгa пocылaeтcя нa aдpec coбcтвeнникa 3У. Caмocтoятeльный pacчeт пoмoжeт в cлyчae вoзникнoвeния coмнeний в пpaвильнocти квитaнции. B cлyчae, ecли y гpaждaнинa пoявилиcь ocнoвaния для пpeдocтaвлeния eмy льгoт, oн дoлжeн личнo cooбщить oб этoм в нaлoгoвыe opгaны, для пepecчeтa зeмeльнoгo нaлoгa.

Moжнo. Пpичeм, пoдoбныe ycлyги пpeдлaгaют мнoгиe caйты. B тoм чиcлe и oфициaльный caйт ФНC. Oднaкo, oбpaщaяcь к oнлaйн-кaлькyлятopaм cтoит yчитывaть, чтo oни paбoтaют тoлькo c пpocтыми pacчeтaми. Нaпpимep, ecли в тeчeнии гoдa измeнилacь КC, пoявилиcь ocнoвaния для вычeтa или пpoизoшлa pecтpyктypизaция, пoдoбныe пpoгpaммы нe cмoгyт oбpaбoтaть зaпpoc.

Для пpoизвeдeния pacчeтa пo бoлee cлoжным фopмyлaм, юpиcты peкoмeндyют иcпoльзoвaть тaблицы Exel. этo зaймeт нeкoтopoe вpeмя нa ocвoeниe пpoгpaммы, зaтo, чтoбы yзнaть paзмep нaлoгoвыx выплaт, бyдeт дocтaтoчнo ввecти фopмyлy и yкaзaть знaчeния, a вce pacчeты пpoизвoдятcя пpoгpaммoй aвтoмaтичecки.

Пoдвoдя итoг вaжнo oтмeтить, чтo нaлoг нa зeмлю peгyлиpyeтcя cт. 387-398 НК PФ. Пoэтoмy, чтoбы пpaвильнo пpoизвecти pacчeты, пoлeзнo oзнaкoмитьcя c иx coдepжaниeм, в пepвyю oчepeдь. Taкжe пoмoжeт изyчeниe мecтныx нopмaтивнo-пpaвoвыx aктoв. Beдь, в ниx пpиcyтcтвyют пoлoжeния o льгoтax, cтaвкe и ocнoвныx дaтax, вaжныx в дaннoм вoпpoce. Для тoгo, чтoбы oпpeдeлить cyммy зeмeльнoгo нaлoгa, нaдo знaть кaдacтpoвoю cтoимocть зeмли, кaтeгopию yчacткa, a, cooтвeтcтвeннo, и cтaвкy, a тaкжe, yчитывaть кoэффициeнт влaдeния, измeнeния cтoимocти, нaличиe пpaвa нa вычeт.

Все действия, связанные с временной передачей прав собственности на земельные участки в России регламентированы статьей №38 ЗК РФ. Доступные варианты представлены на официальном сайте «Кадастровая карта». На ней можно выбрать определенный свободный участок, ознакомиться с его статусом и информацией – кадастровый номер, установленная стоимость, точная площадь.

При выборе нужно учитывать следующие особенности:

  • Участок земли не должен находиться на территории заповедника, у границ страны, у закрытых территориальных образований, объектах военного назначения и АЭС.
  • Арендовать землю могут как резиденты, так и нерезиденты РФ.
  • Государственная собственность может быть федерального, регионального или муниципального вида. От этого зависит цена.
  • Срок аренды – от 5 до 49 лет, бессрочная (статья №610 ГК РФ) или с правом выкупа. В последнем случае составляется смешанное соглашение, в котором прописываются условия временного использования и последующая продажа.

Дополнительно учитывается целевое назначение аренды – комиссии должны быть предъявлены сведения о дальнейшем использовании земли. Перед тем, как арендовать землю у государства – нужно определиться с ее целевым использованием.

Срок предоставления земли зависит от задекларированных целей. Так, для ИЖС или ЛПХ он может достигать 49 лет. Если же планируется банально под огород – до 3-х лет.

Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка. Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.

Что нужно учитывать:

  • наличие или возможность проведения инженерных коммуникаций – электричество, водопроводные сети, газоснабжение;
  • состояние почвы – ее состав, грунтовые воды;
  • наличие построек на территории.

От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования. С 2022 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.

Инициатором аукциона могут быть резиденты и нерезиденты России. Исключением являются объекты, расположенные на территории Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга. Для участия необходимо собрать пакет документов и предоставить его в Департамент земельных ресурсов (местное отделение) или имущественных отношений.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление о рассмотрении возможности аренды. Составляется в свободной форме, указывается точное расположение участка, его характеристики.
  • Для физических лиц – копия паспорта и ИНН.
  • Для юридических субъектов – учредительные документы.
  • Справка из кадастрового реестра о текущем статусе земли.

Государственный орган должен официально объявить о начале процедуры поиска арендатора в прессе. Если будут заявлены дополнительные претенденты с такими же условиями, что и у инициатора – проводятся торги. Альтернативный вариант – местные власти самостоятельно устанавливают стоимость на основе действующих методик.

Время рассмотрения заявления не регламентировано, на практике ответ о возможности временного владения землей формируется в течение 1 месяца.

Для участия в торгах необходимо внести заявленную властями сумму залога. Она будет возвращена при проигрыше на торгах или учтена в счет арендной платы при положительном решении.

На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.

Муниципалитет имеет хороший источник дохода от сдачи участков в аренду, соответственно, ему выгоден и перерасчёт кадастровой цены. То есть позиция меняется в зависимости от стороны, то есть арендодателя.

Сам порядок определения размера арендной платы на основании стоимости представляется достаточно удобным и исключает множество противоречий. Цена сразу определена, не нужно проводить дополнительные переговоры, искать компромисс между позицией сторон.

Получается, что порядок имеет как реальные преимущества, так и некоторые недостатки, связанные, в первую очередь, с возможностью изменения размера платы, вносимой за пользование.

1. При определении размера арендной платы за земельный участок проведите анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень его доходности. Если этого не сделать, суд посчитает, что вы нарушили принцип экономической обоснованности размера арендной платы, и обяжет пересмотреть его.

2. Если сдаете в аренду участок, ограниченный в обороте, установите плату не выше земельного налога, взимаемого с собственника такого же участка.

3. Если вы не направили уведомление об изменении регулируемой арендной платы, это не будет нарушением. Но чтобы избежать задолженности по арендным платежам и не тратить время на споры в суде, рекомендуем все же сообщать арендаторам о том, что вы пересмотрели арендную плату. В уведомлении укажите выходные данные нормативного акта, в котором вы закрепили это решение.

Ставка налога и способ его уплаты определяются Налоговым кодексом и зависят от вида.

Налога с конкретно таким названием в российском законодательстве не существует. Обычно под ним понимается налог на доходы физлиц в части заработка. Им облагается зарплата физического лица при условии официального трудоустройства. Подоходный налог составляет 13% для годового дохода менее 5 млн рублей и 15%, если он выше. Рассчитывать и платить НДФЛ по зарплате самостоятельно не нужно, работодатели сами вычитают налог в пользу ФНС.

С 2021 года действуют новые правила для налогов на вклады. Ранее ими облагались депозиты, процентная ставка которых превышала ключевую ставку ЦБ на 5%. К примеру, ставка ЦБ 4,25%, тогда со всех вкладов, процентная ставка которых выше 9,25% необходимо было заплатить налог в 35%. Сейчас это правило убрали и облагается только часть прибыли. Выглядит это так: с 1 млн рублей рассчитывается ставка ЦБ и получившаяся сумма – это та часть, которая налогом не облагается. С дохода выше получившейся суммы необходимо заплатить 13%. Самостоятельно ничего высчитывать не надо, банк сам передаст данные в ФНС.

Он появился только в 2021 году, его сумма составляет 13% для резидентов (физлицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 подряд месяцев) и 30 % для нерезидентов. Налог относится к любым облигациям, независимо от их суммы и года выпуска. В этом случае в ФНС все данные передаст брокер и самостоятельно высчитывать ничего не нужно. Тем не менее такие нововведения, установленные законом № 102-ФЗ от 01.04.2020, не распространяются на купоны, которые были получены инвестором до 31 декабря 2020 года.

Если физлицо является резидентом РФ и сдает квартиру, то на него ложится обязательство платить с такого дохода 13 %, для нерезидента – 30 %. Облагается налогом не только сумма арендной платы, но и коммунальные платежи (кроме счетчиков), если их оплачивают арендаторы. Рассчитывать и платить налог необходимо самостоятельно, но не каждый месяц. До 30 апреля нужно подать декларацию 3-НДФЛ с информацией обо всех доходах за прошедший год, и после этого рассчитаться по налогу.

В случае продажи недвижимости резидент должен заплатить 13 %, а нерезидент – 30 %. Но есть много нюансов, подробнее об этом рассказала Екатерина Цепова, руководитель агентства налогового консалтинга.

«При расчете этого налога доходы от продажи недвижимости можно либо уменьшить на сумму расходов, связанных с ее приобретением, либо воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере не более 1 млн рублей для жилой недвижимости и земельных участков. Для остального имущества сумма вычета составляет не более 250 000 рублей.

Какой именно вариант использовать, решает сам налогоплательщик. Например, если гражданин в 2022 году продал за 3 млн рублей квартиру, которую приобрел в 2020 году за 2 млн рублей, то в случае, если он воспользуется правом на вычет расходов, налог составит: (3 000 000 — 2 000 000) х 13 % = 130 000 рублей, а если имущественным налоговым вычетом, то налог составит: (3 000 000 — 1 000 000) х 13 % = 260 000 рублей. В этом случае выгоднее использовать вычет расходов.

Но если, например, гражданин в 2022 году продает комнату стоимостью 1 млн рублей, которую приобрел менее 5 лет назад за 500 000 рублей, то ситуация будет другой: в случае если он выберет право на вычет расходов, налог составит: (1 000 000 — 500 000) х 13 % = 65 000 рублей, при имущественном вычете: (1 000 000 — 1 000 000) х 13% = 0 рублей.

“Сумму сделки по продаже необходимо сравнить с кадастровой стоимостью недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7. Если она окажется меньше, то налог придется заплатить с величины кадастровой стоимости, умноженной на 0,7 и уменьшенной на сумму понесенных расходов или на сумму налогового вычета», — отметила эксперт.

Им облагаются выигрыши в гослотереях, у букмекеров, в казино и других азартных играх, он составляет 13%. Согласно ст. 217 п. 28 НК РФ выигрыши до 4000 рублей в год налогом не облагаются. Если общая годовая сумма вознаграждений больше, то из этой суммы необходимо вычесть 4000 и получившийся результат будет объектом налогообложения. Например: за победы в лотереях за год было получено 10 000 рублей. Из них надо вычесть 4000 рублей и с получившихся 6000 рублей надо заплатить 13%.

Лотереи организовывает только государство, все остальное считается рекламными акциями. Выигрыш в таких акциях облагается налогом в 35%, но, как правило, организатор изначально включает налог в сумму выигрыша и платит его вместо физлица.

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

  • Ecли пpи pacчeтe кaдacтpoвoй cтoимocти в нaчaлe пepиoдa были дoпyщeны oшибки;
  • Ecли cyд или кoмиccия вынecли cooтвeтcтвyющee peшeниe в oтнoшeнии cпopa o paзмepe КC;
  • Ecли пpoизoшeл пepexoдa yчacткa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

B пpoчиx cлyчaяx, измeнить КC для oпpeдeлeния дpyгoй нaлoгoвoй бaзы, в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa, нeвoзмoжнo.

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

    Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Постановление Правительства Москвы от 15.04.2022 N 405-ПП
«О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 марта 2022 г. N 212-ПП»

Меры экономической поддержки хозяйствующих субъектов в условиях режима повышенной готовности расширены.

Уточнено, что продлен срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2022 г. по налогу на имущество организаций и земельному налогу до 31 декабря 2022 г. (включительно) налогоплательщикам-организациям, осуществляющим виды деятельности, которые согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 1 марта 2022 года об основных видах экономической деятельности осуществляют деятельность в сфере торговли, общепита, туризма, культуры, физической культуры и спорта, организации досуга и развлечений, демонстрации кинофильмов, предоставления гостиничных услуг, дополнительного образования, санаторно-курортного лечения, организации конференций и выставок, оказания бытовых услуг населению, классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности по кодам, приведенным в приложении.

По обращениям арендаторов земельных участков, указанных в пункте 3.1 постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2022 г. N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве», арендаторов земельных участков, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным в Законе города Москвы от 19 декабря 2022 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве», таким арендаторам предоставляется беспроцентная отсрочка по оплате арендной платы за первый год срока аренды земельного участка в части уплаты арендных платежей за II квартал 2022 г. сроком до 31 декабря 2022 г. (включительно).

По обращениям арендаторов земельных участков, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным в Законе города Москвы от 19 декабря 2022 г. N 48, размер годовой арендной платы за которые определяется в соответствии с федеральным законодательством об оценочной деятельности на основании отчета независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы, таким арендаторам предоставляется беспроцентная отсрочка по оплате арендной платы в части уплаты арендных платежей за II квартал 2022 г. сроком до 31 декабря 2022 г. (включительно).

По обращениям арендаторов земельных участков, указанных в пункте 3.1 постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2022 г. N 273-ПП, которым в соответствии с пунктом 3.6 того же постановления предоставлена рассрочка по оплате арендной платы за первый год срока аренды земельного участка, не начисляются проценты в размере действующей ключевой ставки Банка России на неуплаченную сумму арендной платы за II квартал 2022 г. действия такой рассрочки.

По обращениям арендаторов земельных участков, указанных в пункте 3.1 постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2022 г. N 273-ПП, арендная плата за которые установлена в порядке, предусмотренном пунктами 3.2.3 — 3.2.8 того же постановления, таким арендаторам предоставляется беспроцентная отсрочка по оплате арендной платы в части уплаты арендных платежей за II квартал 2022 г. сроком до 31 декабря 2022 г. (включительно).

По обращениям собственников земельных участков, указанных в Законе города Москвы от 19 декабря 2022 г. N 48, таким собственникам предоставляется беспроцентная отсрочка по внесению платы, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2022 г. N 593-ПП. Отсрочка предоставляется по уплате платежей за II квартал 2022 г. сроком до 31 декабря 2022 г. (включительно).

Субъектам малого и среднего предпринимательства, заключившим договоры купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы или в собственности внутригородских муниципальных образований при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2022 г. N 159-ФЗ предоставляется беспроцентная отсрочка по оплате платежей за II квартал 2022 г. сроком до 31 декабря 2022 г. (включительно).

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период до 31 декабря 2022 года:

— по кредитам, полученным ими до 15 апреля 2022 года для осуществления деятельности на территории Москвы, за счет средств городского бюджета предоставляются меры экономической поддержки в размере до 6 процентов годовых по кредиту;

— по кредитам, полученным ими с 15 апреля 2022 года для осуществления деятельности на территории Москвы, за счет средств городского бюджета предоставляются меры экономической поддержки в размере до 8 процентов годовых по кредиту.

Меры экономической поддержки также предоставляются:

1. Организациям — собственникам зданий и помещений, расположенных на территории Москвы и используемых для размещения торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов), а также объектов общепита и бытового обслуживания, при условии приостановления деятельности на этих объектах, а в случае если объекты предоставлены арендаторам — также при условии снижения этими организациями за период с 1 числа месяца приостановления деятельности до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2022 года арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок, относящейся к сданной в аренду площади объекта недвижимости, за соответствующий период и не менее чем на 50 процентов изначально действовавшей арендной ставки:

1.1. В объеме суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок за соответствующий период, относящейся к арендуемой площади данного объекта недвижимости.

1.2. В объеме половины суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок за соответствующий период, относящейся к используемой собственником площади данного объекта недвижимости.

1.3. Путем продления срока уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций и земельному налогу, подлежащих уплате по итогам II квартала 2022 года, до 31 декабря 2022 года (включительно).

1.4. Путем предоставления беспроцентной отсрочки до 31 декабря 2022 г. (включительно) по уплате арендной платы за II квартал 2022 года по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности Москвы, и земельных участков на ее территории, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости, указанные выше.

2. Организациям — собственникам зданий и помещений, расположенных на территории города Москвы и используемых для размещения гостиниц, а в случае если они предоставлены арендаторам — при условии снижения данными организациями за II квартал 2022 года арендаторам помещений (площадей) арендных платежей (арендной ставки) не менее чем на двукратный размер суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок, относящейся к сданной в аренду площади объекта недвижимости, за соответствующий период и не менее чем на 50 процентов изначально действовавшей арендной ставки:

Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

Заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко поручила Росреестру проверить механизмы поддержки арендаторов земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, продлить им аренду и отменить госпошлину за проведение регистрационных действий при продлении. Об этом «РГ» рассказала сама вице-премьер.

«Органы публичной власти в текущей ситуации должны практически в автоматическом режиме увеличить срок аренды. Это позволит существенно сократить бюрократическую нагрузку, чтобы арендаторы могли заниматься более важными вопросами сохранения своего бизнеса и трудовых коллективов, а не тратить время на повторные процедуры сохранения прав на землю. Должно быть достаточно заявления от арендатора, чтобы пролонгировать аренду в кратчайшие сроки»,- заявила Абрамченко «РГ».

Речь идет о пролонгации аренды на такую землю до трех лет. Для любого бизнеса и отдельных коммерсантов это серьёзная помощь. И вот почему.

В нынешней непростой обстановке многие арендаторы земли, которая находится в государственной или муниципальной собственности, практически вынуждены приостановить работу. Однако в российском законодательстве ничего не говорится о возможности приостановить срок действия договора. Нет и правил, позволяющих учитывать нынешнюю «вирусную» ситуацию при продлении договора аренды, если она закончится или изменятся условия.

Как объяснили корреспонденту «РГ», сейчас необходимо для поддержки граждан и организаций, которые арендуют государственную землю, проработать возможность заключения дополнительных соглашений, продлевающих аренду их земли до трех лет.

В правительстве уверены, что такое право должно быть безусловным. То есть не зависеть от того, был ли заключен договор аренды на торгах или нет, был ли долг по арендной плате. В такой ситуации арендодатель не сможет отказать в заключении соглашения.

Исключением могут быть случаи, когда до введения всей системы ограничительных мер арендодатель уже успел дойти до суда и инициировать расторжение договора аренды. А еще такая мера поддержки, по мнению правительства, не должна распространяться на недобросовестных арендаторов, у которых надзорные органы до всех пандемий нашли нарушения, и они не устранены.

Кроме того, в случае пролонгации аренды подразумевается отмена госпошлины за проведение регистрационных действий.

Нередко пользователи земельного участка, полученного от государства в аренду, в дальнейшем желают его выкупить. Неотъемлемой процедурой в такой сделке становится расчет стоимости надела.

Формирование цен на землю зависит от методики ее оценки. Конечная сумма рассчитывается муниципальными органами и самим владельцем определенным способом.

Цена за безвозмездный переход арендованного у муниципалитета земельного участка в частную собственность именуется выкупной стоимостью. В отдельных случаях она используется при выкупе земли местной властью.

К примеру, если необходимо изъять надел для общественных нужд. Иное название выкупной цены – кадастровая стоимость, поскольку рассчитывается она по данным кадастра.

Кадастровую стоимость используют налоговые органы для расчета земельного налога, а также иные государственные структуры, чтобы рассчитать цену выкупа. Зависит она от основных и дополнительных факторов, влияющих на итоговый показатель.

К первым относится месторасположение надела и вид разрешенного использования. Примером второй разновидности может быть наличие на земле сооружений, являющихся архитектурной или исторической ценностью и значительно поднимающих цену.

Для правильного расчета, производимого самостоятельно по установленным формулам, важно знать показатели, используемые в них. Одна из величин – кадастровая стоимость арендуемой территории.

Узнать ее можно разными способами, к примеру, обратившись в Росреестр или МФЦ. Она устанавливается при постановке на регистрационный учет посредством проведения кадастровой оценки.

В каждом случае размер кадастровой стоимости принимает собственное значение, серьезно влияя на итоговую сумму. В основу расчетов арендной платы ложится специальный корректирующий коэффициент, который может принимать разные значения в зависимости от ситуации.

Арендная плата за земельный участок, полученный от государства или муниципалитета без проведения торгов, составляет некоторый процент кадастровой стоимости надела:

0,01% кадастровой стоимости Применяется для участков, изъятых из оборота или предоставленных в аренду гражданину, обладающему правом на льготы (к примеру, полное освобождение от земельного налогообложения).
0,6% Для участков, передаваемых гражданам или организациям для осуществления подсобного или крестьянского хозяйствования с возможностями организации фермы.
1% Назначается для территорий, предоставленных в арендное пользование для реализации концессионных соглашений.
1,5% Применяется при аренде участков в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ.

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

2% При аренде земель в целях добычи на них полезных ископаемых.

Для правильного понимания порядка формирования цена аренды земельного надела стоит разобрать ее вариации в конкретных примерах. Для начала следует обратить внимание на то, чему способно научить прошлое.

Если взять общую стоимость аренды за большой временной промежуток (2000-2017 годы), легко заметить прямую зависимость цен от складывающейся в стране экономической ситуации. С 2022 года они постоянно росли с ускорением темпов.

Приближаясь к 2022 году, подъем становится все круче и в итоге резко падает, что свидетельствует об абсолютной неожиданности наступления финансового кризиса. Далее цены на землю и ее аренду опять начинают подниматься, но уже не столь стремительно.

На 2022 год пришелся новый спад под воздействием политической обстановки. Открыть бизнес с арендой земли довольно сложно при отсутствии денег.

Те не менее, история показывает, что в сложное время цены на сельскохозяйственные участки пошли в рост. Такой поворот событий обусловлен принятием закона об эмбарго и введением субсидирования для сельскохозяйственных производителей.

Рассматривая стоимость аренды на более коротком промежутке, видна явная зависимость от погодных условий и настроений граждан.

К примеру, если цены на офисные и производственные площади падают в летний период в связи с отдыхом всей страны, то на сельскохозяйственные угодья она, наоборот, достигают пиковых высот и снижаются только осенью. Такая ситуация явно показывает зависимость стоимости аренды от рыночного спроса.

Далее целесообразно перейти к рассмотрению настоящего времени. Хоть сейчас и происходит относительная стабилизация экономики, стоимость аренды земель падает.

Пусть это происходит не столь резко, как в 2014-2015 годы, но прослеживается четкая устойчивая тенденция. Отличились опять же лишь сельскохозяйственные участки. Но и на них цены пошли вниз с июня 2022 года.

Снижение наблюдается и в стоимости аренды участков под коттеджное и дачное строительство. Ее величина определяется государством. В обычных случаях она берется в размере 1,5% от оценочной кадастровой стоимости.

Так, цены за аренду 1 га сельскохозяйственного участка начинаются с 500 рублей. Стоимость же аренды 10 соток для застройки в крупных городах берет начало с 6 тысяч рублей.

В заключение стоит взглянуть на прогнозы. Как показало исследование, на стоимость аренды земельных наделов влияет ситуация в стране. Недавние новости свидетельствуют об остановке падения ВВП страны впервые с 2022 года.

Причем в 2022 году наметился даже его рост. Экспертами рынка недвижимости на 2022-2019 годы прогнозируется зависимость стоимость аренды земель от состояния российской экономики. Но уже в наши дни прослеживается тенденция к подорожанию.

Росреестр разъяснил порядок оформления аренды земли у государства

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка является основой для расчета налога, его владелец заинтересован в справедливой оценке. Нередко оспаривать стоимость по кадастру приходится и арендаторам. Однако, против них играет незнание собственных прав и плюсов проведения данной операции.

Арендатор вправе оспорить расчет аренды земельного участка от кадастровой стоимости, если указанный в договоре размер налога является одним из параметров для определения цены договора.

В этой ситуации следует обсудить свое намерение с владельцем имущества. При снижении кадастровой стоимости земельного участка в результате оспаривания уменьшится и арендная ставка на срок до следующей государственной переоценки.

Согласно Постановлению ВС № 28 от 2022 года в целях расчета ставки по аренде новая кадастровая стоимость должна применяться с 1 января года, в котором подавалось обращение на оспаривание.

С собственником участка следует обговорить порядок перерасчета. К примеру, если арендатор переплатил в текущем году, лишние траты собственник может зачесть в следующий год пользования. Если достигнуть согласия сторонам не получается, придется прибегнуть к помощи суда.

Таким образом, если земельный участок не получен в результате торгов, то арендная плата за его пользование рассчитывается на основании кадастровой стоимости в процентном соотношении в зависимости от предназначения земли и вида собственника.

Стоимость по кадастру определяется властными органами, регулярно меняется и может быть оспорена в судебном порядке. Последствием оспаривания становится снижение суммы арендных платежей.

Гражданин Елисеев решил взять в аренду землю у государства для производства. Нормативная цена участка составила 1 000 000 руб. Рассчитаем арендную плату: 1 000 000 руб. х 1,5% = 15 000 руб.

Таким образом, ежемесячно за аренду Елисеев будет платить по 15 000 руб.

Формула расчета аренды земли по её рыночной стоимости

Рассчитать выплату за аренду земли можно по ее рыночной цене.

Обычно этот показатель близок к кадастровой стоимости объекта, но на него влияет гораздо больше факторов.

Оформить землю в аренду можно у частного собственника или у государства. В каждом случае арендная плата формируется по-разному. При назначении цены государство или муниципалитет опираются на объективные показатели:

  • местоположение участка;
  • целевое назначение и вид разрешенного использования;
  • городской план на использование территории;
  • площадь и т.д.

Частное лицо или компания могут ориентироваться на субъективные критерии. К примеру, для формирования цены может приниматься во внимание «престижность» территории и коммуникации на ней.

В общем понимании цена аренды может быть нормативной, кадастровой и рыночной. Для определения каждой из них действуют свои правила.

Эта цена устанавливается государством или муниципалитетом. Она не может быть изменена в связи с колебаниями на рынке или другими обстоятельствами.

Нормативная цена земли вычисляется, исходя из категории, к которой принадлежит земельный участок, и ее местоположения. По категориям земля подразделяется на разновидности, которые не могут быть сданы в аренду или проданы, и те, что могут находиться в частной собственности.

Нас интересует вторая категория, к которой относятся:

  • земли для ведения личного подсобного хозяйства;
  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • земли, предназначенные для промышленных целей;
  • земли населенных пунктов (сюда же входят участки под индивидуальное жилищное строительство).

Когда определяется размер арендной платы во внимание принимается два существенных критерия: географическое положение территории и экономическое развитие ближайшего населенного пункта, а также ценность участка для субъекта федерации.

К примеру, говоря о первом показателе, земли сельскохозяйственного назначения, расположенные на юге РФ будут стоить дороже, чем аналогичные участки на севере страны. Для промышленных территорий огромное значение будут иметь ближайшие населенные пункты. Так, допустим, земли под Москвой стоят дороже, чем участки в Пермском крае.

Если говорить о ценности земли для субъекта федерации, то для каждого вида целевого назначения в приоритете оказываются свои критерии. К учету принимается множество различных параметров:

  • инженерная и строительная ценность;
  • социальная и экономическая роль;
  • природные особенности территории;
  • историческая ценность;
  • архитектурная ценность и т.д.

В этом смысле стоимость аренды земель сельскохозяйственного назначения ниже, чем плата за участки под строительство промышленных объектов. Точная нормативная стоимость аренды может быть получена в местной администрации или муниципалитете.

Государственная кадастровая оценка – это обязательная процедура для всех земельных участков. Именно при проведении оценочных работ учитывается множество критериев, оказывающих влияние на итоговую стоимость аренды земли.

Не редкость, когда кадастровая стоимость совпадает с рыночной.

При кадастровой оценке закрепляется информация о границах и площади надела, а также делаются соответствующие отметки на генеральном плане территории. Именно эти критерии принимаются во внимание при расчете арендной платы.

Кроме того, оценки подлежат коммуникации на земельном участке. Разумеется, что надел с подведенной электроэнергией, водоснабжением, канализацией и газоснабжением будет стоить дороже, чем аналогичный участок, не оснащенный благами цивилизации.

При оценке также фиксируются постройки, располагаемые на земельном участке, и их техническое состояние. К примеру, аренда будет дороже при наличии теплиц или построек для хранения инвентаря и материалов.

На цену аренды влияет расстояние. Оценивается дистанция до дороги и природных объектов (леса, водоема и т.д.). Если они рядом – стоимость аренды повышается.

Важный показатель – рельеф местности. На неровных участках могут возникнуть проблемы в процессе эксплуатации, а, например, земли в низинах будут регулярно затапливаться смежными участками.

Новое ПБУ «Аренда»: особенностями работы с ним для арендатора и арендодателя

Для правильного расчета, производимого самостоятельно по установленным формулам, важно знать показатели, используемые в них. Одна из величин – кадастровая стоимость арендуемой территории.

Узнать ее можно разными способами, к примеру, обратившись в Росреестр или МФЦ. Она устанавливается при постановке на регистрационный учет посредством проведения

кадастровой оценки

.

В каждом случае размер кадастровой стоимости принимает собственное значение, серьезно влияя на итоговую сумму. В основу расчетов арендной платы ложится специальный корректирующий коэффициент, который может принимать разные значения в зависимости от ситуации.

Арендная плата за земельный участок, полученный от государства или муниципалитета без проведения торгов, составляет некоторый процент кадастровой стоимости надела:

0,01% кадастровой стоимости Применяется для участков, изъятых из оборота или предоставленных в аренду гражданину, обладающему правом на льготы (к примеру, полное освобождение от земельного налогообложения).
0,6% Для участков, передаваемых гражданам или организациям для осуществления подсобного или крестьянского хозяйствования с возможностями организации фермы.
1% Назначается для территорий, предоставленных в арендное пользование для реализации концессионных соглашений.
1,5% Применяется при аренде участков в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ.

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

2% При аренде земель в целях добычи на них полезных ископаемых.

Для правильного понимания порядка формирования цена аренды земельного надела стоит разобрать ее вариации в конкретных примерах. Для начала следует обратить внимание на то, чему способно научить прошлое.

Если взять общую стоимость аренды за большой временной промежуток (2000-2017 годы), легко заметить прямую зависимость цен от складывающейся в стране экономической ситуации. С 2000 года они постоянно росли с ускорением темпов.

Приближаясь к 2008 году, подъем становится все круче и в итоге резко падает, что свидетельствует об абсолютной неожиданности наступления финансового кризиса. Далее цены на землю и ее аренду опять начинают подниматься, но уже не столь стремительно.

На 2014 год пришелся новый спад под воздействием политической обстановки. Открыть бизнес с арендой земли довольно сложно при отсутствии денег.

Те не менее, история показывает, что в сложное время цены на сельскохозяйственные участки пошли в рост. Такой поворот событий обусловлен принятием закона об эмбарго и введением субсидирования для сельскохозяйственных производителей.

Рассматривая стоимость аренды на более коротком промежутке, видна явная зависимость от погодных условий и настроений граждан.

К примеру, если цены на офисные и производственные площади падают в летний период в связи с отдыхом всей страны, то на сельскохозяйственные угодья она, наоборот, достигают пиковых высот и снижаются только осенью. Такая ситуация явно показывает зависимость стоимости аренды от рыночного спроса.

Далее целесообразно перейти к рассмотрению настоящего времени. Хоть сейчас и происходит относительная стабилизация экономики, стоимость аренды земель падает.

Пусть это происходит не столь резко, как в 2014-2015 годы, но прослеживается четкая устойчивая тенденция. Отличились опять же лишь сельскохозяйственные участки. Но и на них цены пошли вниз с июня 2022 года.

Снижение наблюдается и в стоимости аренды участков под коттеджное и дачное строительство. Ее величина определяется государством. В обычных случаях она берется в размере 1,5% от оценочной кадастровой стоимости.

Так, цены за аренду 1 га сельскохозяйственного участка начинаются с 500 рублей. Стоимость же аренды 10 соток для застройки в крупных городах берет начало с 6 тысяч рублей.

В заключение стоит взглянуть на прогнозы. Как показало исследование, на стоимость аренды земельных наделов влияет ситуация в стране. Недавние новости свидетельствуют об остановке падения ВВП страны впервые с 2014 года.

Причем в 2022 году наметился даже его рост. Экспертами рынка недвижимости на 2022-2022 годы прогнозируется зависимость стоимость аренды земель от состояния российской экономики. Но уже в наши дни прослеживается тенденция к подорожанию.

Также следует иметь в виду, что при нотариальном удостоверении договора купли продажи земли действует принцип исключительной территориальной компетенции, т.е.


нотариальное удостоверение договора должно осуществляться в соответствующем нотариальном округе (по месту нахождения земельного участка).

Сроки оплаты аренды земли для юридических лиц

Статья 17.

Сроки оплаты по договору аренды земельного участка раз в году

В связи с Новогодними каникулами получить официальную информацию о кадастровой стоимости участков от органов, осуществляющих ведение ГКН, в письменном виде до 09.01.2013 невозможно. По состоянию на 09.01.2013 их нет и на публичной кадастровой карте.

Как известно, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих!». Поэтому кадастровую стоимость с 01.01.2013 можно попробовать вычислить самостоятельно в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 27.11.2012 № 670-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы» («старая Москва») и 27.11.2012 № 669-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границы города Москвы» («новая Москва»).

Некоторые арендаторы стали получать письма Департамента земельных ресурсов города Москвы или Департамента городского имущества города Москвы с новой кадастровой стоимостью и размером арендной платы, в которых предлагается уплатить арендную плату до 31 марта 2022 года без начисления пени.

Нормы действующего федерального законодательства устанавливают, что взимание выплат за использование арендуемой земли может производится не только в денежном эквиваленте. Фиксированный размер может быть определен арендатором в формате оказанных владельцу участка услуг или в виде части приобретенных выгод от коммерческой деятельности.

Стоит отметить, что во многих регионах страны в качестве оплаты используются только налоговые земельные сборы. Задержки выплат по арендному соглашению на срок до полугода являются основаниями для преждевременного расторжения договора и взыскания накопившихся долговых обязательств через Арбитражный Суд.

Несмотря на относительную экономическую стабильность, стоимость по арендным соглашениям продолжает снижаться.

Тенденция довольно отчетная, несмотря на незначительные изменения в ценообразовании. Падает стоимость аренды земель, предназначенных для индивидуального строительства и ведения сельскохозяйственной деятельности.

В 2022 году аренда одного гектара земли. выделяемого под сельхозназначение стоит от 500 рублей в год.

Для 10 соток земли в крупных городах устанавливается стоимость от 6 000 рублей за аналогичный период.

Очевидно, что размер выплат по аренде напрямую зависит от актуальной экономической ситуации в стране и конкретном регионе.

Пик последнего финансового кризиса миновал. Что может указывать на факт нового подъема, в том числе и роста цен на аренду земельных участков.

Стороны договора Арендодателем участка может быть владелец земли, а также лица наделенные им соответствующими полномочиями.

Важно

В отдельных ситуациях предоставлять землю в аренду может и будущий владелец надела. Если она является предметом общей собственности, то право аренды возникает только после получения согласия всех владельцев имущества.

Если собственность совместная, согласие другого супруга удостоверяется у нотариуса.

Налог уплачивается за счёт личных средств налогоплательщика. ПИФы же уплачивают налог за счёт того имущества, которое и составляет сам ПИФ.

Сроки Физические лица уплачивают налог 1 раз в год. До 01 марта следующего года, налоговики должны разослать всем собственникам земли налоговые уведомления, где указаны все необходимые для оплаты реквизиты и сумма налога.

Эти уведомления являются уже и квитанциями на оплату налога. Физическому лицу остаётся только поставить свою подпись и заплатить указанную сумму до 01 ноября следующего года. Не редкостью являются уведомления ФНС, которые рассылаются гражданам для уточнения данных по налогам и информирования по расчетам.

К уведомлению также прикреплен образец заявления на случай не достоверности информации, которая указана в уведомлении. Фото: Заявление к уведомлению ФНС У юридических лиц всё несколько сложнее.

Выплата по аренде земельных участков производится на основании норм, указанных в статье 65 Земельного Кодекса РФ. Действующее законодательство гласит, что право на установление фактической стоимости в рамках использования участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют федеральные или региональные органы власти.

Размер и срок оплаты аренды земельного участка указываются в соответствующем соглашении, который составляется заинтересованными сторонами. С правовой точки зрения арендные платежи могут быть отнесены к разделу основополагающих условий договора. Это прямо указывает на факт того, что сумма не может быть изменена в одностороннем порядке ни при каких обстоятельствах.

Статья 65. Платность использования земли

Преждевременное прекращение действия соглашения может быть достигнуто в случае нарушения установленных правил использования территориального надела или при допущении плательщиком просрочки выплат. Земля используется только по целевому назначению, определяемому сторонами сделки в рамках основного документа.

Условия начисления арендной платы за землю в 2022 году и порядок ее оплаты

Перед тем как рассчитать удельный показатель кадастровой стоимости для квартиры, необходимо понимать какие значения влияют на формирование цены. На цену по кадастру оказывают влияние:

  • регион и район расположения;
  • технические параметры объекта;
  • общее состояния имущества;
  • средний доход по жителям населенного пункта.

Рассчитать кадастровую стоимость дома калькулятором нет прямой необходимости, так как государственные власти один раз в 5 лет обновляют оценочные данные по базе Росреестра.

Не знаете как рассчитать кадастровую стоимость, формула довольно простая:

Ск = П * (Ки + Кл) * Кп, где:

Ск – кадастровая стоимость

П – площадь земельного участка

Ки – наличие инфраструктуры (в рублях на квадратный метр)

Кл – специфический фактор (в рублях на квадратный метр)

Кп – переходной коэффициент

Перед тем как рассчитать кадастровую стоимость участка выбирается один из подходов (или их совокупность):

  • доходный метод – определяется размер прибыли, получаемой с эксплуатации участка, а также прогнозируется ее дальнейший приход;
  • сравнительный метод – проводится анализ имеющейся по наделу информации;
  • затратный метод – выполняется экспертная оценка надела с определением его стоимости.

Чтобы определить стоимость по кадастру, предварительно потребуется провести оценку участка земли. Данные о каждом из объектов недвижимости, которые относятся к собственности гражданина, должны быть внесены в госреестр. Оценка имущества проводится специалистами уполномоченных госучреждений.

Если владелец недвижимости считает, что оценка имущества по кадастру была проведена неверно, то он может полноправно обратиться в суд или Росреестр для оспаривания. В случае, если собственник докажет ошибочные расчеты, то новая кадастровая цена применяется на все предыдущие периоды, когда налог рассчитывался по ошибочной цене.

Получив положительный ответ, владелец недвижимости может получить перерасчет и компенсацию. Однако, получить компенсацию можно только по тем искам, которые будут поданы до 1 января 2022 года.

Для продления важно, чтобы срок действия договора не истек.

Если срок договора аренды уже истек, то подавать заявление о продлении нет смысла.

Другими словами, продлить аренду, по которой срок действия договора истек, не получится.

Обратите внимание, что данный фактор имеет значение только на момент подачи заявления.

Для ясности рассмотрим пример.

Допустим, срок действия договора истекает 31 марта.

Заявление о продлении подано 30 марта.

В этом случае, отказать в продлении не могут, потому что на момент обращения срок действия договора еще не истек.

Так же важно, чтобы на момент обращения, в суде не было иска о расторжении договора аренды.

Иными словами, администрация не должна успеть обратиться в иском о расторжении аренды.

07 марта 2019 года между мной и администрацией города заключен договор № 125/19 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:25:236598:45, площадью 1200 кв.м. сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:

Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды.

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

На основании вышеизложенного,

Возможность продления срока договора аренды земельного участка имеет временные рамки.

Заявление о продлении можно подать в период с 14 марта 2022 до 01 марта 2023 года.

Иными словами, власти дали примерно 1 год, в течение которого можно продлить аренду.

Если вам действительно важно продление договора аренды, то не откладывайте в «долгий ящик».

Что должна сделать администрация?

Под администрацией понимается арендодатель.

У сотрудников администрации есть 5 рабочих дней для заключения соглашения.

Пятидневный срок исчисляется с даты получения заявления (обращения).

Администрация обязана не перезаключить новый договор, а сделать дополнительное соглашение к действующему.

Другими словами, к основному договору должно прилагаться подписанное дополнительное соглашение.

В соглашении должно быть отражено увеличение срока аренды, на период, указанный в заявлении, но не более 3-х лет.

Указанное дополнительное соглашение заключается без каких-либо торгов.

Если основной договор проходил регистрацию в ЕГРН, то дополнительное соглашение тоже надо регистрировать.

Как правило, договоры аренды, заключенные более, чем на 1 год, подлежат регистрации в ЕГРН.

Для тех, кто не знает.

ЕГРН – это единый государственный реестр недвижимости.

Поэтому, если основной договор зарегистрирован в ЕГРН, то любые дополнительные соглашения тоже надо регистрировать.

Предвижу уловку со стороны чиновников, которые могут сказать, что дополнительное соглашение регистрировать не обязательно.

Не верьте подобным утверждениям.

С 1 января 2023 г. применяется повышающий коэффициент 3 к размеру ежегодной арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) и на которых в течение трех лет отсутствуют капитальные строения (п.п. 6 и 6-1 Указа № 160).

Трехлетний период исчисляется с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, а если принятие такого решения не требуется – с даты госрегистрации перехода права аренды на него.

Земельными участками, на которых отсутствуют капитальные строения, признаются земельные участки, если в течение этого периода:

  • не произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) (если они подлежат госрегистрации);

  • не принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (если их госрегистрация не требуется).

Для целей применения повышающего коэффициента 3 при расчете арендной платы РУП «Национальное кадастровое агентство» будет представлять (п. 33-1 Положения о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы, утв. Указом № 160 (далее – Положение № 160)):

– в МНС – сведения о таких земельных участках, предоставленных в аренду юридическим лицам;

– в местные исполкомы, администрации СЭЗ – сведения о таких земельных участках, предоставленных в аренду индивидуальным предпринимателям и гражданам.

Данные сведения будут представляться в электронном виде ежегодно начиная с 1 января 2023 г., не позднее 1 марта года, следующего за отчетным календарным годом.

Повышающий коэффициент применяется юридическими лицами независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за земельный участок.

Установлен и порядок применения юрлицами повышающего коэффициента 3 при расчете арендной платы (п. 16-1 Положения № 160). Арендная плата за земельные участки с применением повышающего коэффициента 3 исчисляется юрлицами с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду (если принятие такого решения не требуется – с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором истек трехлетний период с даты государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок), по последнее число последнего месяца квартала, в котором:

– произведена государственная регистрация создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) (если они подлежат госрегистрации);

– принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и передаточных устройств (если их госрегистрация не требуется).

Соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся юрлицами в расчеты суммы арендной платы не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место указанные обстоятельства (п. 23 Положения № 160).

Юрлица утрачивают право на применение льготы по арендной плате за земельные участки, в отношении которых к размеру ежегодной арендной платы применяется повышающий коэффициент 3 (п. 5-1 Положения № 160).

Сохраняется право на применение резидентами СЭЗ льготы по арендной плате за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ и предоставленные им после регистрации в качестве резидентов СЭЗ для строительства объектов. Льгота предоставляется с квартала, на который приходится дата регистрации в качестве резидентов СЭЗ, по квартал включительно, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, и действует не более 5 лет, исчисляемых с квартала, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ (подп. 5.41 п. 5 Положения № 160).

Применение повышающего коэффициента 3 к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду ИП и гражданам, производится при определении местным исполкомом или администрацией СЭЗ ежегодной арендной платы. Основанием является осуществление госрегистрации создания последнего из возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) либо принятие в эксплуатацию последнего из возводимых сооружений и передаточных устройств.

Повышающий коэффициент 3 не применяется, если гражданам для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, дачного строительства предоставлено в аренду несколько земельных участков и на одном из таких земельных участков расположены завершенные строительством одноквартирный, блокированный жилой дом или дача, в отношении которых произведена государственная регистрация их создания, а на других – их принадлежности (п. 6-2 Указа № 160).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.