Штрафы за непроведение СОУТ: обзор нового письма Роструда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за непроведение СОУТ: обзор нового письма Роструда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Порядок проведения СОУТ регламентирован федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Документ устанавливает, что любой работодатель — как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели — должен в обязательном порядке проводить СОУТ, если рабочее место сотрудника располагается на территории предприятия.

Правило не распространяется на дистанционных и надомных работников, физические лица без статуса ИП и на официально зарегистрированные религиозные организации.

Если в штате компании числится один генеральный директор, то всё зависит от того, какими документами регулируется его работа в организации. Если по решению учредителя он единственный участник организации, СОУТ можно не проводить. Но если генеральный директор работает по трудовому договору, проверку пройти придется.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Законодательство не регулирует стоимость оценки условий труда, её целиком финансирует работодатель.

Итоговая стоимость услуги, как правило, зависит от количества рабочих мест, для которых нужно провести оценку, их территориального расположения и от специфики деятельности организации.

Ориентировочная цена за одно рабочее место в Москве около полутора тысяч рублей. При этом некоторые аккредитованные компании устанавливают минимальный ценовой порог. Даже если СОУТ нужно провести для незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, минимальная стоимость услуги может составить 10 тысяч рублей.

Руководство компании может не знать о том, что ГИТ инициировала проверку и подготовила соответствующее распоряжение. Инспектору достаточно знать ИНН и ОГРН организации для получения доступа к результатам специальной проверки условий труда. Необходимые данные имеются в открытом доступе, публикуются в специальных государственных реестрах и на персональном сайте предприятия.

Информация о СОУТ размещается на портале единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда. Для проверки сведений потребуется ввести в специальное поле ИНН, ОГРН и капчу с картинки о подтверждении того, что вы не робот.

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

Благодаря строгому контролю со стороны государства работодатели стараются соблюдать права работников на безопасную рабочую среду.

Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.

Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.

  • Наименование должности.
  • Марка и название оборудования.
  • Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
  • Сотрудники располагаются в одном помещении.

Тут может возникнуть серьезная путаница. Так, например, старший технолог и технолог по приему сырья могут располагаться в одном кабинете, работать на компьютере одной модели и даже пользоваться одинаковым программным обеспечением, но название должностей – разное. Рабочие места уже не будут считаться аналогичными.

Если же проводить СОУТ в цехе по сборке схем, где работает 10 человек в должности операторов, на одном сборочном оборудовании в одинаковом снаряжении, то рабочие зоны будут считаться идентичными. Для объективной оценки достаточно оценить условия на 20% от всех мест. В данном случае оценке подвергнутся две точки.

Для открытых вакансий специальную оценку условий труда также проводят. Но только при наличии рабочего места и оборудования. При этом для выполнения измерений кто-то из работников, например, мастер цеха, должен запустить оборудование в рабочий режим.

Как правильно провести СОУТ в 2022 году

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Эксперт изучит материалы, после чего приедет на объект, чтобы на практике выполнить диагностику условий труда. На месте будет проведен осмотр производственной зоны, изучены материалы, с которыми взаимодействуют работники, исследовано качество средств индивидуальной защиты. С помощью специальных приборов будут произведены измерения шума, яркости света, концентрации вредных газов и другие замеры. В отдельных случаях проводится опрос сотрудников. Уточняются простые моменты вроде количества рабочих часов в смене, перерывов на обед, технических пауз. Это позволит составить объективную картину нагрузки на специалиста.

Выявлением потенциально опасных факторов и установлением степени вредности производства занимаются специалисты лабораторий, профилирующихся на СОУТ. Они используют специализированное оборудование для диагностики факторов риска, изучения их воздействия на среду и организм человека. Такой специалист собирает полную информацию о производственной зоне.

Существуют 4 класса вредности производства. Для работодателя выгодно, чтобы на его предприятии были зафиксированы только первый и второй класс. Поскольку по результатам СОУТ будут определены гарантии и компенсации для работников с третьим и четвертым классом вредности условий труда. Тем не менее, руководитель заинтересован в достоверной оценке, ведь в случае чрезвычайной ситуации отвечать придется ему.

После официального заключения можно снизить класс или подкласс вредности, если улучшить условия труда согласно выдвинутым комиссией рекомендациям. Однако для этого предстоит выполнить повторную проверку. Тут каждый работодатель выбирает для себя, что ему выгоднее. Потратиться, а потом сэкономить на снижении страховых тарифов на следующие 5 лет, либо оставить все как есть.

После завершения оценочных мероприятий, подрядчик предоставляет руководителю производства протоколы для изучения и согласования. Федеральный закон за номером 451 установил тридцатидневный срок на рассмотрение документации с момента направления.

Если в протоколах и предварительном отчете руководитель не находит спорных моментов и замечаний, то документ необходимо подать на подпись всем членам внутренней комиссии и на утверждение председателем. Важно уложиться в установленные законом сроки.

После утверждения результатов СОУТ следует незамедлительно отправить копию утвержденного отчета в оценщику. Отправку можно осуществить курьером или по почте заказным письмом. Также допускается передача по электронной почте.

Срок завершения специальной проверки условий труда должен строго соблюдаться. Трудовое законодательство установило жесткие рамки с одной целью, чтобы оценка не затягивалась на многие месяцы, а процесс оценивания был прозрачным. Заминка на любом из этапов будет обнаружена, а виновный будет представлен к административной ответственности.

После получения подписанного и заверенного отчета компания-оценщик размещает его в едином реестре на портале Министерства труда и в трехдневный срок направляет уведомление о регистрации отчета по СОУТ заказчику. С этого момента результаты спецоценки вступают в силу.

В результате прохождения СОУТ в реестр ФГИС заносят следующие данные.

  • Полное название организации, аббревиатура может указываться рядом в скобках.
  • ИНН.
  • Регистрационный номер процедуры оценки.
  • Номер рабочего места, количество сотрудников, данные СНИЛС каждого специалиста.

ВАЖНО! Если отчет не был своевременно зарегистрирован в ФГИС, то проверка считается недействительной. В последние годы порядок выполнения СОУТ существенно усложнился, а меры ответственности возросли. Так что не стоит забывать о сроках и обязательствах.

Факт того, что рабочие места в организации или у индивидуального предпринимателя соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, подтверждают не все работодатели. В список компаний и ИП, кто должен сдавать декларацию соответствия условий труда, входят экономические агенты, у которых рабочие места по итогам проведения спецоценки признали:

оптимальными;

допустимыми.

Проверить необходимо абсолютно все рабочие места, где есть вероятность выявления опасных или вредных факторов, включая офисы. Места, где такие факторы не выявлены, и рабочие места с 1 или 2 классом условий включаются в декларацию. Таким способом работодатель сообщает, что его персонал трудится в комфортных условиях. За это он получает возможность платить страховые взносы по сниженной ставке. Обычно проверку проводят сразу на всех рабочих местах, где она требуется.

Декларирование результатов СОУТ отвечает в первую очередь интересам самих работодателей. Они получают возможность уменьшить размер отчислений страховых взносов на работников, для которых созданы безопасные рабочие места, и подтвердить, что они не трудятся в опасных или вредных условиях. Для проверки соответствия этим требованиям есть особый реестр, который ведет Роструд в электронном виде.

Существуют специальности, изначально включенные в списки вредных или опасных профессий, для которых даже самый прогрессивный руководитель не способен уменьшить опасность. Это, например, шахтеры, работники химической промышленности, монтажники-высотники и другие. Для таких специальностей установлены дополнительные тарифы страховых взносов в размере до 8%.

Бланк документа состоит всего из одного листа. Основные требования при заполнении:

обязательно следует указать полное и сокращенное наименование организации-работодателя или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя;

указать адреса в соответствии с уставными документами, а также все необходимые коды (ИНН, ОГРН);

необходимо перечислить наименования должностей или специальностей тех сотрудников, чьи рабочие места декларируются;

указать численность работников на основании данных карты спецоценки;

указать индивидуальные номера рабочих мест на основании карты СОУТ (берутся из 1-й графы перечня служебных мест, на которых проводилась СОУТ);

указать реквизиты экспертного заключения и фамилию эксперта (с инициалами), наименование организации, которая проводила проверку;

поставить дату подачи документа, указать данные руководителя или иного лица, кто ее направил.

После поступления документа трудовая инспекция должна проверить приведенные в нем сведения. На это у нее есть 10 дней. При неправильно заполненной форме или ошибках в приведенных данных отчет о СОУТ вернут. В этом случае работодателю придется пересмотреть правила, как заполняется декларация по специальной оценке условий труда и когда ее надо сдавать, переоформить бланк и направить его на повторную проверку.

Если в организации произойдет несчастный случай, вне зависимости от тяжести его последствий данные спецоценки аннулируют, и работодателю придется провести внеплановый контроль. Если, напротив, условия работы продолжают соответствовать установленным государственным нормативным требованиям и не произошло ни одного несчастного случая (включая профессиональные заболевания), проверка не потребуется.

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Штраф за непроведение СОУТ может составить 80 000 рублей

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

Следом вытекает логичный вопрос «А если изменилось название должности в штатном расписании, нужно ли проводить спецоценку?». Опять же повторюсь, если сотрудник остался работать на том же самом месте, оборудование, инвентарь или офисная техника не изменились, условия труда остались те же, то без специальной оценки условий труда можно обойтись.

Опять же экономия, причем во многих компаниях она может быть существенной. Так вот в компании, которой я работаю, штатку «трясти» любили регулярно, пару – тройку раз в год. Ну не переделывать же каждый раз документы. Для этого готовится акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (желательно на каждую должность отдельный).

По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году

С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.

Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:

  • Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
  • направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
  • в предостережении определяется срок для устранения нарушений.

Если предприятие не исполняет обозначенные в предостережении положения, вводятся санкции административного характера по нормам ст. 5.27.1 КоАП РФ. Работодатели, которые не провели СОУТ, получат шанс исправить ситуацию, не подвергаясь финансовому наказанию.

Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
  • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  1. Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой

  2. Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)

  3. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

  4. Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)

  5. Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)

  6. Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

  7. Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)

  8. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

  9. Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)

  10. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

  11. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

  12. Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

  13. И т.д.

Для минимизации рисков привлечения к административной ответственности работодатель должен ответственно подойти к выбору экспертной организации.

Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение 12 месяцев с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. По закону после этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет, чтобы обеспечить динамический контроль за условиями, в которых осуществляется труд работников.
Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут упростить для себя эту задачу. Федеральный закон № 426-Фз дает им возможность оформить особую декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям. Ее необходимо подать ее в Государственную инспекцию труда. В соответствии с недавними изменениями, внесенными в законодательство, декларация не имеет ограничений по сроку действия, поэтому после ее подачи в ГИТ проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах с оптимальными или допустимыми условиями не нужно. При этом если в компании имеются рабочие позиции с вредными или опасными условиями, для них специальную оценку нужно проводить в стандартном порядке – каждые пять лет.
Однако если в компании форс-мажорная ситуация, угрожающая безопасности персонала, декларация перестанет действовать. В соответствии с частью 5 статьи 11 426-ФЗ в список таких ситуаций входят:

    • Несчастный случай на производстве, произошедший с работником, занимающим рабочее место, указанное в декларации;
    • Выявление у одного из таких работников профессионального заболевания;
    • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда в отношении одного или нескольких таких работников.

В этих случаях действие декларации прекращается, и руководству компании придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке, чтобы не получить серьезные штрафы.

Невыполнение правила о своевременном выполнении СОУТ повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие СОУТ составит:

  • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за невыполнение СОУТ может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
  • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за невыполнение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
  • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ нарушение будет считаться повторным, если оно было совершено в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу постановления о первом административном правонарушении.

Штраф за непроведение СОУТ: нюансы

Штраф за невыполнение СОУТ – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за невыполнение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за специальную оценку условий труда за каждое рабочее место. Соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров, которые складываются из отдельных штрафов за нарушения, допущенные на каждом рабочем месте.
Нарушением порядка проведения спецоценки будет считаться любое несоблюдение правил, определенных положениями федерального закона № 426-ФЗ, включая:

  • поручение работ по проведению спецоценки неаккредитованной организации, то есть компании, которая не внесена в реестр Минтруда в качестве уполномоченного учреждения, имеющего право проводить СОУТ;
  • отсутствие на предприятии комиссии по СОУТ, которая должна определить список рабочих мест, подлежащих контролю, и указать, какие из них будут аналогичными в соответствии с нормами действующего законодательства;
  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда либо нарушение сроков такого информирования, которые в соответствии со статьей 15 426-ФЗ составляет 30 календарных дней;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации либо нарушение сроков размещения этих данных, которые в соответствии с тем же разделом федерального закона также составляет 30 календарных дней;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы. Отметим, что в соответствии с нормами действующего законодательства направлять эти данные должна организация, проводившая СОУТ. Однако если по каким-то причинам она не выполнила эту задачу, обязанность по предоставлению соответствующей информации в Федеральную государственную систему учета результатов СОУТ (ФГИС) возлагается на работодателя;
  • другие проступки.

Таким образом, штрафы за неразмещение результатов СОУТ на сайте, которое многие работодатели считают незначительным нарушением, могут достигать 200 тысяч рублей, если такой проступок был совершен повторно.

Пока денежные взыскания и другие виды ответственности за несоблюдение правил проведения спецоценки налагаются преимущественно специалистами Государственной инспекции труда при проведении плановых и внеплановых проверок выполнения трудового законодательства. Однако Роструд уже предупредил работодателей о том, что в ближайшем будущем эта система начнет действовать автоматически.
Технические возможности для этого действительно есть. Ответственные органы будут проводить сопоставление данных из Федеральной системы учета результатов СОУТ (ФГИС), а также баз данных о регистрации новых компаний и других информационных ресурсов. Это позволит быстро выявлять организации, которые были зарегистрированы более 12 месяцев назад, но так и не провели спецоценку. В результате к таким компаниям будут применяться автоматические штрафы СОУТ, а избежать наказания станет практически невозможно. Поэтому предприятиям рекомендуется уделять особое внимание выполнению требований 426-ФЗ.

Общий порядок выполнения спецоценки условий труда на предприятии сейчас выглядит так. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права. Такое условие прописано в законодательстве, чтобы исключить возможность злоупотреблений на этой почве: например, не дать работодателям возможности указать, что рабочие места с вредными условиями труда относятся к категории оптимальных или допустимых.

Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру проверки условий труда, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

Теперь организация, которая будет проводить спецоценку на предприятии, обязана передать сведения об этом в Федеральную государственную систему уже после подписания договора с заказчиком – то есть до начала работ. Это нужно сделать не позже, чем через 5 рабочих дней после оформления договора. Помимо сведений о самом факте о планируемой спецоценке, исполнитель также сообщает уполномоченному ведомству название организации, где будут проводиться работы, ее реквизиты – ИНН и ОГРН, численность сотрудников предприятия, номера рабочих мест, подлежащих спецоценке, и СНИЛС занимающих их работников.

После получения соответствующих данных система автоматически присваивает заявке идентификационный номер, после чего исполнитель может приступать к выполнению работ. О факте получения этого номера организация, которая будет проводить проверку условий труда на предприятии, обязана сообщить его руководству за три 3 рабочих дня со даты его присвоения.

Состав сведений, которые должен содержать отчет по спецоценке, и форма их фиксации по-прежнему утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Однако в 2022 году включению в отчетную документацию также подлежат замечания и предложения работников, которые не вполне согласны с полученными результатами.

В дополнение к этому новый порядок, установленный федеральным законодательством, предусматривает, что организация, проводящая спецоценку, должна использовать только определенные методики и методы. Они реализуются с применением средств измерений установленного типа, прошедших поверку. Если работа компании будет осуществляться с нарушением действующих требований, ее деятельность будет приостановлена до их устранения.

В связи с изменениями, внесенными в правила проведения специальной оценки условий труда, работодателю предоставляется право требовать от исполнителя информации о передаче данных о планируемой процедуре во ФГИС. Помимо этого, теперь датой окончания этой процедуры становится не дата утверждения отчета работодателем, а дата внесения сведений о ней в Федеральную информационную систему.

Это значит, что теперь работодатель вправе использовать результаты спецоценки для целей, установленных законодательством, только после отражения данных во ФГИС. При этом, однако, если эти сведения содержат государственную тайну или по иной разрешенной законом причине не могут быть переданы уполномоченному органу, результаты процедуры могут быть использованы с даты утверждения работодателем отчета. Например, это касается сроков наступления даты следующей спецоценки.

Декларация СОУТ 2022: новая форма и порядок подачи

Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, в рамках которых выявляют вредные и/или опасные факторы производственной среды и трудового процесса (далее — ВОПФ) на рабочих местах и оценивают, каким образом они воздействуют на персонал компании. По результатам проведенной процедуры устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. При выявлении ВОПФ сотрудникам назначают льготы и компенсации. Также по итогам СОУТ составляется план рациональных мероприятий, задача которого улучшить трудовые условия.

Чтобы проверить, прошла организация специальную оценку условий труда или нет, инспектору надзорных органов совсем не обязательно лично посещать предприятие. Он может это сделать самостоятельно на сайте Минтруда — данная информация находится в общем доступе. Для этого потребуется всего 2 документа: ИНН и ОГРН.

Для того чтобы процедура прошла грамотно и без лишних финансовых затрат, важно понимать алгоритм действий. Порядок проведения строго регламентирован законодательством, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». При этом стоит отметить, в указанный документ часто вносятся изменения и дополнения. Если у вас нет времени и желания отслеживать все корректировки и вникать в тонкости процедуры, предлагаем воспользоваться уже готовым пошаговым алгоритмом.

Итак, чтобы провести СОУТ, следует:

  1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению спецоценки. В документе прописывается ее состав, порядок ее деятельности.
  2. Утвердить перечень рабочих мест. Их определение — зона ответственности созданной работодателем комиссии.
  3. Издать приказ об утверждении графика проведения спецоценки. Первые три пункта условно можно назвать подготовительным этапом. При этом стоит отметить, что он занимает немало времени, поэтому, чтобы процедура проведения спецоценки не затягивалась, рекомендуем заранее подготовить все необходимые документы, которые могут потребоваться специализированной организации.
  4. Заключить с организацией по СОУТ гражданско-правовой договор на проведение спецоценки. Эта компания обязательно должна иметь официальную аккредитацию. Проверить эту информацию можно на сайте Минтруда России.
  5. Передать оценивающей организации необходимые сведения, документы и информацию, которая характеризует трудовые условия на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
  6. Утвердить результаты идентификации ВОПФ, определить степени вредности.
  7. Утвердить отчет, подготовленный специализированной организацией.
  8. Сообщить организации, проводящей специальную оценку, о том, что отчет о СОУТ утвержден.
  9. Подать декларацию соответствия.
  10. Ознакомить работников с отчетом о проведении спецоценки под роспись.
  11. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России.
  12. Применить результаты специальной оценки условий труда (СОУТ).

Далее расскажем о каждом этапе более подробно.

Основная задача экспертной организации — определение реального класса трудовых условий сотрудников. СОУТ проводится для всех мест, которые подлежат специальной оценке. Полученные при проведении процедуры результаты оформляются в отчет. Он заносится в специальную систему учета на сайте Минтруда. Также с ним должны быть ознакомлены все сотрудники. Информирование осуществляется под подпись работников, которой они подтверждают, что ознакомлены с параметрами своего рабочего места и согласны на выполнение должностных обязанностей.

Работодатель обязан предоставить эксперту все необходимые документы и заключения, которые имеются на предприятии, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ). Рекомендуется перед началом проведения процедуры подготовить следующую информацию:

  • штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
  • список контингентов на медосмотр;
  • результаты производственного контроля рабочих мест;
  • список сотрудников, которые получают гарантии и компенсации;
  • сведения о СНИЛС всего персонала организации;
  • перечень оборудования, машин, инструментов на каждом рабочем месте;
  • продолжительность трудового дня;
  • график работы;
  • должностные инструкции на каждого сотрудника и другие данные в случае необходимости.

В случае отсутствия каких-либо документов, специалист оценивающей организации обследует рабочее место, осматривает его в процессе выполнения работником должностных обязанностей, беседует с сотрудником. Работодатель обязан обеспечить эксперту беспрепятственный доступ к рабочему месту и предоставить возможность общения с работником.

Данная процедура — зона ответственности организации-оценщика. Однако, работодателю также полезно иметь представление о данном этапе СОУТ для лучшего понимания проводимых на его предприятии мероприятий.

Для того, чтобы идентифицировать ПОВФ, эксперты-оценщики собирают информацию, исследуют рабочие места, отмечают потенциальные источники опасности (вибрации, шум, пыль и т. д.) и проводят замеры. Для этого используется специальное оборудование. При этом нужно присутствовать одному из членов комиссии по СОУТ.

После этого специалист определяет факторы производственной среды и трудового процесса и сопоставляет их с теми, что указаны в классификаторе. Он содержится в Приложении 2 Приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. В случае совпадения факторов, они признаются идентифицированными. Эксперт заносит результаты в протокол, который утверждает комиссия (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ).

При проведении процедуры эксперт обязательно учитывает:

  • оборудование, материалы и сырье, которые используются на предприятии;
  • результаты, которые были получены при предыдущих СОУТ;
  • были ли зафиксированы случаи получения травм на производстве или диагностирования профессионального заболевания;
  • мнения сотрудников, рабочие места которых подлежат спецоценке. При этом руководство компании не имеет права оказывать давление как на своих сотрудников, так и эксперта или суживать круг его интересов.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ и пунктом 11 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:

  • сотрудники которых имеют право на досрочное назначение пенсионных выплат по старости;
  • где персоналу в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых уже ранее были официально установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Эти исключения понятны — изначально известно, что на таких рабочих местах есть ВОПФ.

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ). Используя полученные результаты исследований и измерений, эксперт по оценке СОУТ классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности или опасности по четырем классам (подклассам):

  1. Оптимальный. Условия труда сотрудников на рабочих местах считаются безопасными.
  2. Допустимый. Воздействие негативных факторов полностью компенсируется во время полноценного послетрудового отдыха.
  3. Вредный. Эксперт выявил факторы, которые могут спровоцировать развитие профзаболевания.
  4. Опасный. На рабочих местах существует опасность для здоровья или потенциальная угроза для жизни.

Влияют ли на что-то присвоенные классы (подклассы)? Да, от них зависят следующие моменты:

  • Должен ли будет работодатель осуществлять страховые взносы за сотрудников по дополнительному тарифу. Их размер может быть от 2% до 8%.
  • Придется ли компании предоставлять персоналу дополнительные льготы и компенсации.
  • Требуется ли обеспечить сотрудников СИЗ и СКЗ.
  • Должен ли будет работодатель предоставлять персоналу молоко и другие равноценные пищевые продукты.
  • Требуется ли проведение процедур, которые должны улучшить трудовые условия на производстве.

Современное законодательство гарантирует следующие льготы и компенсации:

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Данная процедура пришла на смену сертификации рабочих мест. Она регулируется статьей 11 Федерального закона № 426-ФЗ и предоставляет нанимателю ряд выгод, позволяя снизить размер страховых взносов за сотрудников, которые выполняют трудовые функции в оптимальных и допустимых условиях труда. Декларация содержит сведения о результатах проведения специальной оценки и подтверждает, что на определенных рабочих местах нет воздействия ВОПФ и они признаны оптимальными или допустимыми.

Безусловно, существуют специальности, которые изначально входят в группу повышенного риска, и уменьшить уровень их опасности невозможно. Для таких сотрудников подобные льготы неприменимы.

Нельзя декларировать рабочие места, для которых предусмотрены:

  • досрочный выход на пенсию;
  • гарантии и компенсации (доплата, сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск) за работу, где существует ВОПФ.

Не декларируются рабочие места по видам деятельности, которые входят в перечень вредных и опасных профессий (Приложение N 1 к постановлению Госкомтруда СССР N 298/П-22, Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991)).

Декларация составляется строго по регламентированной форме (Приложение № 1 Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н). При некорректном заполнении документ возвращается своему отправителю. На это у проверяющей инстанции есть 10 рабочих дней. При возврате документа следует оперативно внести соответствующие изменения и вновь отправить его.

Обратите внимание! До 1 мая 2016 года компания должна была обозначить в декларации только тот факт, что ВОПФ отсутствуют. Из этого следует, что по результатам измерений, которые были проведены до указанной даты, условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, нужно направить подать в ГИТ уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Как правило, организации, которые проводят СОУТ, берут на себя заполнение декларации. Если же вам приходится это делать самостоятельно, целесообразно ознакомиться с таким документом, как письмо Минтруда (Письмо от 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724), а также разъяснениями к нему.

Документ следует предоставить в территориальный орган Государственной инспекции труда. Главное — уложиться в отведенный период времени, в противном случае можно получить штраф в размере до 80 тыс. рублей. На подачу документа дается 30 рабочих дней. Точка отсчета — день, когда отчет зарегистрирован в реестре Минтруда.

Уведомить надзорные органы можно несколькими способами:

  • В электронном виде через интернет. Для этого нужно зайти на сайт Роструда. На ресурсе вы можете ознакомиться с детальным алгоритмом заполнения документа, а также скачать образец. Данный способ подачи декларации доступен при наличии квалифицированной электронной цифровой подписи или подписи с использованием крипто-про.
  • Отправив заказное письмо почтой. Обязательно нужна опись вложения и уведомление о вручении.
  • Лично посетив отделение.

Обратите внимание на нюансы при подаче документа через почту или интернет. Он должен попасть в почтовое отделение до 23:59 крайнего дня срока. В этом случае обращение будет считаться поданным вовремя.

При подаче декларации в электронном виде, временем подачи будет считаться момент, когда документ поступит в информационную систему.

Инспектор Минтруда должен рассмотреть предоставленную вами декларацию в течение 10 рабочих дней. Если инстанция принимает документ, содержащиеся в нем сведения вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда через 15 дней после регистрации.

Посмотреть информацию о всех декларациях можно, посетив официальный ресурс Федеральной службы труда и занятости.

С 1 марта 2022 года, если по результатам специальной оценки условий труда работы будут признаны опасными, их приостанавливают. То есть, продолжать их запрещено.

Такая приостановка длится до снижения класса условий труда по разработанному плану мероприятий. Этот план согласовывают с первичным профсоюзом (при его наличии) и копию направляют в государственную инспекцию труда (ГИТ).

Сотрудникам, занятым на таких работах, на весь период приостановки необходимо предоставить другую работу либо сохранить на время простоя должность и зарплату.

Из данного нововведения есть исключение – работы по устранению последствий ЧС.

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России, об административной ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда и сообщает следующее.

Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, установлена статьёй 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП).

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Порядок проведения СОУТ регламентирован федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Документ устанавливает, что любой работодатель — как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели — должен в обязательном порядке проводить СОУТ, если рабочее место сотрудника располагается на территории предприятия.

Правило не распространяется на дистанционных и надомных работников, физические лица без статуса ИП и на официально зарегистрированные религиозные организации.

Если в штате компании числится один генеральный директор, то всё зависит от того, какими документами регулируется его работа в организации. Если по решению учредителя он единственный участник организации, СОУТ можно не проводить. Но если генеральный директор работает по трудовому договору, проверку пройти придется.

Законодательство не регулирует стоимость оценки условий труда, её целиком финансирует работодатель.

Итоговая стоимость услуги, как правило, зависит от количества рабочих мест, для которых нужно провести оценку, их территориального расположения и от специфики деятельности организации.

Ориентировочная цена за одно рабочее место в Москве около полутора тысяч рублей. При этом некоторые аккредитованные компании устанавливают минимальный ценовой порог. Даже если СОУТ нужно провести для незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, минимальная стоимость услуги может составить 10 тысяч рублей.

Есть и свои лайфхаки для снижения цены за СОУТ. Например, можно провести тендер среди аккредитованных компаний. В таких условиях контрагенты могут снизить стоимость своих услуг, чтобы не упустить входящий заказ.

После того, как компания приняла решение о проведении СОУТ на своих рабочих местах, работодатель должен сформировать комиссию по специальной оценке и утвердить график её проведения. В комиссии должно быть нечетное количество человек, а возглавлять её должен работодатель или его представитель. Она определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.

После выбора контрагента с ним заключают договор. Затем в течение пяти дней он обязан предоставить в федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) данные о компании, в которой проводит СОУТ, а взамен получить идентификационный номер, который он обязан сообщить заказчику.

Во время проверки провайдер выявит вредные и опасные производственные факторы, которые в дальнейшем измерит эксперт. Все данные фиксируются в отчете, под которым должны подписаться все члены комиссии, а председатель — его утвердить, заполнить гриф «утверждаю» на титульном листе.

В случае если один из членов комиссии не согласен с результатами, он имеет право изложить мотивированное особое мнение в письменной форме, которое прилагается к отчету.

Обратите внимание, что утвердить отчет нужно не позднее 30 календарных дней после того, как экспертная организация направила его в компанию.

После утверждения отчета заказчик должен сообщить провайдеру дату утверждения и отправить ему копию утвержденного отчета заказным письмом или в форме электронного документа с УКЭП. Также в течение 30 дней необходимо ознакомить работников с результатами процедуры, причем сотрудник должен внести в Карту СОУТ свою подпись и дату.

Информация об оценке должна появиться и на сайте компании. После проведения проверки и утверждения отчета экспертная организация в течение десяти рабочих дней подаст сведения об оценке в ФГИС. Она обязана сообщить об этом работодателю.

В течение 30 рабочих дней со дня внесения этих сведений в ФГИС, работодатель обязан подготовить декларацию рабочих мест и подать их в трудовую инспекцию. На этом работа по СОУТ заканчивается.

СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

Итоговый отчет отправляется в трудовую инспекцию, которая на его основании регистрирует присвоенный класс вредности или опасности в официальном реестре.

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
для ответственных работников или ИП для предприятий
Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2021 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

В первую очередь специалист кадрового подразделения должен ознакомить сотрудников организации с результатами спецоценки рабочих мест. В том числе кадровик информирует работников:

  • об условиях труда, в которых придется работать;
  • полагающихся льготах и компенсациях;
  • возможных рисках и средствах индивидуальной защиты.

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2022 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2022 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2022года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.