Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Что означает утилизационный сбор в ПТС или ПСМ? В графе «Особые отметки» (в ПТС) или под строкой, содержащей серию и номер паспорта (в ПСМ), с момента, когда законом была установлена обязанность уплачивать утилизационный сбор, в паспортах должны отражаться данные об уплате или неуплате такого сбора. Поэтому ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС «утилизационный сбор», очевиден: такой сбор был уплачен. Соответственно, без такой отметки в паспорте (или отметки о неуплате сбора на законных основаниях) зарегистрировать транспортное средство или самоходную машину не удастся.

Утилизационный сбор в ПТС – что это?

УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.

Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:

  1. При ввозе ТС из другого государства.
  2. При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.

Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.

После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:

  1. ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
  2. Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.

В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.

Как расcчитать сумму утилизационного сбора

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 285 000 1 725 000
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500
Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
С электродвигателем 171 000 172 500
С двигателями до 2500 см3 214 500 217 500
С двигателями от 2500 до 5000 см3 342 000 517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см3 591 000 759 000
С двигателями от 10000 см3 990 000 1 558 500

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

Если ТС провозится через таможню, то отметка проставляется сотрудником таможенной службы. Она должна быть заверена личной печатью уполномоченного лица с индивидуальным номером.

В том случае, когда техника была произведена в РФ, ее производители подают документы в ближайшее отделение налоговой инспекции. Пометка и печать ставится в ИФНС. Если же ранее утиль сбор не был оплачен, то обратиться в налоговую службу должен покупатель транспортного средства. Однако крупные производители автомобилей и прицепов проставляют штампы в ПТС самостоятельно.

В расчете суммы утилизационного сбора нет ничего сложного. Тем не менее, возникают ситуации, когда взнос уплачен не полностью или же произошла переплата. В первом случае необходимо попросту доплатить недостачу. При переплате излишек можно вернуть или же использовать его для будущих оплат утилизационного сбора. Для этого владелец ТС должен составить соответствующее заявление.

Бланк документа берется в ФТС или ИФНС. Все зависит от того, куда ранее производилась оплата. Излишне уплаченную сумму можно вернуть в течение трех лет с момента переплаты.

Чтобы рассчитать утилизационный сбор, нужно определить:
– базовую ставку сбора;
– специальный коэффициент.

Величину утилизационного сбора считайте по формуле:

Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка × Коэффициент

Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.

Крупнейшие производители должны заплатить сбор в течение 45 календарных дней с даты представления расчета в налоговую инспекцию. А за III квартал – в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом.

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (гл. 8, 10, 11 НК, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).

После уплаты сбора нужно подтвердить, что вы правильно его рассчитали и действительно перечислили в бюджет. Для этого сдайте подтверждающие документы на таможню или в налоговую инспекцию. Если сбор рассчитан правильно и оплата поступила в бюджет, вам сделают отметку в ПТС. Если транспортное средство освобождено от утилизационного сбора, в ПТС укажут основание для освобождения. Об этом сказано в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

Утилизационный сбор в 2022 году

Утилизационный сбор (УС) – это платеж, предназначенный для уничтожения ТС после срока его эксплуатации. Оплачивается утильсбор один раз, но взимается он не всегда с первого владельца. Уже поэтому важно знать оплачивались ли указанные средства при покупке авто.

По умолчанию утилизационный сбор оплачивается за весь ввозимый и производимый на территорию РФ автотранспорт. Существуют исключения – о них мы подробно поговорим отдельно.

В большинстве случаев, утилизационный сбор уже включен в стоимость машины. Однако если ТС ввозилось по льготной схеме (без уплаты УС), то обязанность оплачивать сбор может перейти к следующему владельцу.

Утилизационный сбор за автомобили, выпущенные до 1 сентября 2012 года, не взимается. Отсутствие штампа у таких ТС не является основанием для оплаты УС.

Подведем предварительные итоги. Оплачивать утилизационный сбор нужно за все машины, ввозимые на территорию РФ или производимые на заводах России, если их год выпуска не раньше 2012 года, или они не входят в перечень исключений (см. ниже).

Основанием для взимания платы за утилизацию является Федеральный закон №89-ФЗ («Об отходах производства и потребления»). Появился он еще в 1998 году, однако интересующие нас нормы были включены в него позднее.

Владелец оплачивает УС. Часть 1 ст.24.1 указанного закона прямо устанавливает необходимость оплаты утилизационного сбора за все ввозимые или произведенные на территории РФ авто. Исключения обозначены отдельно в п.6 той же статьи. Одновременно п.3 указывает, кто должен платить утильсбор:

  • Ввозящие авто на таможенную территорию России.
  • Производящие ТС на заводах, расположенных в РФ.
  • Покупатели ТС, если предыдущий владелец был освобожден от оплаты сбора, в т.ч. и по причинам, связанным с действием Особой экономической зоны в Калининграде и области.

Между производителями и государством существуют особого рода отношения, компенсирующие часть взимаемого УС. С 2020 года размеры этих компенсаций изменились, и теперь напрямую зависят от уровня локализации производства. Вместе с тем, сбор включен в конечную стоимость машины, поэтому этот аспект финансовых взаимоотношений мы не будем рассматривать подробно.

Лица и условия, освобожденные от уплаты УС, прописаны в п.6 ст.24.1 №89-ФЗ. К ним относятся:

  1. Вынужденные переселенцы, беженцы, а также лица, воспользовавшиеся государственной программой добровольного переселения соотечественников, если ТС ввозится в личных целях.
  2. Сотрудники дипломатических, консульских представительств и члены их семей.
  3. Ретро-автомобили старше 30 лет, но исключительно при неиспользовании их в коммерческих целях и сохранении (восстановлении) у них оригинальных двигателя, рамы (при наличии) и кузова.
  4. Автомобили моложе 3 лет, ввезенные на территорию ОЭС Калининградской области на специальных условиях.

Еще раз подчеркнем, освобождение от утилизационного сбора в одном из указанных случаев не освобождает от необходимости платить УС следующего владельца, если он не подпадает под одно из данных исключений.

Освобождения от уплаты утилизационного сбора не применяются автоматически. Льготные категории лиц должны заявить о наличии оснований для освобождения от УС.

Что значит отметка об утилизационном сборе в ПТС машины

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.

Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.

Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).

Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.

Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:

Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.

В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.

В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.

Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).

В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.

На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.

Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.

В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:

Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.

Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.

Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз ТС в Россию:

  • осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

  • ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

  • с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

  • колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

  • самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

  • расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

  • копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

  • копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

  • документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

  • паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

  • копии товаросопроводительных документов (при наличии);

  • копии документов об уплате утилизационного сбора;

  • расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

Для определения размера утилизационного сбора используется формула:

С = БС*К, в которой:

  • С – сумма утилизационного платежа;
  • БС – размер базовой ставки;
  • К – расчетный коэффициент, определяемый из приложений правительственного постановления № 1291, принятого в декабре 2013 года и определяющего порядок внесения данных платежей.

Базовая ставка зависит от вида автотранспорта и равняется, в рублях:

  • двадцать тысяч – для легковых автомобилей, не использующихся в качестве коммерческого транспорта;
  • сто пятьдесят тысяч – для машин и автобусов, задействованных в коммерческих перевозках, грузовиков.

Отдельно определены расценки для всех разновидностей транспортных средств, шасси или прицепов к ним.

Расчет суммы утилизационного сбора в отношении конкретной автомашины производится с учетом коэффициента. Поправка определяется массой, мощностью двигателя, датой производства и другими характеристиками автомашины. Для отечественного внедорожника, выпущенного в 2017 году, с массой, не превышающей две с половиной тонны, базовая ставка умножается на 0,95. А для аналогичных машин, весящих от 2,5 до 3,5 тонн, размер коэффициента – 2.

Утилизационный сбор платится в любом банковском учреждении на территории РФ:

  • в отделениях банков, наличным или безналичным способом;
  • посредством терминалов или банкоматов;
  • с помощью расчетных систем и электронных кошельков.

Оплата подтверждается следующей документацией:

  • платежным поручением, выданным банком по результатам перечисления;
  • чеком, если средства вносились через банкомат или терминал;
  • квитанцией, при онлайн перечислении.

Средства вносятся в российской национальной валюте.

Отметку в ПТС автомобиля о внесении утилизационного сбора проставляет официальный представитель таможенного ведомства или налоговой службы, в зависимости от обстоятельств оформления:

  • для импортных авто, пересекающих границу – таможенной службой;
  • для машин от отечественного производителя или приобретаемых в России от владельца, ранее не уплатившего указанную сумму – налоговым ведомством;
  • при оформлении дубликата в связи с утерей, если соответствующая отметка имелась в оригинале – подразделением ГИБДД, выдающим новый техпаспорт.

Проставляется специальный штамп в графе об особых отметках ПТС. Возможны два варианта:

  • указывается, что платеж произведен, с внесением номера государственной структуры, подтверждающей достоверность данного факта;
  • отмечается, что внесение платежа не требуется, с аналогичным подтверждением и ссылкой на пункт норматива, освобождающий от сбора.

Обратите внимание! Если плательщик освобожден от внесения данной суммы, это обстоятельство необходимо подтверждать документально, с предоставлением соответствующих бумаг и выполнением отметки в техпаспорте авто.

Кроме соответствующего штампа, запись подтверждается росписью ответственного лица и печатью организации, ответственной за контроль уплаты средств.

Имеются исключения, определяющие ряд категорий ТС, для которых уплата государственного утилизационного сбора в России не регламентирована. Освобождаются от платежа автомашины:

  • если их ввоз в Российскую Федерацию производился ранее 2012 года;
  • выпущенные более тридцати лет назад, при условии, что данная техника не задействована в коммерческих перевозках и укомплектована оригинальными номерными узлами;
  • принадлежащие переселенцам или беженцам, получившим указанный статус официальным путем и участвующим в соответствующей государственной программе;
  • произведенные отечественными предприятиями, занимающимися утилизацией самостоятельно, по согласованию с государственными инстанциями и в соответствии с установленными требованиями;
  • состоящие на балансе консульских или дипломатических представительств, обладающих соответствующими привилегиями;
  • ввозимые из стран-участников Таможенного союза с присвоенным статусом продукции данного межгосударственного объединения;
  • попавших на российскую территорию через свободную экономическую зону Калининградской области, проходящих процедуру оформления согласно отдельным законопроектам.

Обратите внимание! Если автовладелец приобретает машину у лица, освобожденного от уплаты утилизационного сбора, ему придется вносить указанную сумму при переоформлении ПТС.

Освобождение от уплаты данного сбора на автомобили в России не распространяется на новых владельцев, не обладающих льготами.

Как рассчитать и заплатить утилизационный сбор

Пользоваться автомобилем с техпаспортом без отметки утилизационного сбора разрешается в пределах двадцати суток. Это период действия транзитных номерных знаков. Если в указанный срок отметка не проставлена, владельца ожидает назначение административного штрафа в сумме от пятисот до восьмисот рублей. Если нарушение выявлено повторно, водителя лишают допуска к управлению авто сроком до трех месяцев со штрафом до пяти тысяч.

Кроме отказа в постановке автомашины на учет, к неплательщику может применяться пеня, в зависимости от периода просроченного платежа.

Чтобы узнать о данном виде платежей подробнее, нужно обратиться к Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления», именно он регламентирует порядок выплат для российских граждан-владельцев автомобилей отечественного и иностранного автопрома. Этот документ был дополнен статьёй 24.1. ещё в 2012 году, который уточнил получателя платежа – государство.

Он может быть получен только 1 раз с любого автовладельца. Этот платёж необходим для компенсации ущерба природе, экологии и человечеству при утилизации машины. То есть деньги будут потрачены на безопасные методы утилизации автомобилей, которые соответствуют экологическим нормам.

В случае с покупкой российского автомобиля или приобретения иномарки у официального дилера, оплату сбора производит завод или продавец. Если же гражданин хочет ввезти машину из-за границы, то заниматься оплатой сбора и сбором документов он будет сам. Оплата сбора будет произведена после процедуры растаможки на границе.

Следующие документы необходимо предоставить ответственному лицу:

  • договор, подтверждающий приобретение автомобиля, несколько копий;
  • паспорт транспортного средства;
  • заполненную форму на оплату;
  • копии документов, подтверждающих данные по заявлению;
  • документ оплаты и его копии.

Если оплачивает сбор не сам владелец автомобиля, то у гражданина должна быть доверенность. Отметка о проведении оплаты будет сделана только после получения денег ФК и проведения проверки предоставленных документов.

Если предыдущий владелец не заплатил утилизационный сбор по каким-либо причинам, то это должен сделать новый владелец после покупки. Чтобы упростить сбор документов и заполнение заявления в налоговом ведомстве, можно сделать это не спеша дома через сайт ФНС. Здесь же предоставляется возможность записи на приём для подачи документов. После внесения платежа вам будет отправлено приглашение на посещение ведомства. С собой необходимо взять вышеуказанный список документов.

После оплаты утилизационного сбора в ПТС будет проставлена отметка. Если данного знака нет, то инспектор ГИБДД может отказать в постановке на учет автомобиля или его перерегистрации на нового владельца. Каждый владелец перед посещением ГИБДД должен проверить эту отметку, если её нет, то придётся позаботиться о сборе документов и оплате положенной суммы.

Если вы приобретаете автомобиль у физического лица, то проверьте, стоит ли данная отметка в паспорте автомобиля. Она находится справа в графе специальных отметок. Существуют ситуации, когда владелец автомобиля может не платить положенную сумму за утилизацию, в этом случае в документе должна быть сделана специальная отметка.

Автомобили, которые пересекли границу России до 2012 года, не имеют такой отметки. В этом случае владелец автомобиля освобождён от оплаты. К отечественным автовладельцам применяется точно такое же правило. Но в этом случае может быть проставлена другая отметка, свидетельствующая об ответственности производителя автомобиля за утилизацию машины в соответствии с требованиями экологической безопасности. Эти отметки могли быть поставлены в ПТС в период 2012-2013 годов.

Чтобы подтвердить данную информацию, можно перейти на сайт Минпромторга, проверить, не был ли производитель исключён из реестра компаний, принявших обязательства по утилизации.

Если отметки нет, то владелец автомобиля должен быть бдительным и проверить, не избежал ли предыдущий хозяин обязанности по уплате сбора. Если сбор подлежит оплате, то это должен сделать новый хозяин.

Какие данные необходимо знать владельцу, чтобы рассчитать сумму платежа по утилизации, разберём далее. Правительство России определило порядок, в соответствии с которым должен быть произведён расчёта и выплаты суммы.

Основой для расчётов становится:

  • показатель базовой ставки;
  • технические показатели и характеристики транспорта в соответствии с ПТС.

Если выплата будет взиматься с физического лица, то за показатель базовой ставки будет принята сумма в 20 000 рублей, если расчёт производится для легкового автомобиля.

Если автомобиль новый, вводится коэффициент 0,1 и 0,15 для автомобиля возрастом более 3-х лет.

Если документов, где указан год производства, нет, то дата будет получена по информации VIN-номера.

Коммерческим автомобилям, автобусам и грузовикам присваивается другая базовая ставка – 150 000 рублей.

Сумма пошлины рассчитывается путём умножения базовой ставки на коэффициент. Чтобы определить коэффициент, который относится к вашему автомобилю, обращаемся к Постановлению Правительства №1291.

Утилизационный сбор в 2020 году

К категориям, которые освобождаются от выплаты, можно отнести:

  • Хозяев ретро автомобилей возрастом более 30 лет с момента производства, если они не используются в коммерческой деятельности, оригинальной или полностью восстановленной комплектации.
  • Дипломатов и членов их семей.
  • Беженцев и переселенцев, которые взяли с собой собственный автомобиль.

До 2014 года предоставлялись льготы гражданам Таможенного Союза, теперь они отменены. Лица, проживающие на территории данных стран, при въезде на территорию России с автомобилем, обязаны внести платёж на общих основаниях.

Если владелец не внёс платёж в федеральную налоговую службу за утилизацию, то санкции к нему применены не будут. Можно не бояться ареста имущества, штрафа, пени или других ограничений. Но сотрудники ГИБДД откажут в постановке на учёт. А так как нарушены правила постановки на учёт, то отказ будет правомерным. Автомобиль можно использовать на территории страны лишь в течение 20 дней, пока срок действия транзитных номеров не истёк. Если после этого пользоваться автомобилем, то инспектор ДПС вправе выписать штраф и лишить гражданина управления сроком на 3 месяца.

Существуют ситуации, когда сбор по ошибке взимается дважды на границе. Такие случаи редки, но случаются. Чтобы вернуть потраченные деньги, необходимо обратиться в следующие организации:

  • ФНС России, если выплата произошла за отечественный автомобиль;
  • в органы таможни, если выплата была за автомобиль, ввезённый из-за границы.

Чтобы вернуть заплаченные деньги, заполняем в соответствующей инстанции заявление на возврат средств, которые были взысканы по ошибке. Бланк заполняется на сайте ФНС или Таможни, а также при личном посещении.

Кроме заявления собираем следующий пакет бумаг:

  • документ, подтверждающий повторную оплату сбора: чек, квитанция, кассовый ордер, платёжное поручение;
  • документ, удостоверяющий личность – паспорт;
  • ПТС и копии;
  • документ, который подтверждает факт первой оплаты утильсбора – ПТС с отметкой или чек об оплате.

В течение 1 месяца сотрудники инстанции обязаны дать обратный ответ по заявлению. Если фактов повторной оплаты недостаточно, основания не подтвердились или же документы собраны неправильно, может быть произведён отказ.

Если срок давности подачи заявления истёк, он составляет 3 года, может последовать отказ по возврату.

Если претензии приняты, то сумма выплаты будет произведена без учёта комиссии и индексации. Перечисление средств происходит на банковский расчётный счёт.

Утилизационный сбор оплачивается один раз в течение жизни автомобиля. Для авто, выпущенных после 1 сентября 2012 года, он автоматически включен в их стоимость. В этом случае утилизация авто для автовладельца (последнего в жизни данного транспортного средства) будет бесплатной.

Если штамп об утилизационном сборе в ПТС отсутствует, оплачивать утилизацию автомобиля придется автовладельцу, который решит сдать свою машину в утиль. Не хотите платить? Пожалуйста, вы можете продать свой автомобиль на вторичном рынке. И тогда эта обязанность (оплачивать утильсбор) перейдет к его новому владельцу.

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Как уже стало понятно, утилизационным сбором в России облагают все автомобили, которые произведены в стране, ввезены в нее, а также те, за которые по каким-то причинам сбор не был уплачен ранее.

При уплате утилизационного сбора информация об этом проставляется в ПТС автомобиля. Им облагаются все типы автомобилей – как легковые, так и грузовые, автобусы, и даже электромобили.

Исключений из общего правила немного: не нужно платить утилизационный сбор в таких случаях:

  • его ввозит в Россию участник программы добровольного переселения соотечественников;
  • автомобиль старше 30 лет и не используется в коммерческих целях;
  • транспортом владеют дипломатические представительства других стран;
  • сбор уже уплатил производитель или прежний владелец.

Что касается суммы утилизационного сбора, она рассчитывается по простой формуле:

УС = БС × К

где:
БС – базовая ставка сбора
К – специальный коэффициент

Базовые ставки определены еще с 2012 года и с тех пор не менялись:

  • для легковых автомобилей (категория M1) – 20 000 рублей;
  • для грузовых автомобилей и автобусов (M2, M3, N1, N2, N3), их шасси и прицепов – 150 000 рублей;
  • для самоходных машин и прицепов к ним – 172 500 рублей.

Величину специального коэффициента нужно искать в Постановлении Правительства от 26.12.2013 года № 1291 – он зависит от категории ТС, объема его двигателя (для легкового авто), возраста (до 3 лет или больше), допустимой максимальной массы (для грузовых авто).

Исходя из этого, рассчитать утилизационный сбор достаточно просто. Например, сбор за ввоз в Россию годовалого китайского Zotye T600 с двигателем объемом 1,5 литра придется заплатить:

20 000 × 8,92 = 178 400 рублей

А если ввезти 5-летнюю Toyota Camry с двигателем объемом 3,5 литра, сбор будет намного больше:

20 000 × 28,5 = 570 000 рублей

Если ввозить авто с двигателем объемом более 3,5 литров, сбор будет таким, что выгоды в такой операции не будет совсем. То же касается и коммерческого транспорта – за 5-летний грузовик придется заплатить больше миллиона рублей, что многих заставит пересмотреть свой выбор в пользу отечественного автопрома.

Выходит, что утилизационный сбор выступает своеобразным барьером против ввоза в Россию относительно старых автомобилей.

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и ��тилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).

Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.

Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:

«Парадокс: деньги, собранные на утилизацию старых автомобилей, фактически направляются субсидиями на производство и поддержание спроса на покупку новых автомобилей.

В США и Японии отлично налажена переработка машин. Так, например, в США около 95% отживших свое автомобилей разбирают и направляют на предприятия. Создатели автомобилей BMW утверждают, что 95% материалов современного BMW в будущем поступит на производство.

В России глубина переработки не столь высока и составляет 60-70%, как раз из-за того, что фактически рентабельность есть только в металле. Поэтому все остальное идёт на свалку.

Переработкой автомобилей на сегодняшний день занимаются компании, осуществляющие заготовку металлолома. Однако цена металла не покрывает расходы по настоящей утилизации автомобилей, в результате которой в переработку вовлекаются и жидкости, и стекло, а также резина, металл, текстиль, дерево. В Европе расходы автоутилизиторов покрываются в том числе и за счёт официально существующей возможности продажи автозапчастей, годных к эксплуатации, после того как машину списали (сняли с учета).
В России такой возможности нет. Государство не участвует в создании инфраструктуры по утилизации списанных автомобилей, и не поддерживает таких утилизаторов.

На практике переработка сводится к банальной разборке, при которой из автохлама достают только пригодное к продаже, а остальное спрессовывают или шредируют. Образуя в результате такой «утилизации» огромные кучи новых отходов».

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.

Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.

В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:

«Каждый год результатом переработки старых автомобилей становится 25 миллионов тонн материалов. В США ежегодно утилизируются 7 000 авто, в Европе – около 8 000 единиц. В России на данный момент существуют восемь предприятий, утилизирующих авто, что говорит об отсутствии централизованной программы переработки транспортных средств в нашей стране.

Процесс утилизации автомобилей проходит в несколько этапов: обесточивание (аккумулятор извлекается и помещается в герметичный контейнер, так как является опасным видом отходов), слив всех жидкостей, снятие неметаллических частей авто, измельчение кузова под прессом. При правильной утилизации транспортного средства получается около 750 килограммов железа, 10-20 килограммов алюминия, 3-5 килограммов меди. В Голландии, например, 85% материалов от утилизированного авто используется для последующего производства.

Алексей Ермилов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр».

Если новый автовладелец не принадлежит к какой-либо из этих категорий граждан, ему придется выплачивать утилизационный после покупки у них автомобиля. Утилизационный сбор введен на территории России с 1 сентября 2012 года.

Он будет взиматься, как с новых, так и с подержанных автомобилей. Расходы по нему производители и импортеры транспортных средств будут закладывать в их стоимость. Связано это, по оценкам аналитиков, с тем, что с 23 августа Россия становится членом ВТО, и это обязывает снижать пошлины, автомобили — не исключение.

Как внести отметку об уплате утилизационного сбора в ПТС через налоговую

Если ПТС на автомобиль отечественного производства выдан в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в паспорте вместо отметки об уплате утилизационного сбора может присутствовать другая – о принятии обязательств по утилизации. Однако в этом случае стоит убедиться в том, что на момент выдачи ПТС производитель не был исключен из реестра организаций, принявших на себя обязательства по утилизации своей продукции.

Рекомендуем прочесть: Европротокол при дтп где взять

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на , на или , мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2020 году необходимо учитывать его с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M 1 , в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Что такое утилизационный сбор, кто и когда должен его оплачивать, порядок расчета сбора для физических и юридических лиц, а также, кто входит в льготные категории лиц, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор – это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

30 июля 2012 г.

в «Российской газете» опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ, которым Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнен статьей 24 1 « Утилизационный сбор».

За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Законодательно определены случаи, когда владелец транспортного средства может быть освобождён от уплаты утилизационного взноса. К таким ситуациям можно отнести следующие случаи:

  1. Транспортному средству более тридцати лет, но при соблюдении условий: автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях и у него должны быть оригинальные запчасти – рама, кузов, двигатель.
  2. Авто находится в распоряжении дипломатического представительства или консульства, включая сотрудников и их семей.
  3. Автомобиль был ввезён в России, как личное имущество граждан, являющихся участниками программы добровольного переселения соотечественников из зарубежных стран.

В первом случае, сбор не подлежит уплате вообще, а в двух последующих будет взиматься с покупателя.

В паспорт транспортного средства или в ПТС ставится специальная отметка, которая указывает об оплате обязательного сбора. В отдельных случаях, данная отметка может отсутствовать. Это возможно в следующих случаях:

  • если ПТС выдан до 01.09.2012 года, либо автомобиль был ввезён в Россию до установленной даты;
  • при приобретении транспортного средства в другом государстве с последующей доставкой до РФ.

В первом случае переживать не стоит, поскольку, обязанность по уплате сбора не возникает. Во втором случае, обязательства по оплате сбора несёт покупатель, как лицо, которое осуществляет ввоз автомобиля на территорию России.

Необходимо помнить, что если в ПТС автомобиля, с которого сбор не взимается, должны быть указаны основания для освобождения от этой выплаты.

Бывают ситуации, когда ПТС на автомобиль отечественного производства был оформлен с 01.09.2012 по 31.12.2013 года включительно. Тогда в ПТС может стоять другая отметка – о принятии обязательств по утилизации.

Чтобы исключить возможные трудности в будущем, потребуется убедиться, что на момент выдачи ПТС, получатель был исключен из реестра организаций, уплачивающих средства на будущую утилизацию транспортного средства. Сведения о данном моменте размещаются на официальном сайте Минпромторга РФ, где особое внимание уделяется именно дате исключения из реестра.

При отсутствии такой метки в ПТС, по оговоренным в законе основаниям, считается, что владелец транспортного средства умышленно избежал внесения утилизационного сбора. В этом случае, оплату должен будет произвести покупатель транспортного средства.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.