Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории РФ;

  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

    Федеральные, региональные и местные налоги

    Налоговой базой является:

    • количество добытых полезных ископаемых при добыче:

      • нефти

      • природного газа

      • газового конденсата

      • угля

      • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

    • стоимость добытых полезных ископаемых.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

    Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

    • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

    • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

    • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

    Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

    По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

    Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

    Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

    Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

    Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

    Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

    Налог на добычу полезных ископаемых

    Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

    Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

    Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
    Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

    В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

    Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

    Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

    Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

    Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

    НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

    Они учитываются согласно:

    • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
    • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

    В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

    Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

    Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

    Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

    При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

    Лицензии недропользователям выдаются для:

    • геологического изучения недр;
    • добычи полезных ископаемых;
    • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    • образования особо охраняемых объектов.

    Для получения лицензии компания должна направить заявку в администрацию субъекта РФ, а затем — заявку на участие в аукционе после официального опубликования извещения о его проведении.

    Заявка подписывается руководителем и заверяется печатью. После получения письменного извещения в течение пяти рабочих дней о допуске к участию в аукционе заявители вносят задаток в размере 100 процентов стартового размера разового платежа за пользование недрами, указанного в извещении об аукционе.

    При разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.

    Так, согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:

    • добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;

    • дробление и измельчение декоративного и строительного камня;

    • добычу, дробление и измельчение известняка.

      Заметим, что понятие «полезное ископаемое», применяемое для целей налогообложения, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании.

      Так, добытый уголь может содержать примеси (пустые породы). В целях налогообложения учитывается количество продукции (уголь плюс примеси), в то время как на госбалансе указывается количество чистого угля.

      Сам Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» этого понятия не дает. Но его можно найти в Положении о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса (утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09.07.1997 № 122). Здесь установлен перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе и списываются с него.

      А, исходя из пунктов 1 и 3 статьи 337 НК РФ, полезным ископаемым признается:

      • продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая определенному стандарту качества, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации;

      • продукция — результат разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ и перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ.

      Как видите, в определении полезного ископаемого для целей налогообложения ключевым является слово «продукция». Но не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

      Из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, которые отличаются друг от друга и которые при налогообложении НДПИ могут выступать самостоятельными объектами.

      Тем не менее, НК РФ не дает указаний о конкретном виде продукции, признаваемой полезным ископаемым. Так, при добыче угля могут производиться различные виды продукции в зависимости от того, осуществляются операции по обогащению и (или) агломерации или нет. То же касается, например, известняка, из которого может быть произведен щебень.

      Объектом налогообложения НДПИ признаются добытые полезные ископаемые (ст. 336 НК РФ):

      • добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);

      • извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

      • добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

      Основные виды добытых полезных ископаемых перечислены в статье 337 НК РФ. Среди них:

      • уголь и горючие сланцы;

      • торф;

      • углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов);

      • товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения;

      • полезные компоненты комплексной руды;

      • горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.);

      • горнорудное неметаллическое сырье;

      • битуминозные породы;

      • сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.);

      • неметаллическое сырье, используемое преимущественно в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни);

      • кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.);

      • природные алмазы и другие драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

      • концентраты и другие полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;

      • соль природная и чистый хлористый натрий;

      • подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды;

      • сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий) и др.

      Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду. Ее определяют отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении отдельных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

      Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

      Чем же следует руководствоваться, чтобы признавать добываемый материал или результат его обработки полезным ископаемым, объектом обложения НДПИ?

      В комментируемом письме ФНС дает ссылки на письма Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 № 03-12-11/1/74333, а также Определение ВС РФ от 30.05.2018 № 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017.

      Из этих документов следует, что полезным ископаемым не всегда признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.

      Таким образом, при определении вида добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.

      Пример. Является ли щебень полезным ископаемым.

      Щебень относится к продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Однако в случае, когда он получается путем обработки добытого другого полезного ископаемого (камня строительного, гравийно-валунной смеси), он может быть отнесен к добываемым полезным ископаемым.

      Ситуация 1

      Предположим, щебень получен из камня строительного. Сам камень строительный отвечает понятию полезного ископаемого, указанному в пункте 1 статьи 337 НК РФ, так как содержится в минеральном сырье (горная масса порфиритов) и добывается в результате первичной обработки данной горной массы путем буровзрывных работ и доведения до определенных размеров.

      Если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня, а операции по первичной обработке строительного камня в соответствии с ОКВЭД относятся к добывающей промышленности, то щебень будет признаваться объектом обложения НДПИ (см. письмо Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36).

      Ситуация 2

      Щебень получен из гравийно-валунной смеси. Фирма в соответствии с лицензией осуществляет добычу гравия. Добытая гравийно-валунная смесь является результатом разработки месторождения и первой товарной продукцией, соответствующей по своему качеству стандарту организации. Реализуемый компанией щебень получен в результате дальнейшей переработки (технологического передела) добытой гравийно-валунной смеси. Объектом обложения НДПИ он не является (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2007 № Ф03-А73/07-2/3748, Определение ВАС РФ от 04.02.2008 № 1120/08).

      Налоговые ставки по НДПИ бывают:

      • Адвалорные — ставка исчисляется в процентах от стоимости добытой налоговой базы

      • Специфические — ставка исчисляется в рублях за тонну, определяется как количество добытых полезных ископаемых

      Также есть льготная налоговая ставка в 0 рублей. Она применяется в ряде случаев, например при добыче попутного газа, остаточных запасов пониженного качества, минвод, которые используются в лечебных или курортных целях и т. д.

      Федеральные, региональные и местные налоги в 2022 году

      При определении расчётной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

      1. Прямые расходы:
      2. Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учётной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

      3. Косвенные расходы:
      4. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

        Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

      Для определения расчётной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

      Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

      Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиком за каждый отдельно взятый период (не нарастающим итогом) в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

      Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

      Налоговая ставка – твердая, умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс).

      Налоговая ставка, установленная для газового конденсата, умножается также на корректирующий коэффициент Ккм.

      При расчете налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя Еут и коэффициента Кс суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг).

      Налоговая ставка — специфическая, в рублях за 1 тонну в зависимости от вида (антрацита, угля коксующегося, угля бурого и иного угля).

      Ставки корректируются на:

      • Коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал, и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал.
      • Коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

      Коэффициенты-дефляторы определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Статьей 343.1 НК РФ предусмотрено уменьшение налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. По своему выбору налогоплательщик может учесть указанные расходы как налоговый вычет по НДПИ либо учесть их при исчислении налога на прибыль организаций.

      Предельная величина налогового вычета рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр, и коэффициента Кт, определяемого в соответствии со статьей 343.1 НК РФ.

      Значение коэффициента Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.

      Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

      В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НК РФ).

      Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учёт по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица.

      Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать

      Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

      Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены исключительно для угля. Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причем для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффиицент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

      Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

      Что такое НДПИ простыми словами – это главная статья расходов нефтегазового бизнеса. За каждую тонну добытой продукции должны выплачивать государству определенную сумму. Все деньги отправляют в федеральный бюджет.

      Отвечая на вопрос, НДПИ – какой налог федеральный или региональный, то можно сказать, что налог НДПИ – это прямой федеральный налог, который взимается с недропользователей. Он является основным инструментом налогообложения добывающих отраслей.

      Общая характеристика налога на полезные ископаемые показывает, что с его помощью средства за использование природных богатств перераспределяют и направляют в пользу граждан и всей страны.

      Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:

      • работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
      • используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
      • добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.

      Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.

      Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

      Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

      Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

      • добытые на территории России;
      • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
      • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

      Не облагаются:

      • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
      • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
      • минералы в коллекции;
      • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
      • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

      Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

      • в процентах (адвалорная);
      • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

      Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

      Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

      • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
      • попутному газу;
      • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
      • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
      • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
      • подземным водам для полива сельхозкультур;
      • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
      • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

      Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

      По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

      С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

      Все ставки выражены в процентах и рублях. К некоторым из них применяют коэффициенты. Ставка зависит от:

      • колебания цен;
      • способа и уровня сложности добычи;
      • характеристик территории, на которой находится месторождение;
      • колебаний цен на мировом рынке;
      • степени выработанности месторождения.

      Все коэффициенты действуют для определенных видов природных богатств. Они имеют конкретное значение или рассчитываются дифференцировано. Первые меняются в течение года.

      Ставка НДПИ может снижаться:

      • если предприниматель за собственные средства ищет месторождения (ведети геологоразведку полезных ископаемых). В этом случае показатель ниже на 30%;
      • при добыче в Магаданской области налог ниже на 40%. Но это не относится к углеродным и общераспространенным ископаемым.

      Ставки, выраженные в процентах, или адвалорные определяют стоимость полученной из недр земли продукции. Налог на добычу полезных ископаемых ставка а в рублях – это специфические ставки за количество добытого.

      Справка: Адвалорные ставки — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров.

      Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.

      Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:

      • для платежей — 25-му числу (ст. 344);
      • для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).

      Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

      С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2021 году и в 2021 году, будут такими:

      Период уплаты и отчета Срок уплаты НДПИ в 2020-2021 годах Срок сдачи декларации по НДПИ в 2020-2021 годах
      Сентябрь 2020 26.10.2020 02.11.2020
      Октябрь 2020 25.11.2020 30.11.2020
      Ноябрь 2020 25.12.2020 31.12.2020
      Декабрь 2020 25.01.2021 01.02.2021
      Январь 2021 25.02.2021 01.03.2021
      Февраль 2021 25.03.2021 31.03.2021
      Март 2021 26.04.2021 30.04.2021
      Апрель 2021 25.05.2021 01.06.2021
      Май 2021 25.06.2021 30.06.2021
      Июнь 2021 26.07.2021 02.08.2021
      Июль 2021 25.08.2021 31.08.2021
      Август 2021 27.09.2021 30.09.2021
      Сентябрь 2021 25.10.2021 01.11.2021
      Октябрь 2021 25.11.2021 30.11.2021
      Ноябрь 2021 27.12.2021 31.12.2021

      На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

      При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

      Определение расчетной стоимости осуществляется с учетом:

      1. Прямых расходов. Ими называют все траты на оплату труда, использование средств для добычи, размеры страховых взносов.
      2. Косвенных расходов. Это средства, потраченные на ремонт техники, освоение природных ресурсов, ликвидацию основных средств, которые выводятся из эксплуатации, консервацию и расконсервацию производственных мощностей и прочие.

      Чтобы получить данные о показателе, нужно из общего размера расходов выделить ту часть, которая соответствует добыче определенного вещества.

      1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются: 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;

      2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

      3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

      2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения: 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

      2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

      3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

      4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

      5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

      6) метан угольных пластов.

      1. В целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

      Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

      2. Видами добытого полезного ископаемого являются: 1) горючие сланцы;

      1.1) уголь (в соответствии с классификацией, установленной Правительством Российской Федерации): антрацит;

      уголь коксующийся;

      уголь бурый;

      уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;

      2) торф;

      3) углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;

      газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей настоящей статьи переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки;

      газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее — попутный газ);

      газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;

      метан угольных пластов;

      4) товарные руды: черных металлов (железо, марганец, хром);

      цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);

      редких металлов (литий, рубидий, цезий, бериллий, стронций, кадмий, скандий, редкоземельные металлы (иттрий, лантаноиды (лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций), индий, таллий, галлий, титан, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, висмут, селен, теллур, рений), образующих собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами;

      многокомпонентные комплексные руды;

      5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

      6) горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);

      6.1) горно-химическое сырье, содержащее металлы (апатит-штаффелитовые, апатит-магнетитовые, маложелезистые апатитовые руды);

      7) горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);

      8) битуминозные породы (за исключением указанных в подпункте 3 настоящего пункта);

      9) редкие металлы, являющиеся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах;

      10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);

      11) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);

      12) природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

      13) полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, в том числе: лигатурное золото (сплав золота с химическими элементами, шлиховое или самородное золото), соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;

      концентраты.

      При этом под добычей драгоценных металлов в целях настоящей главы понимаются извлечение минерального сырья, содержащего такие металлы, из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений и последующая его первичная переработка с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией на разработку соответствующего месторождения полезных ископаемых и (или) первичную переработку минерального сырья, содержащего драгоценные металлы;

      14) соль природная и чистый хлористый натрий;

      15) подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

      16) сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

      17) извлекаемые полезные компоненты (за исключением редких металлов), являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых.

      Что считать полезным ископаемым для НДПИ

      1. При соблюдении условий, установленных настоящей статьей, коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (КПОДЗ), принимается равным: 1) 0,1 при добыче кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом составляют более 90 процентов балансовых запасов руд черных металлов на этом участке недр.

      В целях настоящего подпункта используется показатель балансовых запасов руд черных металлов, утвержденных в установленном порядке, определяемый как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года;

      2) 1 при добыче кондиционных руд черных металлов на участке недр, не соответствующем критерию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта.

      1. При соблюдении условий, установленных настоящей статьей, коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (КД), принимается:

      1) утратил силу.

      2) равным 0,2 — при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья с утвержденным показателем проницаемости не более 2•10-3мкм2 и эффективной нефтенасыщенной толщиной пласта по указанной залежи не более 10 метров;

      3) равным 0,4 — при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья с утвержденным показателем проницаемости не более 2•10-3мкм2 и эффективной нефтенасыщенной толщиной пласта по указанной залежи более 10 метров;

      4) равным 0,8 — при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к продуктивным отложениям тюменской свиты в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых;

      5) равным 1 — при добыче нефти из прочих залежей углеводородного сырья, характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в подпунктах 2 — 4 настоящего пункта.

      1. При соблюдении условий, установленных настоящей статьей, коэффициент, характеризующий особенности добычи редких металлов (КРМ), принимается равным: 1) 0,1 при добыче руд редких металлов (литий, бериллий, скандий, иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций, германий, ниобий, тантал, рений), образующих собственные месторождения, редких металлов, указанных в настоящем подпункте, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах;

      2) 1 при добыче руд редких металлов и редких металлов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

      1. Коэффициент ККС определяется по следующей формуле:

      ККС = 0,038 x (СКС / ОКС) + РКС, где СКС — стоимость добытой руды за налоговый период, определяемая в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса;

      ОКС — количество в тоннах добытой руды за налоговый период;

      РКС — величина, которая принимает следующие значения:

      0 — в случае, если в налоговом периоде в отношении налоговой ставки, установленной подпунктом 1 пункта 2 статьи 342 настоящего Кодекса, применяется рентный коэффициент КРЕНТА, равный 1, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 342.8 настоящего Кодекса;

      24,3 — в иных случаях.

      1. Налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном настоящей статьей, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

      Порядок признания расходов, указанных в настоящем пункте, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.

      2. Предельная величина налогового вычета, применяемого в соответствии с настоящей статьей, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента КТ, определяемого в порядке, установленном настоящей статьей.

      3. Коэффициент КТ определяется для каждого участка недр в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, с учетом степени метанообильности участка недр, на котором осуществляется добыча угля, а также с учетом склонности угля к самовозгоранию в пласте на участке недр, на котором осуществляется добыча угля. Значение коэффициента КТ, рассчитанное в соответствии с настоящей статьей для каждого участка недр, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения. Значение коэффициента КТ не может превышать 0,3.

      4. В случае, если фактическая сумма расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, превышает предельную сумму налогового вычета, определенную в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, сумма такого превышения учитывается при определении налогового вычета в течение 36 налоговых периодов после налогового периода, в котором такие расходы были осуществлены (понесены) налогоплательщиком.

      5. В налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации): 1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 настоящего Кодекса;

      2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

      3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

      Что такое НДПИ. Объясняем простыми словами

      В настоящее время платежи за пользование природными ресурсами подразделяются на:

      • на налоговые платежи и сборы;
      • неналоговые доходы бюджета.

      К первым в соответствии с положениями НК РФ можно отнести: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, а также земельный налог местного уровня. Кроме того, для целей привлечения иностранных инвесторов к разработке месторождений полезных ископаемых законодательством предусмотрен специальный налоговый режим — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, согласно которому инвестором подлежит уплате только часть налогов и сборов.

      Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.

      НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.

      Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и

      Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.

      На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.

      Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.

      Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.

      Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.

      Согласно ст. 333.43 НК РФ налогоплательщиками НДД признаются организации — пользователи недр на участке недр, осуществляющие собственными силами или с привлечением третьих лиц деятельность по освоению этого участка недр в целях добычи на нем углеводородного сырья на основании лицензий, выданных в соответствии с российским законодательством о недрах и предусматривающих в том числе право на разведку и добычу нефти на участках недр, а именно:

      1. поиск и оценку месторождений углеводородного сырья, разведку, добычу (извлечение из недр) углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье) на участке недр;
      2. транспортировку добытого углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащую углеводородное сырье);
      3. подготовку углеводородного сырья; доведение углеводородного сырья (в том числе на мощностях третьих лиц) до качества, при котором такое сырье признается товаром в отношении налогоплательщика;
      4. хранение добытого углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье);
      5. создание объектов утилизации (переработки) попутного газа, связанных с пользованием участком недр;
      6. сдачу в аренду имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности, лицу, оказывающему налогоплательщику определенные услуги (выполняющему работы).

      Участки недр, определенные п. 3 ст. 336 НК РФ, также должны отвечать требованиям наличия извлекаемых запасов нефти, подтвержденных данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, в году, предшествующем году налогового периода.

      Согласно ст. 333.44 НК РФ организации вправе отказаться от перехода на НДД путем направления в налоговый орган уведомления в установленной форме и порядке в отношении участков недр, расположенных полностью или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, в Республике Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также участков недр, у которых доля извлекаемых запасов газа всех категорий в совокупных запасах углеводородного сырья участка недр (ЧГ) превышает 50% в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число года подачи уведомления об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу в отношении соответствующего участка недр.

      Уведомление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДД может быть представлено организацией — пользователем участка недр однократно в отношении такого участка недр.

      Объектом налогообложения по НД�� признается дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на четырех группах участков недр:

      1. новые участки недр, расположенные полностью или частично в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, а также в границах Ямало-Ненецкого автономного округа севернее 65 градуса северной широты со степенью выработанности запасов нефти меньше или равной 0,05 на 01.01.2017 (за исключением участков недр, указанных во второй группе), а также участки недр, расположенные в указанных регионах, запасы нефти по которым впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 01.01.2017;
      2. новые участки недр на территории России, включающие запасы углеводородного сырья месторождений, указанных в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 01.01.2018.
      3. разрабатываемые участки недр («браунфилды»), расположенные полностью или частично в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Коми со степенью выработанности запасов нефти больше или равной 0,2, но меньше или равной 0,8 на 01.01.2017 либо больше или равной 0,1, но меньше или равной 0,8 на 01.01.2017, если степень выработанности такого участка недр на 01.01.2011 превышает 0,01 и на 01.01.2017 участок недр находился в разработке не менее шести лет.
      4. новые участки недр, расположенные полностью или частично в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Коми со степенью выработанности запасов нефти меньше или равной 0,05 и начальными извлекаемыми запасами нефти менее 10 млн. тонн на 01.01.2017.

      Для участков недр 3 и 4 групп устанавливаются точные географические координаты и ограничения: для всех участков недр 3 группы по совокупной добыче нефти и газового конденсата за 2016 г. — в размере не более 15 млн. тонн, а для всех участков недр 4 группы по совокупным начальным извлекаемым запасам нефти и газового конденсата на 01.01.2017 — в размере не более 51 млн. тонн.

      Дополнительный доход согласно п. 2 ст. 333.45 НК РФ определяется как расчетная выручка от реализации добытого на участке недр углеводородного сырья уменьшенная последовательно на величину фактических расходов и расчетных расходов по добыче.

      Водный налог был введен в действие с 01.01.2005 с принятием гл. 25.2 НК РФ, заменив собой ранее действовавшую плату за пользование водными объектами промышленными предприятиями, которая также относилась к федеральным налогам, расширив круг налогоплательщиков. При этом водный налог входит в систему платежей, связанных с пользованием водными объектами.

      Особенности возникновения прав на водопользование, правовой статус водопользователей, виды водопользования регулируются Водным кодексом РФ.

      В состав водного объекта входят поверхностные водные объекты (поверхностные воды и покрытые ими земли в пределах береговой линии: моря или их отдельные части, реки, ручьи, каналы, водоемы, болота, родники, гейзеры, ледники, снежники) и подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты).

      Право на водопользование возникает из договоров водопользования и решений компетентных органов государственной власти и местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование.

      Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, которое подлежит лицензированию в соответствии с российским законодательством.

      Действовавший до 01.01.2007 ВК РФ предусматривал специальное и особое водопользование, осуществляемые исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании договора пользования водными объектами и лицензии на водопользование в соответствии с положениями Водного кодекса РФ, а пользование подземными водными объектами — на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах». Поэтому до 01.01.2007 плательщиками водного налога являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

      Новый Водный кодекс РФ отменил систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами, а уплата водного налога за пользование поверхностным водным объектом на основании договора или решения о предоставлении в пользование, заключенного (принятого) после 01.01.2007, была заменена взиманием платы неналогового характера.

      Однако, пользование подземными водными объектами (для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения) осталось объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии положениями НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01.01.2007, так и после этого срока.

      Таким образом, в настоящее время плательщиками водного налога являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, пользующиеся на основании лицензий подземными водными объектами, а также поверхностными водными объектами — на основании лицензий, выданных до 01.01.2007.

      НК РФ не содержит положений о специальной постановке на учет налогоплательщиков водного налога. Органы, осуществляющие лицензирование деятельности, связанной с пользованием природными ресурсами, обязаны сообщать сведения о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы, которые присваивают природопользователю-налогоплательщику соответствующий код постановки на учет.

      Объекты налогообложения определяются в соответствии с конкретными видами водопользования, перечисленными в п. 1 ст. 333.9 НК РФ:

      • забор воды из водных объектов;
      • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
      • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
      • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

      Не признаются объектами налогообложения 15 типов водопользования, среди которых: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, термальных вод, шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод; из водных объектов — воды для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, санитарных, экологических и судоходных попусков, орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, принадлежащих сельскохозяйственным организациям и гражданам, обеспечения работы технологического оборудования морских судов, судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания, рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений, плавания на судах, разовых посадок (взлетов) воздушных судов, осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, обеспечением нужд обороны страны и безопасности государства.

      Налоговая база как физическая характеристика объекта налогообложения либо его использования определяется согласно ст. 333.10 НК РФ отдельно по каждому водному объекту применительно к каждому из четырех видов водопользования, как: объем забора воды из водных объектов за налоговый период (1 ед. объема — 1000 куб. м воды), площадь акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (1 ед. площади — кв. км водного пространства), количество произведенной электроэнергии при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (1 ед.- 1000 кВтч электроэнергии), производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (1 ед.- 1000 куб. м леса за 100 км сплава).

      Налоговым периодом в соответствии со ст. 333.11 НК РФ признается квартал. Отчетные периоды не предусмотрены.

      Ставки водного налога установлены в ст. 333.12 НК РФ и являются специфическими (твердыми). Размеры ставок определены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и дифференцированы по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. В отличие от иных видов водопользования для пользования акваторией водного объекта ставка налога установлена на год.

      Кроме того, с налоговыми ставками применяются специальные коэффициенты, действующие в течение года (в 2018 г. — 1,75, в 2019 г. — 2,01, в 2020 г. — 2,31, в 2021 г. — 2,66, в 2022 г. — 3,06, в 2023 г. — 3,52, в 2024 г. — 4,05, в 2025 г. — 4,65).

      Налогоплательщики, не имеющие средств измерений для замера количества изъятых водных ресурсов обязаны применять дополнительный коэффициент 1,1, а добывающие подземные воды (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации в тару после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки — дополнительный коэффициент 10.

      Льготная ставка водного налога устанавливается для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

      При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере с учетом действующего коэффициента. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

      Порядок исчисления водного налога установлен в ст. 333.13 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате.

      Государственная пошлина занимает особое место в налоговой системе России.

      Взимание в государственную казну пошлин имело место еще в период становления Киевской Руси как раннефеодальной монархии, наряду с данью, штрафами и повинностями.

      Первоначально пошлины устанавливались в целях благоустройства: в интересах торговли при взвешивании и измерении товаров (вес и мера), за предоставление средств или помощи со стороны государства при перевозке товаров через реку или волоки (мыт и перевоз). Также взимались кормчита (пошлина с содержателей корчем), гостиная дань и торговое (пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за устройство рынка).

      В Х в. с развитием княжеских хозяйств появились пошлины с внешней торговли (торговые пошлины).

      Поскольку налоговая система конца XIX-XX в. характеризовалась превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета, пошлинам (в первую очередь таможенным) и сборам уделялось повышенное внимание. Однако легальной дефиниции термина «пошлина» не было. Под общим названием «пошлина» объединялись платежи различного наименования: собственно пошлины, сборы, платежи и платы.

      Ученые того времени, как правило, не придавали пошлинам самостоятельного значения. И.И. Янжул считал пошлины сборами, занимающими переходное положение от регалий к налогам. Э.Н. Берендтс также называл пошлины сборами, а сборы приравнивал к слову «взимание».

      Государственная пошлина была введена в России в 1930 г. в ходе проведения налоговой реформы с целью упрощения системы налоговых и неналоговых изъятий средств в бюджет. Она заменила собой ряд пошлин, взимавшихся ранее, в том числе гербовый сбор. Однако понятие и место государственной пошлины в налоговой системе определены не были.

      С середины 80-х гг. XX в. в рамках постепенной либерализации экономики и перехода к рыночным отношениям начался процесс расширения перечня юридически значимых действий, за которые взималась государственная пошлина.

      С принятием гл. 25.3 НК РФ (вступила в силу с 01.012005), регулирующей взимание государственной пошлины, сфера действия государственной пошлины была расширена за счет включения действий, за которые ранее взимались сборы или иные платежи.

      В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с российскими законодательными актами, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, включая выдачу документов (их дубликатов).

      Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица:

      1. при обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных налоговым законодательством;
      2. если они выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины.

      К юридически значимым действиям в соответствии с положениями гл. 25.3 НК РФ, относятся:

      • представление (подача) запросов, ходатайств, заявлений, исковых заявлений, административных исковых заявлений, жалоб в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или мировым судьям (ст. 333.19- 333.23, 333.36-333.37 НК РФ);
      • обращение за совершением нотариальных действий (ст. 333.24, 333.25, 333.38 НК РФ);
      • государственная регистрация актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий органами ЗАГС и иными уполномоченными органами (ст. 333.26, 333.27, 333.39 НК РФ);
      • совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, въездом в РФ и выездом из РФ (ст. 333.28, 333.29 НК РФ);
      • государственная регистрация программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологии интегральной микросхемы (ст. 333.30 НК РФ);
      • совершение действий в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней уполномоченными государственными учреждениями (ст. 333.31, 333.32 НК РФ);
      • государственная регистрация лекарственных препаратов, в том числе в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, регистрация медицинских изделий и биомедицинских клеточных продуктов (ст. 333.32.1, 333.32.2, 333.32.3 НК РФ);
      • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, договоров, прав и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество; транспортных средств; совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, проведением организованных торгов; выдача лицензий и разрешений; проставление апостиля; выдача докуме��тов (их дубликатов); легализация документов (ст. 333.33 НК РФ);
      • государственная регистрация выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, вывоз (временный вывоз) культурных ценностей, использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, получение ресурса нумерации и другие (ст. 333.34 НК РФ).

      Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ.

      При обращении за совершением юридически значимых действий государственная пошлина подлежит уплате до их совершения (до подачи документов в суд, до выдачи документов (их дубликатов), до совершения нотариального действия или проставления апостиля и т.д.). Особенности уплаты государственной пошлины устанавливаются НК РФ в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств.

      Вторая категория плательщиков уплачивает государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

      Размеры государственных пошлин установлены НК РФ в процентном отношении и в твердых суммах.

      Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

      Документально факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, для бюджетных учреждений — с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме. А в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

      При этом, факт уплаты государственной пошлины можно подтвердить информацией, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, которая исключает дополнительное подтверждение уплаты со стороны плательщика.

      Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?

      Все ставки выражены в процентах и рублях. К некоторым из них применяют коэффициенты. Ставка зависит от:

      • колебания цен;
      • способа и уровня сложности добычи;
      • характеристик территории, на которой находится месторождение;
      • колебаний цен на мировом рынке;
      • степени выработанности месторождения.

      Все коэффициенты действуют для определенных видов природных богатств. Они имеют конкретное значение или рассчитываются дифференцировано. Первые меняются в течение года.

      Ставка НДПИ может снижаться:

      • если предприниматель за собственные средства ищет месторождения (ведети геологоразведку полезных ископаемых). В этом случае показатель ниже на 30%;
      • при добыче в Магаданской области налог ниже на 40%. Но это не относится к углеродным и общераспространенным ископаемым.

      Ставки, выраженные в процентах, или адвалорные определяют стоимость полученной из недр земли продукции. Налог на добычу полезных ископаемых ставка а в рублях – это специфические ставки за количество добытого.

      Справка: Адвалорные ставки — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров.

      Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц — в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.

      Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.

      Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.

      Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.

      По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.

      КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.

      Определение расчетной стоимости осуществляется с учетом:

      1. Прямых расходов. Ими называют все траты на оплату труда, использование средств для добычи, размеры страховых взносов.
      2. Косвенных расходов. Это средства, потраченные на ремонт техники, освоение природных ресурсов, ликвидацию основных средств, которые выводятся из эксплуатации, консервацию и расконсервацию производственных мощностей и прочие.

      Чтобы получить данные о показателе, нужно из общего размера расходов выделить ту часть, которая соответствует добыче определенного вещества.

      С 1 января 2018 года налоговый вычет предоставляется и при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

      Сумма налогового вычета за налоговый период определяется в сумме по названным участкам недр и составляет 2 917 миллионов руб. Право на предоставление данного налогового вычета зафиксировано по 31 декабря 2027 года.

      Налоговую ставку умножают на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, который характеризует степень сложности добычи газа горючего природного и газового конденсата из залежей углеродного сырья.

      Расчет НДПИ на газовый конденсат осуществляется с учетом установленного корректирующего коэффициента.

      В ходе расчета налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя базового значения единицы условного топлива и коэффициента сложности добычи суммируют со значением показателя расходов на транспортировку ископаемого.

      Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств-участников Содружества Независимых государств или ЦДЗ НДПИ за июль 2019 года составляет 15 552 руб. за 1000 кубов газа без учета налога на добавочную стоимость.

      Плательщик должен регулярно отчитываться о том, сколько полезных ископаемых он добывает. Это нужно делать за каждый налоговый период. При этом не применяется расчёт нарастающим итогом. Отчитываться необходимо в налоговой по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

      Оплата выполняется на той территории, где расположен разрабатываемый участок. Если он находится за пределами РФ, то уплата производится по месту жительства.

      При определении базы для расчёта налога на нефть, рассчитывается не объём добытого, а обессоленная, обезвоженная и стабилизированная нефть. При расчёте выплат применяется коэффициент, который зависит от динамики мировых цен на нефть.

      При оплате налога за добычу природного газа или конденсата измерение производится в единицах условного топлива. При расчёте применяется коэффициент, который отражает сложность добычи. Кроме этого используется дополнительный корректирующий коэффициент.

      При оплате за добычу угля применяются коэффициенты-дефляторы, которые отличаются для различных видов угля. Если в затраты включены расходы на увеличение безопасности труда, то на них ставка уменьшается.

      При добыче драгоценных металлов учитывается не вся полученная руда, а содержащийся в ней драгоценный металл.

      Налоговым периодом является месяц. Срок оплаты — не позднее 25 числа месяца после окончания каждого такого периода. Отчётность и оплата производятся отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых. Используемые при расчёте ставки и коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.

      Получателем выплат является федеральный бюджет. Пользователь недр обязан сдавать отчётность начиная с того квартала, в котором фактически началась добыча ископаемых. Декларацию подают в течение месяца после окончания налогового периода. Её можно сдавать в бумажной или электронной форме. Сумма налога указывается за текущий месяц.

      При сдаче используется специальный бланк. Его форма была утверждена в 2015 году. Документ состоит из нескольких разделов:

      1. Указание вида подземных ископаемых и его кода.
      2. Расчёт налоговой базы с указанием понесённых расходов.
      3. Указание суммы налога за отчётный месяц с описанием расчёта.

      По каждому участку, на котором происходит добыча, данные указываются отдельно.

      На начальной странице необходимо подробно указать реквизиты организации. В случае, когда в течение одного или нескольких месяцев добычи не происходило, подача декларации является обязательной. При этом в поданном документе в соответствующих графах ставят ноль. В этом случае сдают начальный лист с реквизитами организации и первый раздел.

      Если среднесписочная численность за год не превышает 100 человек, то электронная форма подачи является обязательной. В остальных случаях плательщик может выбирать между ней и бумажным документом.

      При оплате налога может применяться налоговый вычет. Это возможно в тех случаях, если в числе затрат, учтённых при расчёте рассматривались те, которые сделаны в целях увеличения безопасности работников. Вычет образуется при условии, что данные затраты относятся к уже выплаченным суммам налога.

      Он может использоваться одним из двух способов:

      1. В соответствующем объёме уменьшается налоговая база.
      2. При выплате налога на указанную сумму уменьшаются налоговые обязательства.

      Способ использования выбирает плательщик налога.

      Заключение

      При добыче полезных ископаемых нужно платить НДПИ. Первый месяц — это тот, в котором фактически начались работы. Расчёты за каждый вид ископаемых имеют свои особенности, которые необходимо знать плательщику.

      Обязанность расчетов по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на юридических лиц и ИП, пользующихся недрами. Как и прочие налоговые платежи, он характеризуется определенными элементами:

      Элементы Расшифровка Характеристики
      Субъекты Плательщики налога Предприятия и ИП, производящие добычу полезных ископаемых, состоящие на учете в налоговой службе в качестве налогоплательщика
      Объект Ископаемые, добытые субъектом предпринимательской деятельности Не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, добытые ИП для личных нужд
      Ставки Процент платежа, подлежащий уплате Ставка налога напрямую зависит от того, какие виды ископаемых были добыты. Для определенных их видов ставка налога составляет 0%.
      База То, что облагается налогом. Это может быть как число добытых ископаемых, так и их стоимость База налога варьирует в зависимости от вида полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно
      Льготы Не предусмотрены Как таковых налоговых льгот по этому платежу НК не предусмотрено. Но законодательством определен перечень полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом по нулевой ставке
      Порядок перечисления Отчеты по налогу должны предоставляться налогоплательщиком ежемесячно
      Период Период времени, за который производится начисление налога Налоговый период определен в один месяц


      Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.