Программа государственного софинансирования пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа государственного софинансирования пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Единственно правильного ответа на этот вопрос не существует. Каждый должен и может сделать выбор сам. Но выбор должен быть разумный и обдуманный. Для этого необходима информация о том, в чем состоит различие между этими двумя видами пенсий.

Начнем с самых азов. По российским законам работодатель обязан платить в ПФР 22% размера оклада каждого своего работника. Из этой суммы 6%, составляют так называемый солидарный тариф, то есть, идут в бюджет, из которого складываются фиксированные пенсионные государственные выплаты, а 16% — на формирование личной пенсии данного работника.

Мы уже упоминали о том, что накопительная пенсия была введена в России не на обязательной, а на добровольной основе. Правда, для самых старших застрахованных в 2015 был введен «возрастной ценз» — родившиеся раньше 1968 года должны были сделать окончательный выбор до конца 2015 и потом уже не могли его изменить. Но те, кто в то время выбрал накопительную систему, в данный момент имеют на своих счетах какие-то накопления.

В нынешнем году выбрать между страховой и страховой/накопительной пенсией могут те, кто начал свою трудовую деятельность 5 и менее лет назад. Помимо 6% оклада до вычета НДФЛ, которые ежемесячно перечисляет в счет накопительной пенсии их работодатель, застрахованные лица могут делать добровольные отчисления на свой накопительный счет.

Но все же, несмотря на все сказанное выше о формировании накопительных пенсий в 2022 году, на деле никакого накопления в данный момент не происходит! В этой части пенсионная реформа пока «не сработала», как было запланировано.

Когда средства, перечисляемые работодателями в ПФР средств стали делить на 10% страховых и 6% накопительных, выяснилось, что это больно ударило по бюджету ПФР. Он оказался не готов отдавать в НПФ положенный процент, и ушел в глубокий дефицит.

Предпосылки к этому были и раньше, поскольку именно дефицит средств в ПФР и вызвал необходимость пенсионной реформы – платить всем пенсионерам России (которых на данный момент примерно 30% населения) было попросту нечем.

Поэтому Правительство решило заморозить накопительную пенсию, и разрешить ПФР пустить все 16% исключительно на формирование страховой части пенсионного обеспечения. На 2022 и 2022 мораторий продлен. Застрахованным в ОПС гражданам обещают, что после снятия моратория все средства накопительных пенсий будут индексированы и учтены.

Попутно проводится тотальная проверка всех существовавших ранее НПФ и УК. Лицензии некоторых НПФ аннулированы.

Учитывая, что Правительство уверяет, что накопительные пенсии в принципе, отменены не будут, можно предположить, что оно стремится сформировать список «надежных» и лояльных НПФ и УК, которые будут действовать в точном соответствии с российским законодательством и не подвергать средству пенсионеров неоправданным рискам. Поскольку пенсионные вклады застрахованы государством, и выплачивать их людям (пусть и без индексации), в случае чего, предстоит из бюджета.

В настоящее время идет активное обсуждение предложения ЦБ и Минфина изменить способ формирования накопительных пенсий. То есть, брать отчисления на них не с работодателей, а с самих потенциальных пенсионеров в некоем «добровольно-обязательном» порядке, как сейчас удерживается из зарплаты НДФЛ, прямо из зарплаты до ее выдачи работнику.

Однако при выходе на пенсию та часть накопительной пенсии, что была накоплена до моратория, выплачивается. Существующие НПФ и УК продолжают работать со средствами, которые были получены ранее, до «заморозки». То есть, приращивать их.

Но вернемся к законодательному основанию накопительной пенсии. Формировать ее можно:

  • В ПФР – государственном фонде
  • В НПФ – негосударственной компании

ПФР заключает договоры с рядом управляющих компаний (УК) на доверительное управление средствами фонда (накопительной частью пенсии). Если накопительная пенсия формируется в ПФР, УК можно выбрать.

Наиболее надежной считается Государственная УК – Внешэкономбанк. При накоплении пенсии в ПФР, данный фонд ее и выплачивает, вместе со страховой частью. Если же выбран НПФ – получать накопительную пенсию следует там.

Отказаться от формирования накопительной пенсии можно в любой момент. И это не будет означать прекращение взаимодействия с НПФ. Все средства, которые до этого момента были положены на счет, будут продолжать «работать». А при наступлении пенсионного возраста их начнут выплачивать в полном объеме, с учетом дохода от инвестирования за весь прошедший период.

Если же НПФ перестал существовать (разорился, лишился лицензии и т.д.), все средства автоматически переводятся в ПФР и поступают на лицевые счета застрахованных граждан. Но доход от инвестирования при этом не учитывается. Это будет только сумма, некогда поступившая на счет НПФ.

На данный момент существует ряд НПФ, которые лишены государственной лицензии. Информацию о них можно найти на официальном сайте ЦБР.

Порядок формирования и выплат накопительной пенсии

Он зависит от двух факторов:

  • Количества средств на счету
  • Выбранного режима выплат

Размер накопительного счета – вещь глубоко индивидуальная, поэтому обсуждать его мы не будем. Что касается режимов, то их предусмотрено три:

  • Единовременная выплата
  • Срочная выплата
  • Бессрочная выплата

Единовременная выплата возможно лишь при определенных условиях:

  • Если гражданину не положена страховая пенсия из-за недостатка стажа работы или баллов ИПК
  • Если сумма на счету слишком маленькая (менее 5% от установленной)
  • При наличии некоторых обстоятельств (в случае получения инвалидности это можно сделать даже раньше, чем наступит пенсионный возраст)

Бессрочная выплата производится до конца жизни обладателя накопительного счета. Поскольку речь идет о персонифицированной, а не о солидарной системе – нужно как-то разделить имеющиеся на счету средства, чтобы их гарантировано хватило.

С этой целью используется установленный государством показатель «ожидаемый период выплат». Рассчитывается он из средней продолжительности жизни. В 2022 году считается, что в среднем пенсионер живет после назначения пенсии еще 21 год – 262 месяца. На этот показатель и делится сумма, лежащая на счете.

Соответственно, сумма ежемесячной накопительной пенсии в первый год выплат составит 1/252 всей суммы. Впоследствии будет проводиться корректировка, о которой мы расскажем ниже.

Технология срочной выплаты не отличается от бессрочной, за тем исключением, что срок получения соей пенсии рассчитывает сам пенсионер. Условие одно – срок должен составлять не менее 10 лет. То есть, вся сумма пенсионных накоплений делится, минимум, на 120 месяцев.

Обращаться за выплатой пенсий можно сразу же, как наступит ее срок, то есть, исполнится нужное количество лет. Но делать это вовсе не обязательно. После наступления пенсионного возраста можно обратиться за пенсией в любое время. Тем более, что в ПФР предусмотрены бонусы для тех, кто не спешит воспользоваться «правом на заслуженные отдых».

Это так называемый премиальный коэффициент, на который умножается сумма страховой пенсии. Каждый год «просрочки» увеличивает его. Накопительная пенсия, соответственно, тоже увеличивается.

Если же вы «уже дозрели» до пенсии, нужно подать в ПФР заявление и пакет документов. Он минимален – паспорт и СНИЛС. Правда, ПФР может счесть, что информации недостаточно. В наше время это не редкость, поскольку трудовая деятельность тех, кто сейчас выходит на пенсию, протекала в период, когда требования ПФР неоднократно изменялись. Тогда вам скажут, какие документы необходимо донести дополнительно.

Обратиться в ПФР можно:

  • Лично
  • По почте
  • Через личный кабинет на официальном сайте ПФР

Если же средства накопительной пенсии размещены в НПФ – обращаться следует непосредственно туда. Никаких других документов, кроме общегражданского паспорта и заключенного с НПФ договора не требуется.

Новое понятие впервые появилось в 2002 году. На основании норм законодательства – это одна из составляющих социальной выплаты, который является обязательным к оплате. Изначально планировалось, что накопительная часть должна быть у всех категорий работающих граждан. Но в 2005 году законодательство претерпело изменения. Накопления по новым правилам могут формироваться только у трудящихся с 1967 года рождения. Остальные категории могли участвовать в программе добровольного пенсионного отчисления.

Накопительная составляющая сохранилась и сейчас. Но с 2014 года эти отчисления приостановлены. Это означает, что все денежные средства, которые отчисляются в качестве страховых взносов, определяются только как страховая составляющая. Заморозка действует до конца 2022 года.

Свой выбор в пользу накопительной суммы пенсионного обеспечения граждане должны были сделать до конца 2015 года. Работающих гражданин в установленный период должен был написать заявление в пенсионный фонд по месту проживания. У тех работников, кто так не обратился с заявлением, автоматически происходит формирование только страховой части.

Независимо от того, какую организацию выбрал гражданин для сохранения соей накопительной части пенсии, он может в любой момент написать отказ от ее формирования. Для этого нужно написать заявление и все средства страховых взносов будут перечисляться только в счет страховой выплаты. Но у гражданина сохраняется право пополнять счет накопительной пенсии самостоятельно. Все собранные средства будут инвестироваться выбранной компанией. В момент назначения пенсии все накопленные средства выплачиваются в соответствии с порядком, установленном законодательством.

Не все граждане имеют право получить накопительную часть выплаты. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Это могут быть мужчины с 1953 года рождения и женщины с 1957, у которых сформированы накопления. При этом они должны быть пенсионерами на момент подачи заявления. За работников более старшего возраста все взносы работодателями направлялись только на накопление страховой части.
  2. Правом на единовременную выплату обладают пенсионеры, получающие обеспечение по старости. Те, кому выплачивается пенсия по инвалидности или потере кормильца, смогут оформить выплату только при достижении ими пенсионного возраста, установленного законодательством.
  3. Единовременная выплата может быть назначена гражданину в том случае, если накопления составляют не более пяти процентов от выдаваемой страховой пенсионной выплаты.

Те граждане, которые являлись участниками государственной программы софинансирования, имею право выбора:

  • они могут получить накопительную часть пенсии;
  • срочную выплату, ее период получения определяется гражданином самостоятельно, но он должен быть не менее 10 лет.

За выплатой накопительной части необходимо обращаться именно в ту организацию, в которую подавалось заявление о формировании накоплений. При подаче обращения необходимо собрать пакет бумаг, в который входят:

  • паспорт заявителя;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • документ, выданный Пенсионным фондом, подтверждающий назначение пенсионного обеспечения;
  • банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

Документы могут быть поданы как лично гражданином, так и представителем по доверенности. Заявитель также может обратиться в МФЦ или направить бумаги почтой.

На основании статьи 7 ФЗ № 424 срочная накопительная выплата может быть рассчитана гражданам, которые направили на формирование средства материнского капитала, взносы по программе софинансирования и дополнительные взносы от самого гражданина.

Размер срочной выплаты рассчитывается с учетом общих сумм, которые разделяются на планируемый период выплат. На основании норм законодательства этот период не может быть меньше 10 лет.

Все расчеты производятся с использованием следующей формулы

НП = ПН (собранная сумма) /Т (месяцы)

Величина срочной выплаты изменяется ежегодно 1 августа за счет новых взносов.

Таки образом, накопительная часть пенсии – это возможность граждан увеличить свой доход после выхода на заслуженный отдых.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своём обращении в обязательном порядке излагает суть предложения, заявления или жалобы. .

Перейти в интернет приёмную

Трудовой кодекс

Уголовный кодекс

ГК РФ (часть 1)

ГК РФ (часть 2)

ГК РФ (часть 3)

ГК РФ (часть 4)

КоАП РФ

ГПК РФ

Семейный кодекс

Жилищный кодекс

НК РФ (часть 1)

НК РФ (часть 2)

АПК РФ

ГрК РФ

КАС РФ

УИК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

3 декабря 2019 г. Госдума одобрила во втором чтении проект закона о продлении «заморозки» пенсионных накоплений до 2022 г. Напомним, что формирование накопительной пенсии граждан за счет уплачиваемых работодателями обязательных пенсионных взносов было приостановлено с 2014 года. Фактически это означает, что все средства, которые работодатель перечисляет в Пенсионный фонд в виде обязательных страховых взносов (а это 22% от фонда оплаты труда до вычета НДФЛ), направляются только в качестве:

  • солидарной части тарифа (6%, которые идут на выплату фиксированной выплаты к пенсии нынешним пенсионерам);
  • на формирование страховой части пенсии застрахованного лица (остальные 16% из обязательных страховых взносов).

До 2014 года у граждан 1967 года рождения и моложе, формирующих накопительную часть пенсии, из указанных выше 16%, учитываемых ПФР на индивидуальном лицевом счете (СНИЛС), только 10% шли на формирование страховой пенсии, а остальные 6% откладывались в ПФР или НПФ в качестве пенсионных накоплений (подробнее о формировании накопительной пенсии).

В 2014 году Правительство впервые пошло на так называемую «заморозку пенсионных накоплений». Такое решение позволяет снизить расходы федерального бюджета на выплату пенсий нынешним российским пенсионерам. С тех пор мораторий на накопительную пенсию продлевается ежегодно.

В соответствии с рассматриваемым в Госдуме проектом законом действие моратория планируют продлить до 2022 года. Но это не значит, что после 2022 г. накопления «разморозят» — возврат к обязательной накопительной пенсии в России Правительство вообще больше не рассматривает.

Дополнительное пенсионное страхование

Представленная программа имеет ряд преимуществ перед предыдущей. Среди таковых:

  • Гарантия безбедного существования пенсионеров после выхода на заслуженный отдых. Представленная программа позволяет им поддерживать приемлемый уровень пенсий при постоянном сокращении объема таких выплат государственным бюджетом.
  • Возможность накопить на пенсию людям, рожденным до 1967 года.
  • Применение налогового вычета к накопительной части, составляющего 13% от внесенной суммы. Эти средства могут быть возвращены гражданам России и использованы на другие нужды.

Имеет представленная программа и ряд минусов. Так, рассчитывать на увеличение пенсионного пособия по софинансированию не могут работающие пенсионеры. Кроме того, программа имеет ограниченный срок действия – до 10-ти лет. Размер максимальной помощи от государства в ней фиксирован и составляет 12 тысяч рублей в год, даже если участник делает ежемесячно более крупные вклады. Представленные минусы пока отталкивают многих граждан от участия в этой программе, однако они могут быть полностью нивелированы при коррекции правил софинансирования.

Свежей новостью является то, что действие программы приостановлено до введения изменений в законы о пенсионном обеспечении. Изменениями предполагается, что накопительная часть пенсии будет формироваться только за счет добровольных отчислений граждан. Перечисленная работодателями часть будет перечисляться на страховую часть пенсии, то есть за счет перечислений работающих граждан будет обеспечена выплата пенсий.

Программа софинансирования пенсии-в 2020 году, изменения, свежие новости волнуют всех, поскольку в свое время затронет всех граждан.

В текущем году имеется хорошая новость для работающих пенсионеров, отложивших получение пенсии, для них ежегодная индексация накопленных средств будет произведена с коэффициентом, равным четырем.

Накопленные средства можно получить двумя способами:

  1. Срочно, когда все накопленные за счет добровольных перечислений и перечислений из бюджета средства можно получить единовременно за период до десяти лет при условии, что сумма накоплений не превышает 5 процентов от суммы страховой пенсии.
  2. Бессрочный, в этом случае средства перечисляются вместе с пенсией ежемесячно, в сумме, рассчитанной на период дожития, двадцать лет.

По мнению правительства, проводимые изменения пенсионного обеспечения позволят увеличивать пенсии в больших размерах, чем было в предыдущие годы.

Увеличение доходов пенсионного фонда предполагается осуществить за счет вывода из тени нелегальных доходов работников.

Правительство разрабатывает изменения в порядок образования накопительного капитала. Индексации пенсий работающим пенсионерам не предполагается, во внесенных в парламент документах нет предложений на эту тему. С 2020 года предполагается ввести механизм поэтапного увеличения возраста для мужчин и женщин, предложения в парламент внесены правительством.

В следующем году пенсии будут проиндексированы в феврале, на уровень инфляции, и в апреле, величина будет рассчитываться исходя из возможностей пенсионного фонда.

Лица, которые осуществляли перевод средств в НПФ, могут пойти туда с обращением о предоставлении выплат после ухода на трудовой отдых. Оставить заявку на предоставление накопленной части возможно в двух случаях.

Случай Описание
Оформление страхового обеспечения пенсии по возрасту Возвращение взносов следует ждать по истечению 2-х месяцев после отправления запроса.
Участник госпрограммы ушел на трудовой покой раньше срока В таком случае можно обратиться в НПФ для получения средств каким-либо способом.

Взносы являются добровольными, поэтому за их перечисление ответственны сами граждане. Внести желаемую сумму можно следующими путями:

Через банк. Для этого достаточно заполнить платежную квитанцию, предварительно получив реквизиты в своей НПФ. Причем желаемую сумму можно внести единоразово или делать небольшие отчисления каждый месяц

Важно вносить сведения о себе (особенно СНИЛС) аккуратно, исключив вероятность ошибки. В противном случае деньги могут уйти не туда.
Через работодателя

Здесь все еще проще. Работник пишет заявление в бухгалтерию на перевод добровольного взноса. Составляется оно в свободной форме, содержит сведения о плательщике и получателе. Сам размер взноса может быть фиксированным или определяться в виде % от заработной платы.

Второй вариант дает возможность принять участие в софинансировании не только государству, но и работодателю. Он также может вносить взносы за своих сотрудников в неограниченном размере. Это предоставляет особые льготы. Правда, на практике лишь немногие работодатели совершают подобные взносы, большинство из них предпочитает оставаться в стороне.

Важной особенностью выплат является возможность получения налогового вычета. Размер возвращаемой суммы зависит от размера платежа

Однако при превышении порога в 12 тысяч рублей вычет на сумму превышения не полагается.

Само софинансирование будет происходить вплоть до выхода участника программы на пенсию, однако обязательным условием является внесение ДСВ.

Финансирование дополнительных пенсионных накоплений

Деньги на счет можно вносить через любую организацию, имеющую разрешение на проведение банковских операций. После осуществления платежа в течение 20 дней с момента окончания квартала надо направить в ПФ копию квитанции по уплате средств. Бумаги можно отнести в отдел ПФР, выслать по почте либо отправить через веб-сайт ПФ РФ. На сайте также можно сформировать бланк платежной квитанции. Для этого нужно указать, что вы являетесь застрахованным лицом, выбрать регион проживания, а также ввести Ф.И.О., адрес, номер СНИЛС и сумму платежа. Сформированную системой квитанцию можно распечатать или скачать в формате PDF.

Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выполнение в течение трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.

Право на получение того или иного вида пенсии зависит от разных обстоятельств и может производиться в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, которое регулирует Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». «Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».4

Виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию:

  1. по старости,
  2. по инвалидности,
  3. по потере кормильца.

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов. «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете».5

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Плательщиками страховых взносов (страхователями) признаются физические и юридические лица, которые производят выплаты наемным работникам (работодатели), а также граждане, обеспечивающие себе работу самостоятельно – частные предприниматели, нотариусы, частные детективы, адвокаты и другие.

«Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».6

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. социальная пенсия.

Формирование пенсии по государственному пенсионному обеспечению происходит за счет средств государственного бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;
  2. военнослужащие;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  6. космонавты;
  7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;
  8. нетрудоспособные граждане.

Пенсии по старости выплачиваются по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

  • для мужчин – 60 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 65 лет);
  • для женщин – 55 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 63 года.

Пенсия по старости выплачивается либо как трудовая – в рамках системы обязательного пенсионного страхования, либо как социальная – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

Трудовая (страховая) пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

Социальная пенсия – это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж.

«Гражданам, имеющим право на различные пенсии, устанавливается только одна из них, по их выбору, кроме инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны и других категорий, оговоренных в ст. 3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».7

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (ПФР). ПФР формирует и распределяет финансовые ресурсы в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации. «Бюджет Пенсионног�� фонда РФ пополняется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются страхователями. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете».8

Источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:

  1. страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;
  2. ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);
  3. средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  4. средства, взыскиваемые с работодателей в результате предъявления регрессивных требований (пеней, финансовых санкций);
  5. доходы от капитализации временно свободных средств (покупки ценных бумаг, инвестиций);
  6. беспроцентные ссуды, займы и кредиты;
  7. добровольные взносы юридических и физических лиц;
  8. другие поступления.

Еще одним видом пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования является накопительная пенсия – ежемесячная денежная выплата застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования лицам из средств пенсионных накоплений. Ее выплачивают по достижении пенсионного возраста тем, кто имеет право на страховую пенсию.

Накопительная пенсия формируется по желанию будущего пенсионера. Граждане 1967 года рождения и моложе имеют право выбрать – формировать только страховую пенсию по обязательному пенсионному страхованию или часть взносов работодателя направить на накопительную пенсию.

С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.

Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.

По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.

При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.

Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.

«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9

Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.

Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).

Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.

В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.

Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.

В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.

Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Администрация Егорлыкского района

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

  • Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

    • Указ Президента РФ от 29.09.2022 N 681

      «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов»

    • Указ Президента РФ от 29.09.2022 N 685

      «О признании Запорожской области»

    • Указ Президента РФ от 29.09.2022 N 686

      • Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2022 N 2846-р

        «О распределении иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых в 2022 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых

      • Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2022 N 2847-р

        «О выделении Минэкономразвития России в 2022 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета кредитным организациям, некредитным финансовым организациям, которые осуществляют деятельность по предоставлению кредитов (займов), или государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение части недополученных ими доходов по кредитным договорам (договорам займам), в отношении которых установлен особый порядок начисления и уплаты процентов за пользование кредитом

      • Постановление Правительства РФ от 29.09.2022 N 1712

        • Информация Минфина России

          «Коды классификации доходов бюджетов, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»

        • Положение Банка России от 23.09.2021 N 773-П

          (ред. от 16.08.2022) «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета негосударственными пенсионными фондами договоров об обязательном пенсионном страховании» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2021 N 65628)

        • Указание Банка России от 12.04.2022 N 6116-У

          Единовременная выплата предполагает получение сразу всех пенсионных накоплений одной суммой. В соответствии со статьей 4 Закона N 360-ФЗ, а также пунктом 2(1) Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 N 1048 (ред. от 15.11.2019, далее — Правила), единовременную выплату могут получить:

          — лица, которые при достижении возраста 55 лет для женщины, 60 лет для мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов.

          — лица, у которых размер накопительной пенсии составляет меньше 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

          Застрахованные лица, которым ранее была установлена накопительная пенсия (пожизненная, ежемесячная), не могут получить единовременную выплату.

          Застрахованные лица, которые получили средства пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, вправе вновь обратиться за такой выплатой не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения.

          49. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений.

          Срочная выплата — это ежемесячная выплата части пенсионных накоплений, сформированных за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 360-ФЗ срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования.

          Срочная пенсионная выплата может быть назначена по заявлению застрахованного лица с указанием определенного срока, в течение которого он желает получать данные средства, но срок выплаты не может быть меньше 10 лет (120 месяцев).

          Срочная пенсионная выплата осуществляется ежемесячно.

          Накопительная пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (подпункт 1) пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) «О накопительной пенсии», далее — Закон № 424-ФЗ).

          Накопительная пенсия назначается, если при расчете размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Накопительная пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня приобретения права на накопительную пенсию.

          Накопительная пенсия выплачивается пожизненно и ежемесячно.

          Размер накопительной пенсии подлежит корректировке:

          • по результатам инвестирования выплатного резерва;
          • с учетом средств пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете застрахованного лица позднее дня, с которого установлена выплата.

          Корректировка размера накопительной пенсии осуществляется АО «НПФ Эволюция» без дополнительного обращения застрахованного лица в Фонд.

          Документы могут быть поданы застрахованным лицом:

          1. лично в головной офис Фонда или к представителям Фонда в регионах,
          2. направлены почтой по адресу: 127051, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Мещанский, б-р Цветной, д.2, АО «НПФ Эволюция».

          В случае, если заявление и документы направляются по почте, то необходимо из общего перечня требуемых документов заверить нотариусом следующие документы:

          1. Заявления на единовременную выплату рассматриваются в течение месяца со дня получения заявления и документов. По Заявлениям на накопительную пенсию и срочную пенсионную выплату не позднее 10 дней с даты предоставления/получения всех необходимых документов для назначения выплаты, но не более чем три месяца с даты приема такого заявления.
          2. Фонд направляет Решение почтой по фактическому адресу, указанному в заявлении.
          3. Если застрахованному лицу назначена накопительная пенсия — первая выплата производится не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем принятия Решения.

          Если застрахованному лицу назначена единовременная выплата средств пенсионных накоплений — средства будут выплачены в срок, не превышающий 1 месяца с даты принятия Решения (в соответствии с Правилами единовременной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 1048).

          В системе обязательного пенсионного страхования существует два вида пенсий: страховая и накопительная, объясняет Дмитрий Хмелев. Накопительная пенсия формировалась у официально работающих граждан 1967 года рождения и моложе.

          Вплоть до введения моратория на формирование накопительной части пенсии в 2014 году (регулярно продлевается и в настоящее время действует до конца 2024 года) работодатели перечисляли страховые взносы в размере 6% от размера фонда оплаты труда на ее формирование. Еще 16% шли на страховую часть.

          «Сейчас же накопительная пенсия фактически отменена, так как все 22% для большинства граждан взносов идут на формирование только страховой пенсии. Таким образом большая часть накопительной пенсии формировалась в период с 2002 по 2013 год, а потом прирастала за счет инвестиционного дохода и взносов по программе софинансирования (у граждан, кто участвовал в этой программе). Кроме того, на ее формирование можно было направить средства материнского капитала», — рассказывает эксперт.

          Порядок формирования и выплаты накопительной пенсии

          Сравнительно небольшой срок формирования накопительной пенсии не позволил сформировать значительные средства на счетах большинства граждан, добавляет Хмелев. Так, по данным ЦБ, средний счет застрахованного лица по состоянию на конец I квартала 2022 года составил всего 79,4 тыс. рублей.

          «Согласно законодательству, ежемесячная накопительная пенсия выплачивается, если ее ежемесячный размер превышает 5% от общего пенсионного обеспечения гражданина. В противном случае все пенсионные накопления могут быть выплачены единовременной выплатой. Также есть возможность получить пенсионные накопления через срочную выплату. В этом случае продолжительность выплаты пенсионер определяет самостоятельно, но она не может быть меньше десяти лет», — добавляет аналитик.

          Однако этот вариант доступен только тем, кто делал добровольные взносы на накопительную пенсию в рамках программы софинансирования и направил в нее средства материнского капитала, поясняет Дмитрий Хмелев.

          «С учетом того что значительные суммы не успели сформироваться на счетах большинства граждан, абсолютное большинство выплат приходится на единовременную выплату. Это приводит к тому, что пенсионные накопления практически исключены из формирования коэффициента замещения утраченного заработка и не оказывают ощутимого влияния на уровень жизни граждан на пенсии», — объясняет аналитик.

          Кроме того, введенный мораторий не позволяет экономике страны получать в значительном количестве длинный инвестиционный ресурс. Так, добавляет Хмелев, сформированные в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) и Пенсионном фонде России (ПФР) средства пенсионных накоплений составляют около 5% ВВП страны.

          «Для сравнения: в странах с развитыми пенсионными системами (США, Нидерланды, Дания и т. д.) этот показатель превышает 100%, а иногда и 200%», — говорит эксперт.

          «Для того чтобы эти средства начали значительно влиять на уровень пенсионного обеспечения будущих пенсионеров, а также на формирование значительного инвестиционного ресурса в экономику, участниками пенсионного рынка, Минфином и ЦБ уже продолжительное время ведется дискуссия о дальнейшей судьбе пенсионных накоплений», — продолжает эксперт.

          Как результат работы появилась концепция о переводе средств пенсионных накоплений в стандартную для всех граждан схему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Сейчас в этой системе (НПО) во всех НПФ состоят 6,2 млн человек, большая часть из которых — участники корпоративных пенсионных программ.

          «Более 1,5 миллиона человек уже получают негосударственную пенсию в дополнение к страховой пенсии. В этом случае граждане смогут самостоятельно делать взносы на свою накопительную пенсию», — поясняет аналитик.

          «По нашему мнению, такая система может быть востребована у граждан только в случае, если будут предусмотрены значительные меры стимулирования: софинансирование со стороны государства, работодателей, а также значимые налоговые вычеты», — считает эксперт.

          Кроме того, по словам Дмитрия Хмелева, необходимо обеспечить защиту этих средств, включая инвестиционный доход. В докладе «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях» Банк России заявил, что намерен завершить работу по созданию системы гарантирования негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) по примеру системы страхования вкладов и системы гарантирования обязательного пенсионного страхования (ОПС).

          По мнению регулятора, «создание такой системы на базе АСВ позволит обеспечить государственной гарантией пенсионные сбережения граждан (в размере до 1,4 млн рублей) и назначенные негосударственные пенсии (в размере до двух социальных пенсий) и защитит в полном объеме добровольные пенсионные сбережения 99% участников и выплату негосударственных пенсий 93% пенсионеров.

          «Дополнительно отметим, что также необходима комплексная работа по созданию условий для стабильного инвестиционного дохода от инвестиций пенсионных накоплений граждан», — заключает эксперт.

          1. Аудит Пенсионного фонда Российской Федерации, управляющей компании средствами выплатного резерва, специализированного депозитария в части отношений по финансированию выплат накопительной части трудовой пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

          2. Договором о проведении проверок управляющей компании средствами выплатного резерва должно быть предусмотрено сокращение размера оплаты услуг аудитора относительно стоимости чистых активов, составляющих выплатной резерв.

          3. Заключение аудитора о результатах проверок управляющей компании средствами выплатного резерва ежегодно направляется Пенсионным фондом Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

          4. Один и тот же аудитор не может осуществлять ежегодную проверку управляющей компании средствами выплатного резерва или специализированного депозитария в течение более чем трех лет подряд.

          На сегодняшний день пенсионеры относятся к наиболее социально уязвимой категории населения. Во многом это связано с тем, что размер пенсионного обеспечения остается крайне низким. По сути, даже с учетом всех проводимых индексаций, темпы роста благосостояния пенсионеров имеют отрицательную динамику из-за скрытой инфляции на основные потребительские товары.

          В связи с этим многие предпенсионеры, да и относительно молодые люди задумываются о том, как обеспечить себе достойную в материальном отношении старость. Долгое время таким механизмом представлялась накопительная пенсия, которая формировалась наравне с трудовой (впоследствии со страховой).

          Бесплатно по России

          Однако с ней не все так просто, а многие эксперты утверждают, что данная форма формирования материального обеспечения в старости не оправдала возложенных на нее надежд. Разберем, так ли это в действительности и что сейчас происходит со средствами, аккумулированными государством и негосударственными фондами в рамках данной программы.

          Размер пенсионного обеспечения непосредственно зависит от суммы накопленных средств, которые были переведены из различных источников, а также всего объема инвестиционного дохода.

          Кроме этого, при расчете непосредственной суммы используется такая переменная, как период дожития. Под ним следует понимать установленный срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия. Следует отметить, что период дожития рассчитывается исходя из ожидаемой продолжительности жизни пенсионера после его выхода на заслуженный отдых.

          Данный показатель исчисляется в календарных месяцах и изменяется ежегодно. Однако для тех лиц, которым пенсия уже назначена, изменение значения периода дожития не имеет значения.

          Программа государственного софинансирования пенсий началась в России с октября 2008 г. и первоначально была рассчитана до октября 2013 г. За пять лет действия этой программы ее участниками стали более 15 млн. россиян. Такой показатель активности наших граждан стал одной из причин ее продления.

          Само софинансирование происходит следующим образом: гражданами осуществляется добровольный взнос на накопительную пенсию в размере от 2 тыс. рублей (но не более 12 тыс. руб.), а государство удваивает эти средства, которые учитываются на пенсионном счете гражданина. В некоторых случаях государство может увеличить размер внесенных средств четырехкратно.

          Программа действует, но только для уже вступивших в нее граждан, принять участие в ней сейчас не получится. Участником софинансирования пенсии можно было стать только до наступления 2015 года (до 31.12.2014г.), и до 31 января 2015 года надо было внести первый взнос.

          Программа софинансирования пенсии в 2022-2022 годах не менялась, последние новости появляются только по вопросам получения сделанных пенсионных накоплений. Но никакие поправки в законы не внесены, и вносить их законодатель не планирует.

          Здесь возникает вопрос, до какого года действует программа софинансирования пенсии, ответить на который можно только исходя из смысла вопроса. Если говорить о возможности вступления в программу, то сейчас это сделать нельзя, последний срок был — 31.12.2014г. Если речь идет о производстве отчислений и выплатах пенсионерам, то срок действия не ограничен, она будет действовать до момента выхода на пенсию гражданина (в части отчислений) и смерти пенсионера (в части выплаты средств).

          Механизм выхода и программы не предусмотрен, взносы добровольные и можно просто перестать их производить, однако внесенные деньги можно будет получить только после выхода на пенсию предусмотренными в законе путями.

          Эта программа ведена ФЗ-56 от 30.04.2008г., она представляет собой совместное (как следует из названия) финансирование будущей пенсии работающим гражданином и государством. То есть, формируется пенсия в повышенном размере за счет:

          • добровольных отчислений граждан в самостоятельно определенном им размере;
          • отчислений государства, которые не могут составлять менее 2 000 рублей и более 12 000 рублей в год не более десяти лет.

          Таким образом государство рассчитывало мотивировать граждан формировать свою пенсию самостоятельно и материально их в этом намерении поддерживать. Порядок выплаты средств из пенсионных отчислений установлен в ФЗ-360 от 30.11.2011г. Внесенные средства учитываются в специальной части индивидуального счета и могут пойти на финансирование следующих выплат:

          • накопительная пенсия;
          • единовременная, разовая выплата;
          • срочная выплата или пожизненная прибавка к пенсии;
          • выплата правопреемникам.

          При этом нужно учитывать, что накопительная пенсия сейчас не пополняется, она заморожена, единовременная выплата и пожизненная доплата могут быть только очень незначительными, выплата правопреемникам осуществляется после смерти застрахованного лица (пенсионера).

          Если было оформлено софинансирование пенсии, то как получить деньги пенсионерам?

          При оформлении пенсии в ПФР участникам программы нужно будет распорядиться и накоплениями по ней. При этом нужно указать реквизиты для перечисления на счет и выбрать любой из вышеуказанных способов, но нужно учесть следующее:

          • накопительная пенсия заморожена;
          • все отчисления и накопления выплатят только, если размер расчетной надбавки составляет 5% и меньше от суммы страховой пенсии. То есть, здесь речь идет о совсем небольших деньгах. При поступлении новых средств можно обратиться за разовой выплатой снова, но только после истечения пяти лет с момента предыдущего обращения;
          • срочная выплата не может быть назначена продолжительностью менее 10 лет, также может быть оформлена пожизненная прибавка в пенсии. Право воспользоваться этим способом возникает после появления права на выплату страховой пенсии;
          • выплата правопреемникам осуществляется после смерти застрахованного лица при соблюдении ряда условий. Обращаться за ней нужно к страховщику (это может быть не только Пенсионный фонд, но и Негосударственный пенсионный фонд, если накопления переведены туда). Обратиться нужно в течение шести месяцев после смерти застрахованного лица.

          Все эти выплаты, как показывает практика, довольно незначительны. Однако, государство считает, что государственное софинансирование пенсии вводилось в целях последующей выплаты накоплений ежемесячно, для создания определенных гарантий пенсионерам, а не для возможности получения средств разовым платежом.


          Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.